Самое читаемое в номере

Битвы за историю

A A A

Новый польский закон о лагерях смерти сеет рознь. Правящая партия Закон и справедливость хочет переписать историю так, чтобы поляки в ней всегда были лишь жертвами и никогда – преступниками.

inosmi
6 февраля 1943 г. в Освенцим прибыла 2-тысячная партия евреев из белостокского гетто (Северо-Восточная Польша). Почти все они погибли в газовых камерах этого лагеря смерти. То был всего лишь ещё один ужасный эпизод в шестилетней саге нацистского варварства в Польше.
Во время Второй мировой войны погибли шесть миллионов поляков. Почти все из них были жертвами Третьего рейха. На этой неделе, спустя ровно 75 лет после того обычного дня в Освенциме, Польша приняла закон, который грозит штрафом и тюремным заключением любому, кто попытается приписать эти преступления «польской нации».
Поляки долго ругались по поводу выражения «польские лагеря смерти», которое Барак Обама бездумно обронил в 2012 г. Но это была всего лишь неуклюжесть, а не исторический ревизионизм: никто не утверждал, что поляки руководили Освенцимом или каким-либо ещё лагерем в Польше.
Перед подписанием закона польский президент Анджей Дуда заявил, что никто из переживших Холокост не должен бояться делиться воспоминаниями. На учёных и художников положения этого закона тоже не распространяются.
А вот польским учителям или журналистам следует хорошенько подумать, прежде чем начинать разговор, например, о погроме в Едвабнем в 1941 г., в период нацистской оккупации, когда сотни евреев были заперты в овине и сож-жены заживо поляками.
Зачем был нужен такой закон?
Подробное изучение этого акта даёт ключ к разгадке. Он касается не только Холокоста, но и отрицания преступлений против поляков, совершённых во время войны
«украинскими националистами». Судьбы поляков и украинцев тесно переплела история оккупации, погромов и этнических чисток. Порою они были союзниками, порою – врагами.
Поляки содрогнулись, когда в украинских городках стали устанавливать памятники и переименовывать улицы в честь Степана Бандеры, национального героя. Его национально-освободительное движение послужило основой для создания повстанческой армии, которая убила на оккупированных нацистами землях десятки тысяч поляков в 1943 г.
Но украинцы убеждены, что её действия надо рассматривать в более широком контексте истории польской колонизации и угнетения. Эти споры впору вести учёным, а не политикам. Но польское правительство, формируемое с 2015 г. популистской партией Закон и справедливость (ПиС), хочет поставить историю на службу политике партии.
Война и оккупация оставили по всей Восточной Европе глубокие шрамы. Жителям Западной Европы это сложно понять.
Это регион соперничающих историографических традиций, затаённых обид и слабых государств, где вожди-демагоги всегда будут пытаться обратиться к обширному арсеналу исторической памяти. Противоречивый украинский закон о «декоммунизации» придал юридическую силу одной из таких историографических традиций.
В основе популистского национализма Виктора Орбаана в Венгрии лежит недовольство Трианонским договором, который расчленил венгерские земли после Первой мировой войны. Россия и Литва приняли законы о толковании истории. Это явление свойственно не только бывшим коммунистическим государствам.
В Греции политики были воодушевлены растущим сопротивлением националистов разрешению «проблемы названия» Македонии – их соседки, ранее входившей в состав Югославии. Они убеждены, что за этим названием скрываются притязания на одноимённую провинцию в Северной Греции.
Этот бессмысленный спор на долгие годы задержал вступление Македонии в ЕС и НАТО. Хотя, возможно, вскоре он будет разрешён. Если Греция согласится.
Копание в прошлом может вытащить на свет божий любые гадости. Опасаясь, что Дуда наложит вето на исторический закон, группа головорезов провела демонстрацию перед президентским дворцом, призывая президента «снять ермолку» (а он не еврей).
Лозунг бритоголовых «За чистую Польшу!» стал привычным на Польских маршах. Растёт ненависть в отношении примерно 1 млн живущих здесь украинцев.
Пострадали и отношения с союзниками. Нападки Израиля на польский закон попали на первые страницы газет, но не менее враждебно настроена по отношению к нему Украина. Рада назвала его «искажающим историю», а некоторые украинские историки заявили, что больше не будут ездить работать в Польшу.
Кажется, что ПиС черпает вдохновение в циничном определении нации, данном чешским политологом Карелом Дёйчем: «группа людей, объединённых общей ошибкой по вопросу своего происхождения и общей нелюбовью к своим соседям».
Так было не всегда. В 1990-е годы польские вожди руководствовались «доктриной Гедройца» о дружественных отношениях со своими соседями из бывшего Совет-ского Союза. Ещё совсем недавно Польша решительно выступала за вступление Украины в ЕС.
Побуждения украинцев сложнее. Мифологизация Бандеры отражает потребность в национальных героях в эпоху, когда их страна подверглась вторжению и оккупации со стороны России. Немногие украинцы знают о тех зверствах, что совершили в отношении поляков их предки. Хотя в 2016 г. был шанс изменить эту ситуацию, если бы правительство не стало запрещать показ польского художественного фильма «Волынь» о резне 1943 года.
Нас никто не любит,
но мы не беспокоимся
Если новый польский закон принимался для того, чтобы отвлечь внимание от преступлений поляков, то достичь этой цели не удалось. Наоборот, несколько недель зарубежные средства массовой информации в подробностях рассказывали о польских зверствах военной поры. Скорее всего, ставилась другая задача. ПиС только крепнет от такого посрамления. Её наступление на политические институты Польши, особенно на судебную систему, и её дипломатические ошибки сделали эту страну отверженной как в Европе, так и в Америке.
Но всё большему числу избирателей нравится такая политика. Поддержка ПиС в опросах общественного мнения достигла почти 50%. Международная реакция на новый закон подкрепила внушаемую правительством идею, что только на него можно положиться в отстаивании исторической правды и защите чести польской нации.
Спустя несколько часов после подписания Дудой законопроекта премьер-министр Матеуш Моравецкий заявил, что Польша только сейчас начинает избавляться от зависимости от внешних сил, которой были отмечены десятилетия, прошедшие после падения коммунизма. Этим законом правительство хочет представить Польшу как исключительную жертву истории, а сомневающихся в этом объявить предателями.
Во время недавнего взрыва оптимизма по поводу перспективы разрешения проблемы с названием Македонии Никола Димитров, министр иностранных дел этой страны, заявил, что видит «возможность выбраться из окопов истории». Так и будет, если повезёт. Правда, другие страны только ещё больше окапываются в ней.
The Economist, 10 февраля 2018 г.

 

Прочитано 997 раз

Поиск по сайту