Недоверие к социальным сетям тянет вниз и традиционную журналистику

A A A

Рассказывает Джэймс Болл, бывший редактор особых проектов The Guardian, автор книги «Послеправда: Как бред сивой кобылы завоевал мир».

В исследовании, посвящённом влиянию ложных новостей и социальных сетей на уровень доверия в обществе, содержится мало утешительного для традиционных средств массовой информации.
 Международное исследование пришло к выводу, что тех, кто не доверяет средствам массовой информации, в 2 раза больше, чем тех, кто им доверяет. Треть опрошенных заявили, что стали реже смотреть новости. Только 6% взрослых британцев назвали себя «информированными». Тем не менее, многие средства традиционные издания сочли это хорошими новостями.
Причина в том, что исследование показало, что люди больше доверяют журналистам, чем таким «платформам», как Facebook и Twitter. Это радует. Значит, высококачественная журналистика и традиционные средства массовой информации начинают контрнаступление против высокотехнологичных гигантов.
Но есть и плохие новости. Традиционные новостные издания ведут не ту войну. Падение доверия к гигантам социальных сетей (неудивительное после целого года разговоров о ложных новостях, русской пропаганде и информационных пузырях) не ведёт к автоматическому росту доверия к традиционным репортёрам.
В Британии за год доверие к социальным сетям упало всего на 4 процентных пункта. И это после бесконечных рассказов о том, что они используются пропагандой. В США аналогичный показатель составил 11 процентных пунктов.
В мире в целом традиционным средствам массовой информации доверяют меньше, чем бизнесу и НКО, и столько же, что и правительствам. И уровень доверия не растёт. Возможно, кто-то из журналистов позлорадствует, что к социальным сетям люди относятся с ещё большим сомнением. Но радоваться тут особо нечему.
66% опрошенных в результате исследования, проведённого Барометром доверия Эдельмана в 28 странах, заявили, что средства массовой информации больше заботит не качество их репортажей, а привлечение как можно большей аудитории.
65% сказали, что традиционные издания жертвуют точностью ради того, чтобы первыми сообщить новость.
59% заявили, что для средств массовой информации важнее идеология, чем информирование общества.
Большинство изданий (в том числе ведущих) отвечают на эту статистику переходом в глухую оборону. Они говорят, что критика несправедлива и преувеличена, и противопоставляют нелестным цифрам свои лучшие образцы репортёрской работы.
Частично такая реакция справедлива, но по большей части бессмысленна. Если столь много людей столь мрачно смотрит на работу средств массовой информации, то с этим надо разобраться, а не отвергать с порога как несправедливую критику.
Утрата доверия средствами массовой информации – ещё не самый худший вывод, полученный в ходе исследования.
Значительная часть аудитории либо всё меньше интересуется новостями, либо вообще прекращает их читать и смотреть.
Исследование показало, что треть жителей Британии стали реже читать и смотреть новости, а около 20% теперь вообще не обращают на них внимания.
Ещё более тревожен вывод, что некоторые из тех, кто отворачиваются от новостей, относятся к числу тех категорий населения, за которыми больше всего охотятся рекламодатели, а значит, и влиятельные новостные издания.
В Британии больше всего тех, кто перестал интересоваться новостями, среди хорошо образованных профессионалов в возрасте старше 40 лет, живущих в Лондоне и имеющих детей. Среди названных ими причин такого отношения – то, что новости «слишком угнетающие», «слишком необъективные», «навязывают какую-то скрытую повестку дня».
Это указывает на два одновременно разворачивающихся кризиса.
Во-первых, когда люди отворачиваются от традиционных изданий, опасаясь «скрытой повестки», они становятся уязвимы для поляризующих и экстремистских посланий из других источников. Как ни странно, этот кризис будет легко преодолён по мере увеличения числа тех средств массовой информации, что не заслуживают особого доверия.
Вторая проблема гораздо серьёзнее: люди всё больше рассматривают новости как разновидность развлечений.
И они вправе выбирать: доверять им или нет. Новости действуют угнетающе? Не соответствуют вашим взглядам? Так зачем ими интересоваться?
В условиях, когда политики и все остальные принижают и унижают средства массовой информации, подобные воззрения становятся всё более распространёнными.
Давайте взглянем в лицо действительности. Новости – это не новая комедия от Netflix, но нам всем будет лучше, если мы будем время от времени их смотреть и читать.
Конечно, правительство и общество выигрывает от существования свободных и высококачественных новостных изданий, даже если журналисты сидят занозой в заднице (это когда они делают свою работу хорошо).
Угроза сейчас заключается в том, что традиционные издания могут быть сбиты с толку идеей необходимости ведения войны с гигантами социальных сетей, в которой они видят борьбу с нулевой суммой.
В действительности они, похоже, неразрывно связаны друг с другом. Они утонут либо выплывут вместе. Новостные издания не спасёт разочарование публики в Facebook. Для этого потребуется предпринять гораздо большие усилия.
The Guardian, 22 января 2018 года

 

Прочитано 434 раз

Поиск по сайту

Реклама