Недоступная доступность

A A A

Летом 2017 г., в час пик, вниз по ул. Лермонтова, по направлению от областной больницы, ехал парень в инвалидном кресле. Ехал по проезжей части, по встречке, прижимаясь к бордюру. Маршрутные такси держались ближе к середине, чтобы не задавить человека в инвалидной коляске.
Я ехала в одной из встречных маршруток, но сделать фото или видео не успела. Тогда же возникла мысль: предложить главе города вместе с губернатором проехать в инвалидных колясках хотя бы по центру Пензы, чтобы собственным телом прочувствовать доступность городской среды для маломобильных групп населения.

Почему парень не поехал по тротуару, было ясно как дважды два.
Бордюр на съездах при переходах через проезжую часть вроде бы уложен с наклоном – недавно отремонтировали все дороги. Но уложен неровно. Гладкого наклона нет. Перепады высоты таковы, что пешеход споткнется и не всякий велосипедист переедет. Дети в колясках трясутся и подскакивают. Человек в инвалидном кресле либо не преодолеет препятствие, либо рискует перевернуться или вылететь из кресла.
А в ноябре в газету обратилась Юлия Горбенко. В силу семейных обстоятельств к ней из Перми переехала родственница Светлана Ягафарова, которая последние шесть лет находится в инвалидном кресле.
И тут Юлия обнаружила, что среда в Пензе катастрофически не приспособлена для комфортного перемещения маломобильных групп населения. На железной дороге действует программа мобильности: перевозка в специальном купе, сопровождающий помогает добраться от вагона до вокзала. А потом…
Пандус на входе в подъезд вроде бы есть – их в районе Кижеватова – Окружной несколько лет назад приварили у каждого крыльца. Но вкатить по нему инвалидное кресло оказалось невозможно. Потому что пандус сделан из подручного материала (старых батарей) без учета нормативов.
На курс реабилитации Светлане Ягафаровой надо будет регулярно ездить в специальное учреждение. Добираться туда с ул. Кижеватова – головная боль. По словам Юлии, в их микрорайон не ходят автобусы, приспособленные для перевозки людей в инвалидных креслах.
Социальное такси, как узнала Юлия, позволяет инвалиду воспользоваться услугой перевозки 10 раз в год, только в дневное время, по предварительной записи.
dostupnostСветлана Ягафарова рассказала, что в Перми с доступностью среды все нормально. Когда Светлана оказалась в инвалидном кресле, в России как раз начала действовать программа «Доступная среда». И в Перми эта программа, по ощущениям Светланы, хорошо реализована. Закованной в четыре стены она себя не чувствовала. Бывала в театре, на концертах. Гуляла по улицам и в парке. Потому что в Перми съезды-заезды на тротуары сделаны так, что можно проехать по ним в инвалидном кресле без риска перевернуться. И не только в центре города. Есть, правда, выложенные плиткой участки, где стоки ливневой канализации перерезают тротуар поперек, а колеса инвалидного кресла в них застревают. Но это скорее исключение.
Все общественные заведения Перми оборудованы правильными пандусами. То есть такими, где угол наклона не превышает 5-10 градусов. Ширина пандуса не меньше ширины самого широкого инвалидного кресла. Обязательно есть перила.
В Перми пол у автобусов и троллейбусов низкий, практически вровень с бордюром: водитель подруливает поближе к тротуару, коляска может свободно заехать.
Светлана удивилась, что оборудовать пандус у входа в подъезд в соответствии с нормативами оказалось проблематичным в Пензе.
В Перми, по словам Светланы, с любой проблемой идешь к депутату – он решает. В частности, во дворе дома, где она жила, депутат заставил переделать бордюр, чтобы сделать беспрепятственным проезд на инвалидной коляске.
* * *
Впервые в общероссийском масштабе требования о доступности среды для маломобильных групп населения вошли в строительные нормы в 2001 г. В 2013 г. они менялись. С 2017 г. действует актуализированная редакция СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения». Однако документ касается вновь проектируемых объектов. Как быть с уже построенными? В Горжилстройтехинспекции и горархитектуре отвечали, что вопрос не к ним.
В 2012 г. Российская Федерация ратифицировала Конвенцию ООН о правах инвалидов. С этого времени в стране принята долгосрочная программа «Доступная среда» для создания безбарьерной доступной среды для маломобильных групп населения. Такая среда необходима не только инвалидам. Мамы с колясками нуждаются в ней не меньше.
По результатам национального рейтинга доступности среды Пермский край занял 33 место среди 85 субъектов РФ. Пензенская область заняла всего лишь 72 место. Наша область оказалась в группе регионов, где объекты доступной среды «имеют единичный характер и не соединены единой концепцией городской инфраструктуры».
Между тем региональный Минсоцтруд пишет в ответе на редакционный запрос, что адаптация объектов социальной сферы для инвалидов и других маломобильных групп населения в Пензенской области ведется с 2008 г.
На 11 листах, подписанных заместителем министра Еленой Егоровой, подробно перечислены мероприятия и затраченные суммы – немалые.
В частности, в 2008 г. на 3 млн руб. из местных бюджетов обеспечено элементами доступности для инвалидов 892 социальных объекта.
По областной целевой программе в 2009-2010 гг. региональный бюджет выделил 2,3 млн руб. На эти деньги ОКБ им. Бурденко, ОКДБ им. Филатова и четыре областных учреждения социальной защиты оборудовали элементарными приспособлениями доступности (пандусы, съезды, поручни и т. п.).
С принятием федеральной программы суммы, выделяемые на создание доступной среды, выросли на порядок. В 2012 г. финансирование составило почти 40 млн руб. Чуть больше половины суммы выделялось из бюджета области, примерно по одной четверти – из федерального и местных бюджетов.
Всего за три года, с 2008 г. по 2010 гг., на приспособление объектов социальной сферы для маломобильных групп населения было выделено 5,3 млн руб.
За шесть последующих лет, с 2012 г. по 2017 г., из бюджетов всех уровней в рамках программы «Доступная среда» было потрачено уже свыше 179 млн руб. Больше всего, 66,5 млн руб., – в 2014 г.
Средства расходовались на лифты в больницах и социальных объектах, туалеты в различных социальных и образовательных учреждениях. На установку тренажеров. На специальное оборудование для интернатов и школ. На организацию работы «социального такси» в Пензе, Заречном и Кузнецке. На учебное, реабилитационное, компьютерное оборудование. Около 300 тыс. руб. ежегодно тратится на субтитрирование программы «Вести. Пенза» для инвалидов по слуху.
Судя по ответам на редакционные запросы, с доступным для маломобильных групп населения транспортом в Пензе все неплохо.
dostupnost2В 2012 г. для МУП «Пассажирские перевозки Пензы» администрация купила четыре автобуса большой вместимости, соответствующие требованиям по перевозке инвалидов. Для этого из областного и городского бюджетов выделялось по 9,25 млн руб. (всего 18,5 млн руб.).
В 2017 г. на условиях софинансирования из бюджета
г. Пензы перевозчик ООО «Меркурий» приобрел за 140,74 млн руб. 31 автобус большого класса (КАВЗ-4270-70). Автобусы, как ответили из городской администрации и Минсоцтруда, отвечают требованиям по перевозке инвалидов и других маломобильных групп населения. Они предназначены для муниципального маршрута № 54 «Аэропорт-Арбековская застава».
Перевозчик получил в общей сложности 55 млн руб. субсидий. Из бюджета Пензенской области – 49,3 млн руб., из бюджета г. Пензы – 4,9 млн руб.
В городе Пензе на маршрутах № 7 (21 троллейбус) и
№№ 54, 30, 68, 82с (56 автобусов большого класса) работают транспортные средства, оборудованные откидными аппарелями для посадки-высадки инвалидов-колясочников.
В текущем году ул. Кирова была вымощена специальной тактильной плиткой. 219 пешеходных переходов, судя по ответу городской администрации, приведены в нормативное состояние – бордюрный камень обеспечивает доступность маломобильных групп населения.
В настоящее время для инвалидов и маломобильных групп населения доступны 35 объектов транспортной инфраструктуры: 18 мостов, 14 путепроводов и 4 эстакады (в сумме выходит 36, но в ответе администрации значится 35 объектов).
На бумаге все хорошо.
Чтобы понять, как реально соблюдены нормы при укладке того же бордюрного камня, наверное, все-таки нужно мэру Пензы и губернатору прокатиться на инвалидных колясках хотя бы от областной больницы до драматического театра или вокзала. И постараться заехать по дороге в банк, магазин и аптеку.

 

Прочитано 556 раз

Поиск по сайту

Реклама