Самое читаемое в номере

Революционное вырождение

A A A

Запад позволяет Украине проигрывать битву с коррупцией. Местная система подкупа и безразличие зарубежных стран предают завоевания революции на Майдане.

Украина вновь в смятении. Опять протестующие перегораживают улицы и скандируют: «Долой банду!» В холодном киевском воздухе вновь чувствуется запах гари. Полиция снова пытается снести палатки протестующих.
Правда, размах событий меньше, чем четыре года назад, когда демонстранты на Майдане Незалежности свергли разложившийся режим президента Виктора Януковича. Но сейчас на кон вновь поставлена жизнеспособность Украины как государства.
Катализатором последних беспорядков стал Михаил Саакашвили, бывший президент Грузии, приехавший на Украину после восстания на Майдане, чтобы помочь в борьбе с коррупцией. Поработав одесским губернатором, Саакашвили выступил против украинского президента Петра Порошенко.
В ответ Порошенко лишил его украинского гражданства в тот момент, когда Саакашвили находился за границей. (Грузинского гражданства его лишили ещё раньше.)
Не имеющий гражданства ни одной страны Саакашвили демонстративно вернулся на Украину, прорвавшись с помощью своих сторонников через пограничную заставу. З декабря на митинге он призвал к импичменту Порошенко.
Через два дня сотрудники украинской службы безопасности пришли его арестовывать. Саакашвили залез на крышу 8-этажного здания и стал оттуда собирать своих сторонников. Когда агенты схватили его, толпа перегородила дорогу их машине и освободила Саакашвили. С наручниками на одной руке Саакашвили повёл своих сторонников к Раде – украинскому парламенту, – чтобы потребовать отставки Порошенко.
Попытка Порошенко показать свою силу закончилась демонстрацией слабости. Отчётливо выявилось, что государство поражено тайными сделками и взяточничеством. Корни кризиса лежат в неспособности правящей элиты выполнить главное требование революции на Майдане – покончить с господствующей в стране олигархической системой.
Никто не питал особых надежд на то, что разложившаяся элита сможет преобразовать Украину и установить в ней власть закона. Повод для оптимизма давали зависимость элиты от помощи Запада и тесный союз последнего с мощным движением гражданских активистов.
Но ставка на эти факторы была бита. Гражданское общество так и не создало политическую машину, а Европейский Союз просто устал от Украины. Но ещё более важно то, говорит Юлия Мостова, главный редактор независимого еженедельника «Зеркало недели», что у Америки больше нет комплексной политики в отношении Украины.

 


Изуродованные преобразования
Американская политика теперь сосредоточена на вопросах безопасности. О внутренних проблемах Украины упоминается вскользь.
Президент Доналд Трамп мало интересуется государственным строительством на Украине. (Возможно, он даже обижен на Украину за то, что та помогла американским следователям изобличить Пола Манафорта, руководителя его предвыборного штаба.)
Теперь в Америке никто из высших чиновников не курирует Украину. «Это проверка на жизнеспособность украинской демократии без Америки», – говорит Мостова.
За последние месяцы положение на Украине ухудшилось. Борцы с коррупцией и оппозиционные политики оказались под давлением. Союзники Саакашвили были измотаны. Некоторые журналисты стали беспокоиться по поводу собственной безопасности.
Изнурённая войной и всё ещё не имеющая нормально работающих институтов Украина оказалась перед угрозой погружения в феодальную междоусобицу. Теперь влияние олигархов измеряется не столько размером их состояний, числом преданных депутатов и владением телеканалами, сколько наличием собственных вооружённых сил.
Одна из самых влиятельных фигур – это министр внутренних дел и магнат Арсен Аваков. Аваков контролирует полицию и национальную гвардию, а также телеканал. Формально Аваков входит в правящую коалицию с Порошенко, но фактически они – соперничающие олигархи. Аваков хочет, чтобы Украина перешла к парламентской системе, которая обеспечит каждому политическому деятелю участие в управлении страной.
Переругавшуюся украинскую элиту мало заботит судьба государства. Она готова объединяться лишь ради борьбы с гражданскими активистами и независимыми институтами, угрожающими её олигополии.
Самая острая борьба ведётся вокруг Национального антикоррупционного бюро (НАБУ) – единственного пользующегося доверием учреждения, созданного благодаря давлению со стороны гражданского общества и поддержке Запада. Обученные американским ФБР сотрудники НАБУ потревожили очень серьёзных людей на Украине, что вызвало неизбежные контратаки.
Борьба обострилась в октябре после задержания НАБУ сына Авакова по подозрению в присвоении 521 000 долл. с помощью контракта на поставку министерству внутренних дел рюкзаков. Аваков посчитал это объявлением ему войны Порошенко и направил национальную гвардию и полицию, чтобы перегородить дороги в Харьков и не дать посадить своего сына под арест. Раньше Аваков поддерживал НАБУ как противовес Порошенко. Теперь он перестал это делать, оставив Бюро без защиты.
29 ноября генеральная прокуратура, контролируемая Порошенко, сорвала операцию по расследованию деятельности заместителя главы иммиграционной службы, подозреваемого в том, что он заработал 30 000 долл., продавая украинское гражданство иностранцам.
Тайный агент НАБУ была арестована сотрудниками генеральной прокуратуры в тот момент, когда передавала «взятку». Потом агента освободили, но операция была сорвана. Артем Ситник, глава НАБУ, говорит, что деятельность его ведомства парализована: «Всё, что у нас есть, это наши единство и убеждённость, что наше дело правое».
Правительства ЕС и Америки разразились жёсткими заявлениями. «Эти действия являются частью усилий по подрыву независимых антикоррупционных учреждений, которые поддерживают Соединённые Штаты и другие страны», – заявил Государственный департамент.
Эти заявления правящая коалиция встретила с глубоким презрением, отправив в отставку главного сторонника НАБУ – председателя парламентского комитета по противодействию коррупции. Она также попыталась лишить НАБУ независимости, но была остановлена протестами гражданских активистов и МВФ – главным кредитором Украины.
Олигархи уверены, что заявления со стороны Америки – это всего лишь риторика. Если признать, что Украина разложилась и не способна нормально функционировать, то это вызовет неудобные вопросы со стороны американских избирателей по поводу вовлечённости их страны в украинские дела и санкций против России.
Порошенко, чья популярность покоится на войне с Россией, заклеймил своих внутренних противников как русских агентов. Его генеральный прокурор обвинил Саакашвили в попытке устроить прорусский переворот.
Фактически переворот в Киеве уже идёт: правители Украины уводят свою страну всё дальше от Запада. В то время, как уровень одобрения деятельности Порошенко падает, всё больше украинцев начинают положительно относиться к России. Это, должно быть, радует Путина.
The Economist, 9 декабря 2017 г.

Прочитано 291 раз

Поиск по сайту