Самое читаемое в номере

Маленькая идиллия еврейско-мусульманского сосуществования в Марокко.

A A A

Эс-Сувейра подаёт пример всему остальному Ближнему Востоку

Раз в году в маленький приморский городок Эс-Сувейру (Марокко) возвращается его потерянная еврейская община. Сефардские трели отражаются эхом от побелённых стен его синагог.
Средневековый рынок заполняется еврейскими ермолками. Раввины и канторы желают мусульманам «шаббат шалом» и радуют их еврейскими заклинаниями. «Это наша культура», – говорит торговец из Марракеша, который проделал путь в 200 км, чтобы послушать это.
Это возрождение –  почин Андре Азулая, 76-летнего еврея из Эс-Сувейры (их осталось всего трое) и бывшего советника марокканских королей.
Каждую осень он устраивает красочный праздник андалусийской музыки, призванный собрать на выходные вместе сотни евреев и мусульман для посещения концертов и участия в диалоге.
Местные жители набиваются на трибуны маленького стадиона, чтобы посмотреть, как еврейские канторы и чтецы Корана поют, стоя плечом к плечу. Сюда приезжают и израильтяне, и палестинцы.
«Эс-Сувейра – это то, чем когда-то был Ближний Восток и чем, возможно, он когда-нибудь снова станет», – говорит Азулай.
Когда евреев в XV в. изгнали из Испании и Португалии, многие из них бежали в Марокко. В 1948 г., когда было провозглашено создание государства Израиль, в этом королевстве жило более 250000 евреев. В последующие десятилетия на фоне обострения арабо-еврейских отношений многие уехали. Осталось меньше 2500 человек (правда, это больше, чем где-либо ещё в арабском мире).
Ни одна из арабских стран не сделала больше для возрождения еврейского наследия, чем Марокко. Королевство восстановило 110 синагог.
Среди них  – Слат-Лкахаль, открытая в Эс-Сувейре во время праздника. В этом году в старой крепости должен открыться Центр иудео-мусульманских исследований.
Королевство гордится единственным в арабском мире еврейским музеем. «Раньше у нас на флаге и монетах была шестиконечная звезда, как у Израиля, – говорит Зхор Рехихиль, куратор музея (он мусульманин). – Потом, во времена французского господства, её поменяли на пятиконечную».
Между Марокко и Израилем нет официальных дипломатических отношений, но ежегодно королевство посещают более 50000 израильтян.
Этим летом был открыт новый авиарейс между Тель-Авивом и Эд-Дар-эль-Бейдой – крупнейшим городом Марокко. Самолёты делают получасовую посадку на Мальте, чтобы создать видимость, что между двумя странами нет прямых рейсов.
Марокко ежегодно выдаёт сотни паспортов израильским евреям марокканского происхождения. Их выдано уже почти полмиллиона.
«Это лучшая возможность для путешествий по арабскому миру», – говорит один из новоиспечённых подданных. Процедура занимает месяц; при этом не задают никаких вопросов из области безопасности.
Азулай настаивает, чтобы гости из Израиля рассказывали об этой идиллии сосуществования по возвращении домой. Кое-кто сомневается, что эту сердечность можно перенести в другие места.
Один израильский чиновник, побывавший здесь, сказал так: «Марокканские арабы не такие, как наши».
The Economist,
4 ноября 2017 года.

Прочитано 798 раз

Поиск по сайту