Япония: эпоха благоденствия

A A A

22 октября в 126-миллионной Японии пройдут выборы в Палату представителей. Рассказывает обозреватель «Улицы Московской» кандидат исторических наук Михаил Зелёв.

63-летний консервативный премьер-министр Японии Синдзо Абэ распустил нижнюю палату парламента и назначил досрочные выборы. На них консерваторы из Либерально-демократической партии (ЛДП) попытаются завоевать право остаться у власти на третий срок.

 

japan
Все счастливые страны похожи друг на друга
Япония вышла из затяжного кризиса. В стране уже третий год наблюдается мощный хозяйственный подъём. Стремительно растёт экспорт. Уровень безработицы упал до 2% (такого японская экономика не помнит с начала 1990-х годов).
Причины успеха кроются в опирающейся на классические кейнсианские рецепты антикризисной политике правительства С. Абэ и Банка Японии во главе с Харухико Куродой. С. Абэ и Х. Курода буквально залили деньгами народное хозяйство Японии. Ещё в 2013 г. бюджетный дефицит в стране был равен 7,8% ВВП, и даже сейчас он остаётся на 4,5% отметке.
Банк Японии закачивает в экономику по 715 млрд долл. ежегодно, а его баланс уже достиг 70% ВВП. В Японии (как и в Швейцарии, Швеции и Дании) действует отрицательная процентная ставка (–0,1% при годовой инфляции в 0,7%). С момента прихода к власти консерваторов в 2012 г. иена была девальвирована по отношению к доллару на 23%.
Всё это создало самые благоприятные условия для развития экономики.
Япония сегодня остаётся индустриальной державой № 3 нашей планеты: по добавленной стоимости, сгенерированной в обрабатывающей промышленности, она уступает только Китаю и США. На долю машиностроения приходится 69% товарного экспорта Японии (у России – 8%).
Начало XXI в. стало временем торжества японской науки. Япония прочно занимает 2-е место в мире (после США) по числу нобелевских лауреатов в естественнонаучных дисциплинах, получивших премию в этом столетии.
Как свидетельствуют данные последнего обследования ОЭСР, японская средняя школа (наряду со средней школой Сингапура, Тайваня, Финляндии, Канады и Южной Кореи) входит в число лучших школьных систем планеты.
По данным ВОЗ, средняя ожидаемая продолжительность жизни в Японии самая высокая в мире – 83 года (в США – 79 лет, в России – 70 лет). При этом Япония расходует на свою систему здравоохранения лишь 10% ВВП, а США – 17%.
Наконец, показательно, что хозяйственный подъём происходит на фоне высочайшего расцвета нравственности и духовности японцев. По данным Управления ООН по наркотикам и преступности, число умышленных убийств в год на 100 тыс. населения составляет в Японии 0,31 (в Сингапуре – 0,25, в Австрии – 0,51, в Испании – 0,66, в Китае – 0,74, в Германии – 0,85, в США – 4,88, в России – 11,31).


Уроки японского
Причины расцвета Японии после Второй мировой войны хорошо известны. Но даже прописные истины время от времени полезно повторять.
Урок первый. Важным условием послевоенного подъёма Японии стала потеря этой страной её колониальной империи, в которую на пике военных успехов японцев входили Китай, Корея, Индонезия, Филиппины, Вьетнам, Таиланд, Мьянма и Малайя.
В результате Япония смогла сосредоточить все свои человеческие и материальные ресурсы на решении задачи модернизации страны, а не на безумных военно-колониальных авантюрах. Попутно выяснилось, что банальная покупка необходимых для японской экономики сырья и энергоносителей у аборигенов обходится гораздо дешевле, чем завоевание и удержание в повиновении их стран.
Сейчас никому из японцев даже в голову не приходит бороться за «японский мир» или называть своё поражение во Второй мировой войне «крупнейшей геополитической катастрофой ХХ века».
Великий русский писатель Александр Солженицын справедливо писал об этом в 1990 году: «Могла же Япония примириться, отказаться и от международной миссии, и от заманчивых политических авантюр – и сразу расцвела».
 Урок второй. Важнейшей причиной расцвета Японии стал выбор ею принципиально новой экономической модели – экспортоориентированной индустриализации.
Сама возможность появления такой модели догоняющего развития была связана с подписанием в 1947 г. Генерального соглашения о тарифах и торговле (ГАТТ), запустившего процесс последовательного открытия рынков развитых странах для импорта промышленной продукции из развивающихся.
Японцы одними из первых переориентировали свою промышленность с удовлетворения потребностей узкого нищего национального рынка на завоевание безбрежного мирового рынка, и прежде всего огромного богатого рынка США, воспользовавшись своим тогдашним важнейшим конкурентным преимуществом – дешевизной рабочей силы. Это позволило не просто строить в Японии более крупные предприятия, экономя на эффекте масштаба производства, но и заставило японские промышленные компании постоянно бороться за повышение конкурентоспособности своей продукции, ориентируясь на мировые стандарты качества и себестоимости.
При этом экспортоориентированная индустриализация ничуть не отрицала необходимости активной государственной промышленной политики. Вот только помогало японское государство не кому попало, а лишь тем фирмам, что добивались расширения своей доли на мировом рынке.
Историческая практика показала, что в современном мире модель экспортоориентированной индустриализации – это единственный путь для развивающихся стран в развитый мир. Япония завершила свою модернизацию и стала развитой постиндустриальной страной на рубеже 1970 – 1980-х годов. К тому времени успех японской модели был уже настолько очевиден, что начался массовый переход развивающихся стран на японские рельсы.
Только в 1978-1989 годах избрали японскую модель своей путеводной звездой такие страны, как Китай (1978), Турция (1983), Таиланд (1985), Мексика (1986), Польша (1989). (И это далеко не полный список.) И никто из них не пожалел о сделанном выборе.
Урок третий. Русские консервативные пропагандисты называют Японию не иначе, как страной, «оккупированной американцами» и «лишённой ими суверенитета». (Это, конечно, сильное преувеличение. Но не будем придираться к словам.) Чего никогда не объясняет пропаганда, так это что же плохого для самой Японии в таком положении.
Американская «оккупация» привела к невиданному расцвету Японии во всех областях жизни, выдвинув её в авангард человечества. Японцы не уступают американцам ни по одному показателю, характеризующему развитие общества, а по многим из них значительно опережают США. Ничего подобного Япония до поражения во Второй мировой войне не знала.
Япония с готовностью тратит на содержание американских военных баз, уже долгие десятилетия надёжно защищающих мирный труд и спокойный сон японцев, около 0,15% своего ВВП. При этом содержание собственной 247-тыс. армии обходится этой цветущей стране в 1% ВВП. (Изнурённой «вставанием с колен» и стремительно деградирующей экспортно-сырьевой России содержание её 831-тыс. армии обходится, по данным Стокгольмского института исследования проблем мира, в 5,3% ВВП.)
Патриоты Японии горячо поддерживают такую «оккупацию».
Урок четвёртый. Мракобесы и реакционеры всех мастей утверждают, что глобализация и модернизация ведут к утрате отдельными странами их культуры и самобытности.
Кому, как не нашим японским братьям, знать цену этой лжи. Именно мощный хозяйственный подъём Японии в послевоенные десятилетия привёл к новому расцвету японской культуры и вызвал во всём мире любопытство, восхищение и даже преклонение перед ней.
Человечество зачитывается романами и повестями Ясунари Кавабаты, Юкио Мисимы, Кэндзабуро Оэ и Харуки Мураками, засматривается фильмами Тэйносукэ Кинугасы, Акиры Куросавы и Сёхэя Имамуры, любуется архитектурными шедеврами Кэндзо Тангэ и Тадао Андо, а без японской терминологии невозможно представить себе современный производственный менеджмент.
А ведь японская культура отличается от американской, немецкой, французской или английской в неизмеримо большей степени, чем, например, культура русская.


Консерваторы на пути к третьему сроку
Консерваторы столь блестяще управляют Японией, что за 62 года существования ЛДП избиратели только два раза вышвыривали её премьер-министров из резиденции в Тиёде. Причём оба раза пришлись на периоды тяжелейших экономических кризисов.
Первый случай произошёл в 1993 г. Тогда консерваторы на год уступили власть широкой социал-либеральной коалиции.
Второй случай произошёл в 2009 г. Тогда консерваторы ушли в оппозицию уже на 3 года, уступив власть либералам из Демократической партии.
Сейчас, более чем за неделю до выборов, ничто не предвещает смены власти. Либералы настолько деморализованы, что их вождь Сейдзи Маэхара добровольно передал знамя оппозиции городскому голове Токио и лидеру только что отколовшейся от консерваторов Партии надежды (ПН) 65-летней Юрико Коикэ, призвав кандидатов-либералов выступить с ней единым фронтом.

japan2
Ю. Коикэ – арабист по образованию – была впервые избрана в Палату представителей в 1993 г. от одной из либеральных партий. Впоследствии она эволюционировала вправо, вступив в ЛДП в 2003 г. В правительстве Дзюнитиро Коидуми она занимала посты министра по охране окружающей среды (2003-2006) и по делам Окинавы и Северных земель (2004-2006). В 2007 г. около двух месяцев возглавляла Министерство обороны в правительстве С. Абэ, но ушла в отставку из-за разногласий с премьер-министром по кадровому вопросу.
В прошлом году взбунтовавшаяся Ю. Коикэ отказалась поддержать официального кандидата консерваторов на пост городского головы Токио, выдвинула свою кандидатуру и победила на выборах, завоевав 44% голосов.
В этом году Ю. Коикэ вообще порвала с консерваторами, создав ПН.
Впрочем, принципиально её программа почти ничем не отличается от программы С. Абэ. ПН, как и ЛДП, всецело выступает за теснейший союз с США и за либеральную рыночную модель.
 Так что даже если воплотится в жизнь совершенно невероятный сценарий победы оппозиции, экономический и политический курс Японии существенно не изменится.
Михаил Зелёв, кандидат исторических наук

Прочитано 1190 раз

Поиск по сайту