Самое читаемое в номере

Высота Марины Евстигнеевой

A A A

27 июня 2017 г. Указом Президента РФ В. В. Путина № 288 почетное звание «Заслуженный работник здравоохранения Российской Федерации» было присвоено Марине Евстигнеевой, начальнику отдела медицинской помощи детям и службы родовспоможения Министерства здравоохранения Пензенской области.
5 сентября «медаль нашла героя» – губернатор Пензенской области Иван Белозерцев вручил Марине Евстигнеевой заслуженную государственную награду.
 «Улица Московская» от души поздравляет Марину Евстигнееву с почетным званием и предлагает читателям интервью с Заслуженным работником здравоохранения РФ.


evstigneeva– Марина Вячеславовна, согласно документам, Вы награждены «за заслуги в развитии здравоохранения и многолетнюю добросовестную работу». Какие Ваши заслуги имеются в виду?
– Честно говоря, я испытываю некоторое смущение в связи с получением этой награды. Потому что заслуги, о которых идет речь, это коллективный результат, а звание Заслуженного работника здравоохранения получила только я.
Думаю, что одним из оснований для награждения стало то, что мы смогли выстроить в Пензенской области службу родовспоможения, основанную на принципе трехуровневой системы оказания медицинской помощи. И за прошедшие годы эта система доказала свою эффективность: наша область имеет один самых низких показателей младенческой смертности в стране.
За 8 месяцев текущего года в Пензенской области этот показатель составил 3,8 на 1000 родившихся живыми.
Но я еще раз хочу подчеркнуть, что эти результаты не моя личная заслуга. Это результат многолетней коллективной работы: прежде всего, моих руководителей, которые принимали решения; сотрудников моего отдела, руководителей и врачей всех лечебных учреждений города и области, которые реализовывали эти решения.
Эта система работы выстраивалась годами, усилиями очень многих людей.


– Тогда расскажите, каким был этот коллективный путь к успеху?
– Выстраивать трехуровневую систему медицинской помощи, которая у нас сейчас существует, мы начали еще в 2004 г.
В области была высокая младенческая смертность, и нужно было придумать, как решить эту проблему. И мы – сотрудники министерства здравоохранения совместно с руководителями медицинских учреждений, с ведущими специалистами города и области – разрабатывали мероприятия, которые должны были привести к улучшению ситуации.
Начали мы с непопулярного решения – с реструктуризации коечного фонда. Дело в том, что в некоторых районах области были родильные дома, в которых в год принималось менее 50 родов. В таких маломощных роддомах невозможно было организовать работу в соответствии с нормативными документами.
Во-первых, при таком небольшом количестве родов акушер и врач-акушер неминуемо теряют квалификацию, а во-вторых, нет возможности в маломощных роддомах организовать круглосуточные посты в составе акушера-гинеколога, неонатолога и анестезиолога-реаниматолога для оказания квалифицированной помощи.
Было принято решение закрыть маломощные родильные дома в районах и за счет этого увеличить количество коек в межрайонных больницах. Но при этом мы все просчитывали: сколько надо времени, чтобы довезти роженицу из такого-то района до ближайшего роддома; где нужно организовать круглосуточный пост и т.д.
Постепенно мы стали формировать трехуровневую систему: 1 уровень – это крупные родильный дома в районах, 2 – это межрайонные центры и учреждения родовспоможения
г. Пензы, 3 уровень – это перинатальный центр, куда осуществляется дородовая госпитализация. Перинатальный центр был создан в 2005 г. на функциональной основе на базе Пензенской областной детской клинической больницы им. Н. Ф. Филатова.
Нам было непросто доказать, что мы меняем систему в интересах роженицы и ребенка. Много приходилось работать и с населением, и с медицинскими работниками. Но потом, когда появились результаты, когда в районах снизилась смертность, все поняли, что созданная система оправдала себя.
Для этого пришлось очень серьезно поработать с врачами. В нашей службе часто возникают экстренные ситуации и нужно, чтобы каждая беременная женщина была направлена именно на тот уровень, где ей окажут необходимую квалифицированную помощь. Если есть необходимость, она должна быть досрочно госпитализирована в перинатальный центр, если вдруг возникла экстренная ситуация, должна быть вызвана санавиация, и т. д.
Каждый доктор должен точно знать алгоритм своих действий в той или иной штатной или нештатной ситуации. Все уровни оказания медицинской помощи должны работать слаженно, как один механизм.
Я считаю, очень большой вклад в становление нашей системы внесли руководители Министерства здравоохранения Пензенской области, главный акушер-гинеколог Пензенской области Мысяков Владимир Борисович, главные врачи Пензенской областной клинической больницы им. Н. Ф. Филатова Крылова Татьяна Всеволодовна и Баженов Максим Сергеевич, а также заместители главного врача этой больницы Осокин Павел Николаевич и Коротких Владимир Михайлович.
Сейчас такая трехуровневая система оказания медицинской помощи является обязательным требованием Минздрава РФ, а в начале 2000-х Пензенская область была в числе новаторов. Мы первыми пошли по этому пути.


– Заслуги в общих чертах ясны, теперь остановимся на «многолетней добросовестной работе». Как давно Вы стали государственным служащим?
– Я пришла в Министерство здравоохранения и социального развития Пензенской области в 2001 г. на должность начальника отдела материнства и детства.
Пригласил меня на работу в министерство Юрий Александрович Лаптев, министр здравоохранения – заместитель председателя Правительства Пензенской области. Помню, была суббота, я пришла к нему в кабинет, и он мне говорит: выходишь с понедельника, это не обсуждается.
Я сначала была растеряна, ночь проплакала. Очень переживала: справлюсь ли? Хотя на тот момент я заведовала детской поликлиникой № 6, на ул. Кронштадтской, но отвечать полностью за направление материнства и детства в области – это другой масштаб. Я даже попросила себе испытательный срок на 3 месяца.
Но, должна признаться, мне было легко начать работать. Наверное, потому, что я не пришла из ниоткуда и прошла хорошую школу. Я, можно сказать, выросла в Пензенской областной детской больнице им. Н. Ф. Филатова, где моя мама Ремизова Людмила Петровна была главным врачом. Я знала там всех докторов, все знали меня.
После института начинала врачом в Лопатинской ЦРБ, на себе почувствовала, как организована работа в сельских больницах. Затем училась в ординатуре в Москве и видела, какая помощь оказывается на уровне ведущих московских клиник. Когда вернулась в Пензу, стала работать в детской поликлинике. Меня многие знали и как врача, и как руководителя.
Опереться мне и было, и есть на кого. Мои коллеги – очень ответственные люди. До сих пор многие вопросы мы коллегиально обсуждаем. Бывает, что спорим, не соглашаемся друг с другом, но все равно потом находим решение. Потому что хочешь не хочешь, а проблемы надо решать.


– Думаю, все наши читатели имеют представление, чем занимаются врачи. А за что отвечают сотрудники вашего отдела?
– Мы отвечаем за очень большой раздел работы. Основная наша задача – реализация государственной политики в части охраны материнства и детства на территории нашей области. Мы следим за тем, чтобы все лечебные мероприятия в медицинских учреждениях проводились в соответствии с приказами Минздрава РФ, в соответствии со стандартами, отслеживаем, как соблюдаются права пациентов при оказании медмцинской помощи.
Наш отдел также курирует направление на экстракорпоральное оплодотворение, направление пациентов на лечение за пределами Пензенской области. И надо сказать, что в 2001 г., когда я только пришла работать в министерство, мы направляли на лечение за пределами области не больше 10 детей в год, а сейчас больше 1000 детей направляются на лечение и консультации в ведущие федеральные клиники.
И, конечно, очень важна для нас работа с обращениями граждан. Наш отдел – это, можно сказать, последняя инстанция для родителей, которые не смогли решить проблемы здоровья своих детей на других уровнях. Поэтому мы обязаны им помочь, хотя ситуации бывают порой очень тяжелые.


– Что чаще приходится слышать от родителей: слова благодарности или жалобы?
– Приятных моментов все-таки больше. Потому что мы на самом деле всегда стараемся помочь родителям, даже в самых сложных ситуациях, когда помочь бывает очень трудно.
А что касается жалоб, то любое отрицательное высказывание в адрес моей службы я воспринимаю как свою недоработку. Значит, надо работать лучше.
Мы постоянно делаем срез обращений граждан. И если какие-то жалобы повторяются, значит, у нас есть проблема, значит, нам нужно думать, как ее решать. Нужно принимать какие-то решения. Это и есть задача руководителя.

evstigneeva2
– Традиционный вопрос для женщины, сделавшей успешную карьеру: как удается совмещать работу и заботу о семье?
– Мне, я считаю, повезло. Я очень благодарна своему сыну Никите, что он рос беспроблемным ребенком. Он с детства принял, что его родители много работают, поэтому был очень самостоятельным. Мы приходили с мужем вечером с работы, и сын только ставил нас в известность, что у него все хорошо.
Он окончил школу в золотой медалью, окончил Самарский медицинский университет, сейчас работает онкогинекологом. Я вижу, как он относится к своей работе, к своим пациентам, и думаю, что в профессии у него все сложится.
Своему мужу я тоже очень благодарна. Получалось так, что по жизни он меня постоянно стимулировал.
Мы начали работать в селе по его инициативе. Мне очень не хотелось ехать в Лопатино. Но я прошла там такую школу!
Потом муж принял решение, что мы должны дальше учиться. Настоял, чтобы мы прошли ординатуру именно в Москве.
Мы успешно ее окончили, нас обоих оставляли в Москве, но муж принял решение, что мы должны вернуться в Пензу.
Вернулись домой, и у нас все успешно сложилось. Вообще, то, что мой муж – врач, тоже многое значит. Он меня понимал и помогал мне. Когда он был главным врачом Пензенской областной детской клинической больницы им. Н. Ф. Филатова, я, придя домой, ему, бывало, выговаривала: «Ну что у вас в больнице творится?.. Почему нельзя было сделать вот так…» И мне казалось, что муж меня даже не слушает.
А потом выяснялось, что утром на планерке он задавал эти вопросы врачам, и ситуация быстро менялась.
Но мы не всегда сходились с мужем во мнениях по профессиональным вопросам, поэтому в нашем доме бывало неспокойно: у него – своя позиция, у меня – своя.
Но наши споры тоже помогали принимать решения. Так что роль мужа в моей жизни очень значительная.


– Даже когда наши родители уходят из жизни, мы все равно часто ориентируемся на их мнение и задаем себе вопрос: а что бы сейчас сказала мама? Марина Вячеславовна, если бы Ваша мама была рядом, что бы она сказала, узнав о Вашей награде?
– Мама моя, конечно, была бы очень рада.
Передо мной изначально, с детских лет стояла очень высокая планка.
Моя бабушка Рыкальская Анна Михайловна всю жизнь проработала учителем и завучем по учебной работе в гимназии № 6. Она была заслуженным учителем РСФСР, награждена орденом «Знак Почета», медалью «За трудовую доблесть».
Моя мама Ремизова Людмила Петровна – организатор Пензенской областной детской больницы им. Н. Ф. Филатова, заслуженный врач РСФСР, награждена орденом Трудового Красного Знамени.
Когда мне было 4,5 года, бабушка подарила мне книжку «Четвертая высота» и написала в ней: «Мариночка, живи и думай, как Гуля Королева».
И моя бабушка, и моя мама сами жили по таким высоким принципам. И у меня всегда была одна мысль в голове: я не должна подвести свою маму. Вдруг маме скажут, что ее дочка ей не соответствует, оказалась хуже нее.
Мне всегда хотелось быть гордостью для своей мамы. И сейчас я чувствую, что она гордилась бы мной. Жаль, что ее нет сейчас рядом.

Прочитано 2207 раз

Поиск по сайту