Самое читаемое в номере

Четыре сказки Ахунского леса

A A A

Архитектор Сергей Еремеев зафиксировал для истории 4 шедевра деревянного зодчества, которые ещё можно спасти.


Деревянное сокровище
В Пензе практически не сохранилось объектов деревянного зодчества, которые украшали центральные улицы 100 или даже 50 лет назад.
Город растёт, стремясь к современным форматам. А наша история, как это часто бывает в России, давно сгнила в закоулках. Либо сгорела, оказавшись на пути очередного торгового центра.
Почти не осталось специфических для Пензы двухэтажных особняков с раскрытыми верандами, фасады которых были похожи на деревянный ковёр. Какие-то строения были разобраны на дрова в годы Гражданской и Великой Отечественной войн.
Резные фасады других зданий были со временем обшиты тёсом и профилированными рейками. А потом и вовсе погибли под ковшом бульдозера.
Понятно, что город подстраивался под новое время, а люди радовались переезду в комфортабельные квартиры. Пенза поменяла русский классицизм с его причудливыми башенками и мезонинами на панельные дома.
Сегодня исчезнувшие терема с пышным растительным орнаментом могли бы украсить любую улицу и показать гостям города так называемый культурный код.
Самая активная фаза строительства деревянных особняков пришлась на конец XIX и начало XX веков. В центре Пензы собирались жилые дома, а на окраинах – дачи. Тогда же началось активное освоение нынешних Ахун. Это место облюбовали состоятельные горожане, среди которых были купцы, фабриканты, лесопромышленники, чиновники и духовенство.
В 1913 г. в Ахунах было зарегистрировано 44 деревянных терема. До сегодняшнего дня дожили только 4.
Три из них находятся в санатории им. Володарского. Они были построены в конце XIX в. Их владельцами являлись купцы Журавлёв и Ашанин, а также приказчик Осетров.
Ещё один терем сохранился в бывшем санатории им. Кирова.
По мнению архитектора Сергея Еремеева, который посвятил деревянному зодчеству всю жизнь, эти здания можно назвать пришельцами из тогдашней эпохи. И они дошли до наших дней практически в первозданном виде.
В феврале 2016 г. «Улица Московская» рассказала, что особняки Журавлёва и Осетрова готовятся к сносу (выпуск № 621 от 19 февраля 2016 г., «Последние дни ахунских теремов?»). Как поясняли собственники санатория, здания и правда красивые, но денег на их реконструкцию нет.
За полтора года, что прошли после публикации этой истории, в судьбе деревянных теремов случилось два важных события.

 

ahuny


Во-первых, их судьбой заинтересовались члены Общественного совета при областном Комитете по охране памятников истории и культуры. Благодаря стараниям этих людей, все 3 здания включены в Единый государственный реестр объектов культурного наследия.
Во-вторых, архитектор Сергей Еремеев проявил инициативу и подготовил обмерные чертежи с эскизами. Причём он сделал их сразу по четырём теремам.
Работа проходила с середины апреля по июль 2017 г. Чтобы зафиксировать шедевры деревянного зодчества на бумаге, 71-летний архитектор ездил на автобусе из дальнего Арбекова в Ахуны с пересадкой на вокзале Пенза-1.
В кропотливом деле ему помогали три внука: 19-летний студент ПГУ Юрий Еремеев, а также ученики школы № 68 Михаил и Алексей Еремеевы.
Большую помощь оказал архитектор Антон Белов, который тоже увлекается деревянным зодчеством. А также директор санатория им. Володарского Анна Вихирева и главный инженер Владимир Кирсанов.

ahuny2Результаты обследования
Изучив фасады и стилистику четырёх особняков, Сергей Еремеев склоняется к выводу, что их строила одна артель. Или бригада.
«Это чувствуется как в общем стиле, так и в отдельных элементах карниза и колонн, – поясняет архитектор. – Какая-то деталь с одного дома может переходить на другой. В оконных наличниках и фрагментах фронтона отразилась школа, характерная для пензенской городской архитектуры конца XIX и начала XX веков. В этих узорах очень много от растительного орнамента и даже элементов национальной одежды.
Кроме того, каждый дом затевался с большими открытыми верандами, что также характерно для Пензы. И только уже потом, в советское время, большинство из этих веранд застеклили».
С исторической точки зрения, самым нетронутым Сергей Еремеев считает дом купца второй гильдии Журавлёва, который владел кирпичными заводами в Пензе. За сто с лишним лет деревянный терем потерял только балкон и несколько пилястр. Эту потерю архитектор восстановил в своих чертежах.
Он также полагает, что нынешнее обрамление окон в доме Журавлёва является новоделом. Скорее всего, наличники поменяли в 1960-е годы, поскольку они отличаются по стилистике. Этот момент Сергей Еремеев отразил в разделе предложений по реставрации.
«Дом Журавлёва выглядит самым богатым, – подчёркивает архитектор. – Он отличается от других по своему размаху и объёмно-пространственному решению, чувствуется его парадность и представительность. Это делается за счёт использования большого количества интересных элементов. В том числе за счёт 8-гранной ротонды, которая встречается в Пензе очень редко. Ротонда возвышается над всем объёмом здания, увлекая его за собой в небо.

ahuny3
При возведении этого дома можно было пойти по простому пути и сделать выход на открытую веранду прямо из мезонина. Однако строители подошли творчески и обыграли сложное сочетание двух скатов крыши с 4-гранными шатрами, на вершине которых установлены фигурные шпили.
Южный фасад дома опоясан открытой верандой, которую хозяева использовали летними вечерами в качестве гостиной. Наверное, здесь принимали гостей, устраивали обеды, пили чай и музицировали.
Благородство дома подчёркивается выдержанным синеватым окрасом. У его хозяев определённо был вкус».
По сравнению с этим строением, дом приказчика Осетрова смотрится беднее. Здесь меньше резьбы, и сам по себе он более сдержанный. Главным элементом фронтона у него является полудиск солнца, характерный для пензенской архитектуры. На колоннах и наличниках встречаются традиционные элементы коромысла, которые переходят на фасад и сочетаются с растительным орнаментом.
Если говорить о физической сохранности зданий, то лучше всего себя чувствует дом купца второй гильдии Ашанина, который был лесопромышленником и владельцем угольных копий на Урале. Этот дом до сих пор обитаем, здесь располагаются парикмахерская и сувенирная лавка.
Вместе с тем присутствие людей отражается на сохранности исторической наполняющей.
«Новоделов здесь больше всего», – констатирует Еремеев.
Такая же участь постигла и дом, что находится на территории бывшего санатория им. Кирова. В своё время здесь жил персонал и каждый приспосабливал свою квартиру как мог. Так появились хаотичные лоджии и балконы, что заметно испортило первоначальный фасад.

ahuny4
Сколько им осталось?
По мнению архитектора Еремеева, степень износа всех зданий составляет от 20 до 70%.
При этом он подчёркивает, что бревенчатые стены по периметру домов сохранились неплохо, а ведь это и есть основа. При должном уходе такие стены простоят ещё 100 или даже 200 лет. Главное – следить за фундаментом и состоянием кровли.
Наиболее опасный враг для таких домов – вода. Через худую крышу она попадает внутрь, провоцируя гниение и грибок. Если не отремонтировать кровлю сейчас, то уже через 10 лет три терема из четырёх будут представлять жалкий вид.
Сергей Еремеев отмечает, что из обрамления фасадов потеряны кое-какие детали, но восстановить их несложно. Именно для этого он и составил обмерные чертежи, которые в дальнейшем можно будет использовать при реставрации.
«Сносить нельзя ни в коем случае, – заявляет архитектор. – Потому что речь идёт даже не о четырёх отдельных домах, а о целом ансамбле. По сути, это музей под открытым небом».
По мнению Сергея Еремеева, перевозить эти терема в другое место, например, на ул. Ключевского, тоже не следует.
Во-первых, переезд отразится на них плохо, и придётся делать добор из новых материалов примерно на 50%.
Во-вторых, эти здания находятся сегодня в своей среде, в сосновом лесу. Они ведь и строились под сосновый лес: башенки, шатры и колонны тянутся к небу. Они как бы растут вместе с деревьями, стоящими вокруг. В этом была задумка строителей и прежних хозяев. Посреди городского шума эти терема будут смотреться уже не так.
Собранный материал Сергей Еремеев планирует издать в виде книги, основу которой составят чертежи и эскизы. Их хватит на 150 страниц. Скорее всего, её тираж будет ограниченным, поскольку себестоимость одного экземпляра обойдётся в тысячу рублей.
«Быть может, она попадёт в чьи-то ответственные руки, и власть согласится с тем, что надо сохранить такое добро, – мечтает архитектор. – Я вообще не понимаю, почему мы должны это терять? Мы должны быть хозяевами положения, а не безвольными свидетелями того, что теряем».
Деньги на вёрстку и подготовку дизайн-проекта обещали выделить в региональном отделении Союза архитекторов. Этому поспособствовал главный архитектор Пензенской области Леонид Иоффе.
Ещё около 30 тыс. руб. Сергей Еремеев надеется собрать за счёт спонсоров. А если не соберёт, значит, будет откладывать с пенсии.

Прочитано 2415 раз

Поиск по сайту