Самое читаемое в номере

Пенза насквозь: им удалось!

A A A

В июне «Улица Московская» рассказывала читателям о намерении пензенского клуба путешественников «Загоскинъ» совершить научно-спортивную экспедицию «53-я параллель – Золотое сечение Пензенской области».
Задумка состояла в том, чтобы пересечь всю Пензенскую область – от границы с Тамбовской областью до границы с Ульяновской – пешком, не отклоняясь от 53 параллели.
По возвращении из экспедиции основатель клуба «Загоскинъ» Александр Шилин встретился с внештатным автором «УМ» Дарьей Мануйловой, чтобы рассказать о своем путешествии.

shilin1С Александром Шилиным мы встречаемся в редакции «УМ». В руках он держит многочисленные листы с записями: как оказалось, заметками о путешествии.
Замечаю на Александре футболку с названием экспедиции и символикой клуба «Загоскинъ» и понимаю: все серьезно.
Все, и правда, было серьезно: за время экспедиции, длившейся 12 суток, 1 час и 43 минуты, участники прошли почти 300 км. Ну, вообще-то, только два участника: сам Александр Шилин и спасатель Вадим Кабанов.
Остальные члены экспедиции – Юрий Мазнев, Николай Козинский, Александр Игнатьев, Дмитрий Ургин, Владимир Мартынов и Денис Воронин – присоединялись к основному составу лишь на время, проводя в дороге от одного до пяти дней.
Изначально экспедиция «53-я параллель» планировалась как пешеходная. С одним лишь исключением: пересекать Пензенское водохранилище было решено на катере. Однако, как это обычно бывает, жизнь внесла свои коррективы.
«22 июля мы пришли в Среднюю Елюзань, где проходил Сабантуй, – рассказывает Александр Шилин. – Туда же приехали представители Кузнецкого клуба внедорожников. К тому времени у нас уже накопилась усталость, а впереди был самый тяжелый отрезок пути – непроходимые кузнецкие леса.
И мы решили: раз мы уже использовали катер для перехода через водохранилище,  значит, есть смысл превратить чисто пешеходную экспедицию в комбинированную.
Обратились к кузнечанам, которые изъездили свои леса вдоль и поперек. Они предложили помощь и экскурсию по местным  достопримечательностям, о существовании которых мы и знать не могли.
Так было решено последние 60 км пути проехать на двух «Нивах». Вместе с ребятами мы посетили все ключевые точки района, лежащие на 53 параллели, и 22 июля, в 19:15, прибыли на границу с Ульяновской областью».

shilin
Еще одно послабление, которое участникам экспедиции «53-я параллель» пришлось себе позволить – небольшие отклонения от маршрута.
«В первый день мы шли строго по струнке: полями, оврагами, напропалую. Я не позволял отклоняться от параллели даже на 10 метров, – признается Александр Шилин. – На второй день фанатизма поубавилось, мы поняли, что так вести себя нельзя.
Первым серьезным препятствием на нашем пути стала река Шумика. Там было от чего прийти в ступор: русло шире, чем мы думали, перепрыгнуть его невозможно, берега заболочены, вдоль них – джунгли в человеческий рост. Переходя через Шумику, Вадим провалился по пояс в воду, я – по колено. А что такое провалиться в воду в одежде: это мозоли на ногах и эффект пролежней на теле. Пришлось раздеваться, сушить вещи.
Чисто пешеходным способом 53 параллель пройти нельзя – к такому выводу мы пришли».
За 12 суток экспедиции Александр Шилин и Вадим Кабанов ночевали и питались в полевых условиях трижды.
Путешественники заранее позаботились о том, чтобы сообщить главам администраций всех районов, лежащих на их пути, о своем визите. Те передавали информацию своим подчиненным, и потому, куда бы путешественники ни пришли, везде их встречали гостеприимно: кормили обедом, завтраком или ужином и размещали на ночлег в школах, сельсоветах, домах культуры.
Единственным местом, где клуб «Загоскинъ» встретили прохладно, было село Лермонтово.
«У них же «Тарханы». Они туристами избалованы. Привыкли, что к ним приезжает Кобзон, Путин. Какое им дело до нас, бродяг? Даже по телефону отказались с нами разговаривать.
Ночь мы провели в школе, где идет капитальный ремонт и снята вся сантехника. Спали в классе, где так пахнет краской, что хоть топор вешай. А с утра в этот класс ворвался родительский комитет в полном составе и стал проводить какие-то маневры».
Но Александр Шилин не обиделся. Это все ерунда, считает он. Гораздо сильнее его расстроило то, что «жемчужины» – достопримечательности, находящиеся на 53 параллели и запланированные к посещению – оказались вовсе не жемчужинами.
«Хоть мы и назвали экспедицию «53-я параллель – Золотое сечение Пензенской области», на деле оно оказалось далеко не золотым, а скорее ржавым.
Например, от Морозовского дендрария и Музея леса ничего не осталось. Дендрарий весь зарос, экзотические деревья, привезенные со всего мира, без ухода или плохо размножаются, или не размножаются вообще. Коренные породы деревьев, растущие в нашей полосе, их забивают, уничтожают.
Музей леса разорен, не работает. Чтобы показать нам музей, пригласили Игоря Оськина, работника лесничества из Поима. Внутри разруха. В музее по ночам воюют крысы и мыши, чучела зверей они давно распотрошили.
В Соболевке музей Петра Замойского тоже разворован. То, что еще не успели своровать, перевезут в Каменку».
В целом Александр Шилин экспедицией остался доволен. И научную, и спортивную, и даже просветительскую миссию путешественники выполнили: останавливаясь в школах, рассказывали детям об экспедиции, работе спасателей, принимали участие в торжественных закрытиях и открытиях смен в лагерях.
А недалеко от Алферьевки Александр Шилин и вовсе лицом к лицу столкнулся с собственной юностью.
«По пути мы зашли в лагерь «Юность». Нас встретил Александр Лисицкий, директор городского центра детского и юношеского туризма, по совместительству директор лагеря, угостил обедом.
У меня о «Юности» добрые воспоминания. В 1991 г., когда я только поступил в строительный институт, нас туда отправили убирать урожай – картошку, капусту, кабачки. И вот, спустя 26 лет, уже пожилыми глазами я вновь взглянул на лагерь».
В тот же вечер туристы дошли до Пензенского водохранилица, где их уже встречали друзья – сотрудники Пензенского
пожарно-спасательного центра. Одна из спасательных станций находится возле санатория «Березовая роща». Там участники экспедиции и переночевали, а утром переправились на другой берег на катере за 22 минуты.
От Старой Яксарки, находящейся на противоположном берегу, путешественники добрались до Песчанки, а затем – до Старых Турдаков и Верхней и Средней Елюзани, где и произошла судьбоносная встреча с кузнечанами-поклонниками трофи-рейдов.

shilin2
С ними Александр Шилин, Вадим Кабанов и Александр Игнатьев не только преодолели кузнецкие леса и добрались до границы с Ульяновской областью, но и посетили несколько интересных достопримечательностей.
К примеру, Бобровское озеро, где весной этого года возник плавающий остров. От берега откололся кусок земли размером приблизительно 500 на 200 м. А на этом куске – лес, деревья. Так он и плавает, подвластный то ли ветру, то ли течению.
Финальным аккордом путешествия стала ночь на Белом озере.
Главной целью экспедиции «53-я параллель – Золотое сечение Пензенской области» Александр Шилин считает привлечение внимания общественности к заброшенным, а также официально не существующим достопримечательностям Пензенской области.
«Из всех достопримечательностей, встретившихся нам на пути, процветает только «Тарханы». А ведь наш край намного богаче, чем мы думаем, и все эти удивительные места тоже заслуживают пристального внимания».