Самое читаемое в номере

Зависимое правосудие

A A A

Польское правительство поставило суды под свой контроль. Сделает ли что-либо в этой связи ЕС?

inopress
Где-то звучал Шопен, а когда на площадь перед зданием Верховного суда в Варшаве опустилась ночь, толпа запела польский национальный гимн. Кто-то спроецировал на здание слова: «Это наш суд».
Всего две недели назад на этой же площади Доналд Трамп приветствовал роль Польши в защите западных ценностей. Но, по мнению демонстрантов, вышедших 16 июля протестовать против изменений, внесённых правящей партией Закон и справедливость (ПиС) в судебную систему, как раз эти ценности оказались под угрозой.
Взяв власть в свои руки в 2015 г., ПиС занялась разрушением системы сдержек и противовесов. Она превратила общественное телевидение и радиовещание в пропагандистский рупор, наводнила государственный аппарат своими сторонниками и устроила чистку армейского командного состава. Она подорвала независимость судебной системы, назначив в Конституционный трибунал своих людей.
В ответ Европейская комиссия предостерегла польское правительство, заявив в прошлом году, что подобные изменения представляют «системную угрозу власти закона».
12 июля ПиС предприняла новые усилия по подчинению системы правосудия «политическому» контролю, приняв два закона. Члены Национального правового совета, который назначает судей, будут отныне выбираться парламентом, а не самими судьями.
Министр юстиции сможет теперь назначать и смещать глав низовых судов. Третий законопроект (если его подпишет президент) позволит министру увольнять любого члена Верховного суда.
Среди прочего, этот суд следит за законностью проведения выборов. Неожиданно Анджей Дуда, президент Польши, пригрозил наложить на этот законопроект вето, но теперь, когда в него внесли ряд поправок, он, скорее всего, будет подписан.
Ярослав Качыньский, глава ПиС и фактический вождь страны, обвинил польские суды в том, что «ими управляют иностранные силы» и они «попирают нравственные правила». Он также назвал их «оплотом посткоммунистов», повторив утверждения ПиС о тайных связях польских либералов с бывшим коммунистическим режимом. Эти преобразования, заявил он, необходимы, чтобы ускорить судебные процедуры и восстановить общественное доверие.
На самом деле польские суды не отличаются какой-то особой медлительностью. Как утверждают критики, ПиС просто хочет, чтобы их возглавляли такие судьи, что будут покорно одобрять её политические решения. Теперь судьи будут обязаны своей карьерой правящей партии. «Всё это потрясающе бесстыже», – говорит Ким Лэйна Шеппеле, социолог из Принстонского университета, которая изучала подобные изменения в Венгрии.
Опросы общественного мнения показывают, что 76% поляков выступают против политизации правосудия, что подтвердили протесты в Варшаве и других городах.
На первой полосе ежедневного Dziennika Gazety Prawnej изображён Качыньский, рядом с которым две тени. Подпись гласит: «Три ветви власти». В прошлые выходные один человек размахивал у стен парламента плакатом с цитатой из Монтескьё. Другой нёс экземпляр Конституции. «Теперь она ничего не значит», – сказала его жена.
Тем временем государственное телевидение назвало протесты «переворотом». В своей речи в парламенте 18 июля Качыньский даже обвинил оппозицию в убийстве своего брата, погибшего в авиакатастрофе в 2010 г.
Европейская комиссия прилежно выразила озабоченность по поводу новых законов. Ходят разговоры о введении санкций против Польши. Но Качыньский хорошо усвоил уроки Венгрии, где Виктор Орбаан, самодержавный премьер-министр, переписал Конституцию и притесняет гражданское общество, так и не встретив никакого противодействия со стороны Европейского Союза.
«Качыньский усвоил на примере Орбаана, что если вы проводите подобные преобразования, Комиссия вовремя не вмешается», – говорит Шеппеле.
ЕС запустил против Венгрии процедуру расследования, но более серьёзные санкции, предусмотренные 7-й статьёй договора ЕС, требуют единогласного одобрения Европейского совета. Так что Польша вполне может наложить вето на подобное решение по Венгрии и наоборот. Однако, в отличие от Венгрии, где партия Орбаана наслаждается подавляющим большинством, Польша политически расколота. ПиС получила всего 37,5% на выборах 2015 г.
Гражданское общество остаётся сильным, а правительство вынуждено считаться с общественным давлением: в прошлом году оно, столкнувшись с массовыми протестами, отказалось от жёсткого закона об абортах. Так что судьба польского правосудия, похоже, находится в руках самих поляков.
The Economist, 22 июля 2015 г.

Прочитано 748 раз

Поиск по сайту