Самое читаемое в номере

Разгорячённая оппозиция

A A A

Турецкая оппозиция в полной боевой готовности идёт маршем на Истанбул. Это крупнейший протест с 2013 года. Он сильно раздражает президента Реджепа Тайипа Эрдогана.

inopress2
Пока самое худшее, с чем пришлось столкнуться Кемалю Кылычдароглу, возглавляющему 450-километровый марш протеста из Анкары в Истанбул, это мозоли и сломанные ногти на ногах. В некотором смысле 68-летнему вождю крупнейшей оппозиционной Народно-республиканской партии (ДжХП) повезло. Других оппозиционных политиков просто бросили в тюрьму.
Турецкий президент Реджеп Тайип Эрдоган в ходе широкой чистки, последовавшей за попыткой переворота в июле прошлого года, отправил за решётку более  50000 и уволил более 110000 человек.
Эрдоган и его АКП надели намордник на средства массовой информации, заполнили верноподданными школы, суды и армию и изменили Конституцию, наделив президента неограниченной властью.
«Нам придётся сделать это, у нас не осталось иного выбора», – говорит Кылычдароглу, чьё лицо загорело в походе. Кылычдароглу и тысячи его сторонников только что прошли 22 км по 34-градусной жаре, делая привалы, чтобы вздремнуть и подзарядить мобильные телефоны.
Несколько сот участников марша разбили на ночь лагерь у парковки рядом с супермаркетом в Измите – промышленном городке близ Истанбула.
Организаторы просят демонстрантов говорить тише, чтобы не раздражать жителей окрестных многоэтажек, некоторые из которых вывешивают на балконах турецкие флаги в знак поддержки.
Кылычдароглу начал «Марш справедливости» 15 июня. Это крупнейший антиправительственный протест в Турции с 2013 г. Непосредственным поводом для него стало решение суда посадить на 25 лет в тюрьму депутата от ДжХП, передавшего в газету смутившую власти видеозапись. (На ней показано, как осуществлялись незаконные поставки турецкого оружия в Сирию в 2014 году.)
ДжХП, представляющая интересы преимущественно турецких городских светских классов, ранее не организовывала протестов против преследований депутатов от прокурдской ХДП. А некоторые из депутатов от ДжХП даже голосовали за предложение правительства снять с них парламентскую неприкосновенность.
Кое-кто обвиняет Кылычдароглу в том, что раньше он слабо протестовал против устроенной Эрдоганом чистки.
Демонстранты надеются, что смогут вдохнуть энергию в раздроблённую турецкую оппозицию, что позволит ДжХП выйти за рамки своей обычной электоральной базы. Они уже заручились поддержкой некоторых политиков-националистов, небольшой исламистской партии и даже прокурдской ХДП.
«Этот марш – признание того, что вежливые игры в парламентскую оппозицию, которые раньше вёл Кылычдароглу, больше не работают», – говорит Хауард Айзенштат, знаток Турции из Университета Святого Лоренса в Нью-Йорке.
Среди новых сторонников – Нуран Эрман, домохозяйка и одна из немногих женщин-участниц, что носят религиозный головной платок.
Прячась от полуденного солнца в тени растущих вдоль шоссе деревьев и пытаясь освежиться арбузом и абрикосами, Эрман перечисляет все свои обиды, включая арест более чем 100 журналистов и уничтожение в условиях строительного бума лесов компаниями, близкими к правительству.
«Я рыдала два дня после референдума» в апреле, на котором было одобрено расширение полномочий Эрдогана, говорит она.
Настоящие испытания начнутся, когда демонстранты войдут в Истанбул. Организаторы говорят, что число демонстрантов растёт по мере того, как в их ряды вливаются местные жители. Сейчас по дороге идут от 5 до 20 тыс. человек.
Полиция отгоняет автомобили, водители которых притормаживают у колонны, чтобы выкрикнуть оскорбления или вскинуть руку в четырёхперстном эрдогановском приветствии.
Но в Истанбуле они могут напороться уже на серьёзное сопротивление сторонников Эрдогана. Президент уже назвал их «добровольными пособниками в деле измены нации».
The Economist, 8 июля 2017 г.

Прочитано 676 раз

Поиск по сайту