Самое читаемое в номере

Замок Охотниковых в Черкасском станет памятником

A A A

28 июня на заседании Общественного совета при Комитете Пензенской области по охране памятников истории и культуры было принято решение включить в реестр памятников, то есть объектов, обладающих признаками культурного наследия, здания замка, находящегося в с. Черкасское Пачелмского района. Наверное, для всех членов Общественного совета, кроме председателя Комитета Сергей Муштакова-Лентовского и главного хранителя Объединения литературно-мемориальных музеев Ларисы Рассказовой, информация о том, что в
с. Черкасское Пачелмского района есть здание, известное в качестве замка, стала неожиданной.
Между тем на самом деле необычное по своей архитектуре здание бывшей барской усадьбы Охотниковых, в котором ныне располагается средняя школа, весьма похоже на симбиоз небольшого дворца и замка.
Общественный совет принял к обсуждению тему уникального здания в с. Черкасском в связи с обращением Елены Черлянцевой, заместителя председателя Общественного регионального комитета «За права человека», в адрес президента России через электронную приемную. «Прошу посмотреть здание, – написала Елена Черлянцева в своем обращении, которое, естественно, переслали в Пензу, – предпринять меры для его сохранения и внести его в число памятников архитектуры».
С пояснениями на заседании выступила специалист по русской усадьбе Лариса Рассказова: она лично осматривала замок Охотниковых, делала фотофиксацию и подготовила историческую справку по этому объекту. Из ее слов следовало, что здание совершенно уникальное, что уникален и факт его сохранности при советской власти. Возможно, потому, что начиная с 1922 г. в здании находится школа.
Впрочем, читайте сами историческую справку Ларисы Рассказовой об усадьбе Черкасское.

zamok

Усадьба Черкасское Пачелмского района Пензенской области: историческая справка
Комплекс усадьбы находится в центральной части села, на южном склоне степной балки, на возвышенном плато над парком. Первым владельцем (сер. XVIII-го века) этих земель был князь А. А. Черкасский. На 1782 г. село числится за бригадиром А. А. Арсентьевым (Арсеньевым), женатым на дочери князя Черкасского.
По экономическим примечаниям к генеральному межеванию (конец 1780-х гг.), в усадьбе имелись деревянные господский дом и церковь во имя св. кн. Александра Невского. Арсеньев в 1797 г. продал усадьбу Я. А. Охотникову. Четыре поколения этого рода владели усадьбой почти век (до 1893 г.) и именно с Охотниковыми связаны её формирование и расцвет. В 1811 г. владельцем числится П. Я. Охотников. На 1850 г. селом владеет его сын Н. П. Охотников  (1811-1864). Он в отставке с 1847 г. и, видимо, живёт в Черкасском постоянно.
На середину XIX в. Охотниковым принадлежало в Керенском уезде 14000 дес. земли, они входили в тройку самых богатых помещиков уезда и были одними из самых богатых помещиков губернии. Всего же Охотниковым принадлежало в разных губерниях более 127000 дес. земли.
После смерти Н. П. Охотникова владельцем имения стал его сын Владимир (1847-1919). В 1893 г. Черкасское было продано барону С. Р. Штейгелю (1864-1905). В 1900 г. усадьбу у разорившегося барона покупает кадомский купец В. Ф. Андронов, его сыновья владеют ею до 1917 г.
Видимо, строительство и сам замысел дворца-замка принадлежит В. Н. Охотникову. В Керенском уезде за ним числилось 4000 дес. земли.
Кроме того, он владел конным, свеклосахарным, лесопильным, медеплавильным заводами, прииском, 3 домами в СПб, был сенатором в конце жизни. После окончания Александровского лицея (1866) жил в Черкасском, став его владельцем. Начал его обустраивать.
В 1872 г. избран депутатом дворянства Керенского уезда, в 1873 г.– почётным мировым судьёй того же уезда, в 1875 г. – уездным предводителем дворянства.
В 1876-1881 гг. (с перерывом на турецкую войну, в которой он участвовал в 1877-
1878 гг.) избирался губернским предводителем дворянства. Кавалер многочисленных орденов, в том числе Белого Орла, св. кн. Александра Невского и др.
Благодаря богатству и родственным связям – его жена была дочерью Санкт-Петербургского предводителя дворянства кн. П. Н.Трубецкого – Владимир Николаевич имел возможность приглашать известных архитекторов для проектирования усадебных построек по своему вкусу. А уровень образования и положение в обществе позволяли ему быть в курсе модных направлений в области усадебного строительства, обустройства и комфорта.
Строительство существующего дворца, как и всего усадебного комплекса, включая парк, началось во второй половине 1860-х годов. Видимо, к этому же времени относится и постройка здания волостного правления.
По бытующим сведениям, дворец остался недостроенным. Видимо, имеется в виду внутренняя отделка или обстановка отдельных комнат (их было много). Ведь и сам Владимир Николаевич, и все последующие владельцы жили в этом дворце. Получение выгодной должности (с 1893 г. он уполномоченный по разработке и ведению казённой продажи питий в Самарской, Пермской, Уфимской и Оренбургской губерниях, а с 1896 г. – член Совета по делам казённой продажи питий) заставило его в 1893 г. продать имение в Пензенской губернии.
Следующим владельцем замка-дворца, который тоже занимался его украшением, был барон С. Р. Штейнгель (1864-1905), богатый наследник известного промышленного инженера-строителя барона Р. В. Штейнгеля (1841-1892). Видимо, Черкасское приобретено на часть отцовского наследства, после его смерти.  
Архитектура замка сыграла здесь не последнюю роль. У отца Сергея Рудольфовича в Киеве имелся дом с парком, который называли «волшебным замком» за его рыцарско-средневековый облик. Опять-таки просвещённый вкус, богатство и привычка к комфорту позволили барону продолжить украшение замка в избранном предшествующим владельцем стиле. Есть свидетельство, что он привозил известного художника (имя его мы не знаем), «весьма оригинально расписавшего» печи в доме.
Барон быстро разорился и в 1900 г. вынужден был продать Черкасское кадомскому купцу В. Ф. Андронову, вскоре умершему. Его сыновья Александр и Василий в это время расширяют в Пензенской губернии своё дело. Андроновы занимались пивоварением и вели крупную торговлю пивом, имели пивоваренные заводы в Пензе, поставляли пиво в соседние губернии.  
Владельцем усадьбы становится В. В.  Андронов. Считается, что при нём к 1902 г. дворец был окончательно отделан с полнейшим комфортом: телефон, электричество, водопровод, ванная, ватерклозет и проч.
Во дворце множество прекрасно отделанных комнат, каминный зал. Всё это стоило громадных денег, учитывая, что железная дорога проходила в 30 верстах от Черкасского.

zamok2


Андроновы вели открытый образ жизни, в доме часто бывали гости, устраивались концерты. В. В. Андронов в первое время постоянно жил в Черкасском. Затем на зимы стал уезжать с женой в Пензу. Он был последним владельцем Черкасского. О Василии Васильевиче сохранилась добрая память среди крестьян, которым он помогал. Он же, уезжая после 1917 г., просил не разорять дом, и крестьяне выполнили просьбу.


Дворец
Дворец представляет собой усадебный дом нового типа: стилизованный под старинный замок и одновременно ренессансное палаццо, но со всем возможным комфортом проживания.
Дворец является уникальным для провинции на период 1860-х гг., одним из ранних в модерне образцов использования ренессансно-готических мотивов в объёмах, планировке, декоративной отделке.
Ко входу в главный дом через зеленый массив ведет подъездная аллея и диагональное пешее направление. Структура здания формируется из различных по форме, размерам и этажности частей.
В живописной композиции главного фасада доминирует двухэтажный трехоконный объем под вальмовой крышей, в ризалите которого под картушем располагается вход. К нему вплотную примыкает четырехъярусная прямоугольная башня («донжон») под вальмовой крышей, с разнообразными по формам окнами.
Западная часть, возвышающаяся на мощной платформе террасы, состоит из свободно скомпонованных помещений с высокими кровлями и мансардами. Обилие и разнообразие оштукатуренных архитектурных форм во втором этаже (рустованные углы, развитые карнизы, картуши, барочные окна мансард, рустованные наличники поэтажных окон) свидетельствуют о принадлежности здания к зарождающемуся тогда историзму, одному из направлений стилизаторского модерна.
Сохранился каминный зал (отремонтирован в 2000 г.), некоторые элементы отделки комнат. Одноэтажные, кирпичные, в основном рустованные службы входят в состав дома, занимая боковые крылья, образующие внутренний раскрытый к парку двор. После революции 1917 г. внутренняя часть дома была перепланирована.
В 1922 г. во дворце открылась школа, существующая до сих пор. Есть сведения, что при ремонте в 1950 г. были переделаны крыши двух башенок и демонтирован 12-метровый шпиль (на нём развевался флаг, когда хозяева  были дома).
Вокруг усадьбы располагались многочисленные постройки: кладовые, амбары, погреба, псарня, жилые дома для дворовых. Вероятно, по стилю они были одинаковыми с ныне сохранившимся зданием волостного правления – на другой стороне широкой улицы, в некотором отдалении от дворца.
Восточное крыло здания, выстроенное в середине XIX в., каменное, двухэтажное с двускатной крышей, ограниченное с запада брандмауэром со шпицем, выделено по высоте и имеет асимметричную композицию.
Большие стрельчатые окна второго этажа со своеобразным рисунком переплетов вносят романтический элемент в строгое, с лопатками на всю высоту построение фасада. Компактная западная пристройка появилась в конце XIX в.
Крупная угловая башенка с винтовой лестницей, перекрытая куполом, ряды арочных окон второго этажа с архивольтами, развитые карнизы – всё это продолжает «историческое» направление архитектуры усадебного комплекса.  


Парк
Парк площадью около 11 га раскинулся по южному высокому берегу живописного пруда. Был разбит при В. Н. Охотникове, в конце 1860-х годов. Поперечная ось дворца совпадает с одной из парковых осей. Он занимал южный склон балки, подходившей к р. Б. Буртас.
В настоящее время балка перегорожена плотиной и южная часть парка граничит с прудом Совхозным – бывшим Барским. Парк был распланирован на 16 квадратов, разделённых аллеями мелколистной липы (одна продольная, остальные поперечные). Росли огромная лиственница (погибла), сибирская, ель, сосна обыкновенная, клён остролистный, тополь-осокорь.
Внутренние пространства между аллеями засаживались декоративными кустарниками с солитерами (ель, сосна), здесь разводились цветники либо сажались фруктовые деревья. На юго-восточной границе сохранились сиреневые аллеи вдоль берега пруда. С запада парк обсажен елью. С восточной стороны находились оранжереи, телицы и водоём диаметром 10 м и глубиной более 1 м.
В центре его стоял чугунный медведь с трубкой во рту, из которой бил фонтан. Водоём заполнялся рыбой для барского стола. К парку примыкал Барский пруд, на берегу которого были лодки, раздевалки и всё необходимое для купания и отдыха. На Барском пруду был в центре островок. Парк интересен как один из примеров усадебного парка середины XIX в.

zamok3


Значение
Дворец в Черкасском представляет собой выдающийся в архитектурном отношении объект. По мнению М. В. Нащокиной, члена-корреспондента Российской Академии архитектуры и строительных наук, доктора искусствоведения, заслуженного архитектора России и Почётного члена Союза реставраторов, это одна из первых усадебных построек известного архитектора модерна П. С. Бойцова (1840-е – после 1917).
Он автор самых знаменитых русских усадебных замков, в том числе нынешней резиденции президента России в Барвихе (бывшая усадьба Мейендорф).
«До наших дней сохранился внушительный «замок» Охотниковых в пензенской усадьбе Черкасское – с XVIII в. родовом гнезде Охотниковых. Внушительные башни с машикулями, массивная платформа-терраса, напоминающая бастион, и особенно детали декоративной отделки невольно наводят на мысль об авторстве Бойцова, тем более что действительный статский советник В. Н. Охотников, начавший строить этот дом, один из московских его заказчиков. Думается, перед нами одна из первых работ зодчего в усадебном строительстве и один из его первых опытов возведения «замка».
П. С. Бойцов, уроженец Н. Новгорода, участвовал в проектировании и возведении построек Нижегородской ярмарки в 1860-
70-х гг. В Н. Новгороде он выстроил усадьбу Рукавишникова на Верхневолжской набережной (ныне художественный музей). Его проект положен в основу здания Музея изящных искусств им. А. С. Пушкина в Москве (достраивал Клейн) и множества других.
Безусловно, дворец в Черкасском (в идеале – весь усадебный комплекс, включая парк и здание волостного правления) должен находиться на государственной охране.
Лариса Рассказова,
кандидат культурологии,
главный хранитель
Объединения государственных
литературно-мемориальных музеев Пензенской области,
член Общественного совета при Комитете Пензенской области по охране памятников истории и культуры

Прочитано 5536 раз

Поиск по сайту