Самое читаемое в номере

Галина Рамзайцева: портрет директора школы

A A A

Как говорили раньше, пока в селе есть школа, село живёт.
Средняя школа в с. Богословке Пензенского района довольно большая, насчитывает 486 учеников. В классах учится по 20-30 человек, но все в первую смену. Сюда возят детей из других сёл. Есть ещё филиал в с. Васильевка, где учится 61 человек.
Школа на хорошем счету в областном министерстве образования: её ученики участвуют в разнообразных соревнованиях и олимпиадах, учителя последние несколько лет подряд занимают призовые места в конкурсе «Учитель года» на уровне района и области. Первое место среди школьных музеев занял школьный музей с. Богословки, основанный местным краеведом Анатолием Тарасовым.
Во главе всего этого стоит молодая энергичная женщина – Галина Рамзайцева.
Что значит быть в наше время директором сельской школы, она рассказала специально для «Улицы Московской».


ramzayceva

– Галина Андреевна, Вы когда-нибудь мечтали стать директором школы?
– Нет, никогда. Я мечтала стать обычным учителем русского языка и литературы.


– Почему тогда в 2010 г. Вы  согласились на руководящую работу?
– Потому что я находилась перед выбором: либо я, как учитель-логопед, попадаю под оптимизацию, сокращение, либо... Так как в школе 2 месяца было вакантно место директора, я пошла на эту должность.


– Какие, на Ваш взгляд, три главные качества необходимы директору и обычному учителю?
– Качества учителя и руководителя будут пересекаться. Прежде всего, это организация: что учитель, что руководитель должны уметь организовать коллектив на определённый вид работы. Это первое и основное качество.
Второе – это любовь к своей профессии. А любовь к своей профессии – это любовь к детям.


– Во сколько начинается и заканчивается рабочий день директора школы?
– На работу я прихожу в 8:10, привожу своего ребёнка и соседских ребятишек. Заканчивается по-разному: когда в пять, когда в шесть, когда в семь вечера. Бывает, и до половины одиннадцатого задерживаемся, если надо готовить какие-либо документы.


– Какими делами Вам приходится заниматься в течение дня?
– Каждый день не похож на предыдущий. С утра могут прийти за справками, либо могут привезти ребёнка в школу откуда-то переводом, либо, наоборот, забрать личное дело, либо кто-то из детей приходит по каким-то вопросам.
Дальше уроки. Ряд вопросов появляется, что-то необходимо сделать в течение сегодняшнего дня. Либо какие-то мероприятия нужно провести в течение определённого времени, завтра-послезавтра.
После первой половины дня, либо когда завершены все уроки, мы проводим  внеклас-сные мероприятия либо мероприятия, которые были ранее запланированы.
У нас бывает много документов, которые требуют необходимой отчетности именно в этот день. Мы быстренько с завучами стараемся ответить на те или иные письма, которые  поступают из района либо из министерства.


– Сейчас много говорят, что школа перегружена бумажной работой.
– В принципе, да. Как руководители, так и учителя, мы погрязли в бумагах. У нас большая отчётность как на бумажных носителях, так и в электронной форме.


– Что для директора важнее: выстраивать взаимодействие непосредственно с учениками или с педагогическим коллективом?
– Здесь всё одинаково, равновесие должно быть.
Мне кажется, к каждому человеку нужен свой подход. Просто человеку нужно указать на его достоинства, для того чтобы он поверил в это. И в дальнейшем он уже раскроется. Как цветок, если поливаешь, ухаживаешь за ним, он тебя радует.


– Вы сказали, что главное – это всех организовать. А как Вам это удаётся?
– Здесь столько нюансов... Нужно дать педагогу понять, что он на достаточно высоком уровне, чтобы он не боялся показать свои идеи, свои открытые уроки. Я сейчас говорю про конкретный конкурс «Учитель года».
За 6 лет 4 учителя нашей школы побывали на конкурсе «Учитель года» в районе, из них три уже побывали на областном конкурсе. У нас два призовых места и номинация.


– Как удалось собрать таких талантливых учителей?
– Они были и до меня. Надеюсь, и после меня останутся. Просто мы вместе с завучем помогли им поверить в себя. Я считаю, это не только моя заслуга.
Когда учителя занимают такие неплохие места, они растут и в глазах детей. Появляется гордость, что классный руководитель занял 2 место в областном конкурсе.


– Новогодняя дискотека, выпускной бал или последний звонок – что Вы любите больше всего?
– Нравится больше всего, наверное, последний звонок. Потому что это подведение итогов работы за весь наш год. Кроме того, что здесь у нас выстраивается линейка, вручаются благодарности, грамоты, похвальные листы детям, вечером у нас организуется большое мероприятие, где каждый класс показывает свой танец.
В течение года у нас проходит областной проект «Танцующая школа», «Поющий край». Так как у нас классы большие, задача  клас-сного руководителя – вовлечь всех. Нет такого, что 5 человек танцуют, а остальные в роли зрителей.
И в конце года мы выносим аппаратуру на большую площадку перед школой. И с 1-го по 11-й класс перед родителями, на всё село буквально, показывают свои танцы на фоне школы, ярко, красочно и незабываемо. Это длится до девяти, до полдесятого вечера, и уже года три как вошло в традицию.


– Может быть, Вы вспомните свои переживания на первой линейке 1 сентября в качестве директора школы?
– Несмотря на то, что я работаю директором 6 лет, и в этом году уже седьмое первое сентября, и первый, и последний звонок, и выпускные – чувство волнения всегда присутствует. Такое ощущение, как будто ты выступаешь в первый раз.


– Галина Андреевна, что в Вашей работе директора школы является источником радости и что больше всего вызывает негатив?
– Когда запланированное получается, то это вызывает радость и дарит удовольствие от работы, а когда что-то планируешь и не получается, и понимаешь, что помочь в этом тебе некому, то, конечно же, какой-то нехороший осадок.


– В чём состоит задача директора? Чтобы обеспечить учебный процесс? Чтобы все системы в  здании функционировали хорошо?
– Это и есть как раз-таки одна из основных задач руководителя – обеспечить школу всем необходимым. Чтобы был свет, работал телефон, чтобы было отопление и так далее.


– На Ваш взгляд, сколько процентов вашего рабочего времени занимает  взаимодействие с учениками, с педагогическим коллективом и решение хозяйственных вопросов? Что самое важное?
– Вот хозяйственные вопросы, наверное, стоят на первом месте, потому что они занимают большую часть времени. Где-то что-то нужно поменять, где-то что-то уже пришло в негодность. Мы, директора, прежде всего, хозяйственники.


– Директор школы может уйти в отпуск, или его досрочно вызывают на работу? У Вас получается отдыхать?
– Полный отпуск, 56 дней, мы никогда не отгуливаем. Не получается. Потому что есть вопросы, которые необходимо решать самому директору, прежде всего, связанные с финансированием.


– Бывают моменты, когда Вы говорите себе: всё, ухожу из директоров?
– Бывают. Мне кажется, в жизни каждого человека бывает период, когда всё хочется бросить, уйти куда-то отдохнуть, в какой-нибудь глухой лес, чтобы никто не дёргал.


– Кем Вы тогда себя представляете?
– Просто учителем русского языка и литературы.


– Что Вы больше любите: русский или литературу?
– Я предпочтение отдаю русскому языку, но дети почему-то у меня начинают больше любить литературу.


– Вы ведёте предметы, потому что Вам хочется заниматься преподаванием помимо административной работы, или учителей не хватает?
– Уволился человек в декабре, поэтому я веду и 5-й, и 8-й класс. А, по сути, руководителю больше 6 часов вести не рекомендуется.
Лучше, чтобы руководители вообще не вели предметы, потому что физически не хватает времени. Сумбурно никто не приходит на урок, нужна подготовка.
Нужно посмотреть материал, нужны какие-то дополнительные карточки, нужны какие-то дополнительные упражнения либо какие-то дополнительные сведения об авторе или художественном тексте. Это нужно всё проглядеть, чтобы прийти полноценно подготовленным к уроку.


– Чем Вы себя возвращаете к работе в сложные периоды? Действительно ходите в лес?
– Здесь, наверное, семья помогает. И работа с землёй на воздухе успокаивает. Всё уходит в землю.

Прочитано 1647 раз

Поиск по сайту