Самое читаемое в номере

Южная Корея: выборы на фоне импичмента и военной тревоги

A A A

9 мая в 51-миллионной Южной Корее пройдут президентские выборы. Рассказывает обозреватель «Улицы Московской», кандидат исторических наук Михаил Зелёв.


Экономика Южной Кореи находится в столь превосходном состоянии, что консерваторы вполне могли бы рассчитывать продлить своё пребывание у власти на третий срок после очередных президентских выборов в декабре 2017 г.
Они даже уже подыскали очень квалифицированного кандидата в преемники президенту Пак Кын Хе. Им должен был стать генеральный секретарь ООН Пан Ги Мун. Но всё испортила сама Пак Кын Хе…
В октябре прошлого года дотошная южнокорейская пресса сделала достоянием общественности факт колоссального влияния на процесс принятия решений в Голубом доме наперсницы президента Чхой Сун Силь. Оказалось, что подружка Пак Кын Хе отвечала не только за её гардероб, но и имела доступ к секретным документам и была причастна к принятию важнейших решений.
Это уже вызвало огромное раздражение южнокорейской общественности, но это были только цветочки.
Вскоре выяснилось, что подружки обложили данью все крупнейшие промышленные конгломераты Южной Кореи, собрав с них в общей сложности 75 млн долл. Один только вице-президент Samsung Ли Чэ Юн заплатил 36 млн долл. в виде взятки президенту за принятие нужного ему решения.
Собранные деньги переводились на счета двух контролируемых Чхой Сун Силь благотворительных фондов, один из которых будто бы специализировался на поддержке культуры, а другой – спорта.
Дальше – больше. В министерстве культуры были обнаружены чёрные списки, куда были включены более 9,5 тыс. мастеров культуры, которым было отказано в государственном финансировании на том основании, что они либо поддерживали либеральную оппозицию, либо отрицательно отзывались о президенте. В списках оказался целый ряд выдающихся южнокорейских кинорежиссёров и писателей.
Эти новости взорвали южнокорейское общество. В ноябре-декабре страну сотрясли миллионные митинги с требованием отставки президента. Только 26 ноября по всей стране они собрали 2 млн человек.
Органы правосудия начали следствие. Прошли аресты министров. Была арестована и Чхой Сун Силь.
9 декабря Национальное собрание возбудило преследование президента в порядке импичмента. Дело рассматривалось в Конституционном суде. 10 марта нынешнего года суд единогласно постановил отстранить президента от должности.
Пак Кын Хе была арестована. Вместе с ней за решёткой оказался и Ли Чэ Юн. Сейчас подружки находятся под следствием. Предстоит суд.
Но чем бы ни закончился судебный процесс, уже в силу самого факта импичмента Пак Кын Хе лишена всех привилегий, полагающихся бывшим президентам. Она не будет получать президентскую пенсию, не будет иметь государственной охраны.
А после её кончины не осуществится её мечта быть похороненной рядом со своим отцом – великим прогрессивным южнокорейским диктатором Пак Чжон Хи (1961-1979) – на Национальном кладбище в Сеуле. Такие почести президентам, смещённым в результате импичмента, в Южной Корее не оказываются.
Импичмент Пак Кын Хе привёл к колоссальной потере авторитета южнокорейскими консерваторами. Партия уверенно вылетает из высшей лиги южнокорейской политики. Консерваторам пришлось спешно менять название: из Партии новых рубежей они превратились в Свободную Корею.
Пан Ги Мун отказался от сомнительной чести представлять консерваторов на выборах. Они выдвинули своим кандидатом в президенты Хон Чун Пё – губернатора провинции Кёнсан-Намдо, являющейся одним из локомотивов южнокорейской экономики и одновременно бастионом консерваторов. Но он, согласно опросам общественного мнения, набирает всего 12-15% голосов и не имеет никаких шансов на победу.


korea munМун Чэ Ин – кандидат левых либералов
Наибольшие шансы на победу на досрочных президентских выборах 9 мая имеет вождь леволиберальной Демократической партии 64-летний Мун Чэ Ин. Согласно последним опросам, он набирает 38-45% голосов.
Мун Чэ Ин родился во время Корейской войны всё в той же провинции Кёнсан-Намдо в семье крестьянина-беженца из Северной Кореи. Будучи студентом-юристом, он принимал самое активное участие в протестах против диктатуры Пак Чжон Хи, за что был забрит в армию. После окончания университета он стал адвокатом, специализировавшимся на правозащитных делах.
Именно тогда он познакомился и стал преданным другом и соратником будущего леволиберального президента Ро Му Хёна. После перехода Южной Кореи к демократии в 1988 г. он также занимался политической журналистикой и основал одну из ведущих прогрессивных газет страны Ханкёре (Корейская нация), сыгравшую решающую роль в разоблачениях Пак Кын Хе прошлой осенью.
Левые либералы приходят к власти в Южной Корее в 1997 г., сменив консерваторов. А в 2002 г. президентом избирается Ро Му Хён. Мун Чэ Ин становится главой его аппарата сотрудников и ближайшим советником.
Однако в 2007 г. левые либералы вновь уступают власть консерваторам. Ро Му Хён, раздавленный обвинениями во взяточничестве, кончает жизнь самоубийством в 2009 г.
С этого момента начинается самостоятельная политическая карьера Мун Чэ Ина. В 2012 г. он участвует в президентских выборах как кандидат от левых либералов. Он получил тогда 48% голосов, а его соперница консерватор Пак Кын Хе победила, набрав 51%. Сегодня Мун Чэ Ин получает возможность взять реванш за поражение пятилетней давности.
В экономической политике левые либералы, как показывает опыт их правления в 1997-2007 годах, мало отличаются от консерваторов.
Мун Чэ Ин обещает закачать в южнокорейскую экономику ещё 10 трлн вон (8,9 млрд долл.), чтобы ускорить и без того быстрый рост и поощрить развитие малого и среднего инновационного бизнеса. Возврат левых либералов к власти приведёт и к усилению внимания правительства к развитию социальных программ.


Военная тревога
В свете сегодняшнего кризиса вокруг Северной Кореи особое внимание приковано к взглядам вероятного будущего президента на отношения с Пхеньяном.
Здесь политика левых либералов всегда отличалась от политики консерваторов. Надо помнить, что леволиберальное движение в Южной Корее уходит корнями в демократические (в том числе студенческие) протесты 1960-1980-х годов против диктатур Пак Чжон Хи и Чон Ду Хвана.
Отсюда происходит и исторически более мягкий подход левых либералов к северокорейскому коммунистическому режиму. Они всегда были открыты для сотрудничества с Севером, пропагандировали идею мирного воссоединения, были расположены к тёплым отношениям с Китаем.
Неудивительно, что именно леволиберальные правительства Ким Тэ Чжуна и Ро Му Хёна в 1997-2007 годах стали проводить в отношении Пхеньяна политику «солнечного тепла», вершиной которой стало открытие к северу от демаркационной линии промышленной зоны Кэсон, где южнокорейские фабриканты построили заводы, эксплуатировавшие дешёвый труд северокорейских рабочих.
Но политика «солнечного тепла» не смогла излечить от безумия северокорейских диктаторов из династии Кимов. Они продолжили развитие своих ядерной и ракетной программ.
В 2010 г. Ким Чен Ир даже устроил маленькую войну против Юга, стоившую жизни 50 гражданам Южной Кореи. В результате, южнокорейские консерваторы постепенно свернули политику «солнечного тепла». В 2016 г. была закрыта и зона Кэсон.
В последнее время Мун Чэ Ин вынужден всячески открещиваться от обвинений в симпатиях к Пхеньяну и в антиамериканской позиции. Он уже неоднократно называл себя «другом Америки», а недавно снял свои возражения против размещения в Южной Корее американской системы противоракетной обороны.
Недавно он выдвинул план мирного урегулирования, где Пхеньяну обещаны все блага вплоть до возобновления работы зоны Кэсон и заключения мирного договора в обмен на отказ Севера от ядерной программы.
Но прогрессирующее безумие северокорейских коммунистов и почувствовавший вкус к внешнеполитическим авантюрам Доналд Трамп пока не дают оснований надеяться на скорую разрядку напряжённости.


korea anПраволиберальная альтернатива
Попытку объединить правые силы, лишённые после дела Пак Кын Хе руководства со стороны консерваторов, предпринял 55-летний вождь праволиберальной Народной партии Ан Чхоль Су.
Ан Чхоль Су – потрясающая по размаху дарования личность. Он выходец из всё той же провинции Кёнсан-Намдо. По образованию врач. Служил военным врачом. Доктор психологии. Но всенародная известность пришла к нему благодаря его достижениям в области программирования.
В 1995 г. он основал компанию AhnLab Inc., ставшую ведущим в Южной Корее производителем антивирусных программ.
Добившись успехов в бизнесе, он ушёл в политику. В 2012 г. баллотировался в президенты, но снял свою кандидатуру в пользу Мун Чэ Ина. На выборах 2016 г. в Национальное собрание список его Народной партии занял 2-е место.
Ан Чхоль Су публично объявил себя политическим поклонником великого американского либерального президента Франклина Рузвельта. Он выступает за повышение налога на прирост капитала и резкое увеличение расходов на социальные нужды. Изначально поддерживал идею размещения на полуострове американской системы противоракетной обороны.
Ан Чхоль Су старается всячески демонстрировать свою открытость как правым, так и левым идеям. Он публично посещал могилы как диктаторов Ли Сын Мана и Пак Чжон Хи, которых почитают консерваторы, так и бывшего президента Ким Тэ Чжуна, почитаемого в леволиберальных кругах. Но пока его усилия не дают результата. Согласно последним опросам, он может рассчитывать лишь на 22-25% голосов.


Всё дело в парламенте
Кто бы ни победил на этих выборах – Мун Чэ Ин или Ан Чхоль Су – они ознаменуют третий в истории страны мирный демократический переход власти от одной партии к другой.
Но любой новый хозяин Голубого дома столкнётся с серьёзной проблемой: у него не будет большинства в Национальном собрании. А распускать парламент президент не имеет права.
Следующие выборы в Национальное собрание будут проводиться лишь в 2020 г. Значит, придётся как-то договариваться с оппозицией. В противном случае страна столкнётся с перспективой паралича в государственном управлении.
Михаил Зелёв,
кандидат исторических наук

Прочитано 872 раз

Поиск по сайту