Самое читаемое в номере

Франция: либералы против националистов

A A A

7 мая 2017 года в 66-миллионной Франции пройдёт 2-й тур президентских выборов. Комментирует обозреватель «Улицы Московской», кандидат исторических наук Михаил Зелёв.


В прошедшем 23 апреля 1-м туре путёвку в финал получили 39-летний либерал Эмманюэль Макрон («Вперёд!», 24%) и 48-летняя националистка Марина Лё Пен (Национальный фронт, 21%).
Из президентской гонки были выбиты представители долгие десятилетия господствовавших во французской политике консерваторов и социалистов. Консерватор Франсуа Фийон (Республиканцы) получил 20% голосов, коммунист Жан-Люк Меляншон (Непокорная Франция) – 19%, а представитель правящей Социалистической партии Бенуа Амон – всего 6%.
Таким образом, во Франции рождается новая партийная система, максимально обнажающая непримиримую борьбу по самому острому вопросу современности: глобализации.
Теперь в неистовой схватке будут сходиться не правые и левые, а либералы, стремящиеся оседлать волну глобализации и восторженно приветствующие дальнейшую евроинтеграцию, и националисты, пытающиеся спрятаться от прогресса за политикой протекционизма и выхода из ЕС.
Но чтобы понять, на каком экономическом фоне разворачивается нынешняя политическая борьба, необходимо бросить взгляд на политику уходящего социалистического правительства Франсуа Оллянда.


Похвала вослед уходящим социалистам
Сколь бы ни вдохновляли новости о росте ВВП, во Франции продолжается кризис. Об этом неумолимо свидетельствует уровень безработицы, застывший на 10-процентной отметке (а до кризиса было 7%).
Причиной такого долгого кризиса является безумная антинаучная политика бюджетной экономии, господствующая в еврозоне с 2010 г. Именно она ведёт к сжатию совокупного спроса в экономике стран еврозоны, а следовательно, и к бесконечному затягиванию кризиса.
Однако французские правительства и в этих тяжёлых условиях смогли сохранить определённую ясность экономической мысли и максимально смягчить прохождение Францией «потерянного десятилетия».
Лучше всего это понять, если сравнить ситуацию во Франции с положением в соседней Испании. Испанские консерваторы безжалостно режут государственные расходы. С 2012 г. их доля в ВВП снизилась с 48% до 43%. В результате, хотя экономика и растёт, но безработица остаётся на фантастической отметке в 18%.
Во Франции поступили иначе. Здесь ещё консерваторы в 2009 г. пошли на резкое увеличение доли государственных расходов в ВВП с 52% до 56%, а сменившие их в 2012 г. социалисты вообще взвинтили этот показатель до невиданных во французской истории 57%.
В результате, Франции удалось избежать повторного спада в 2011–2014 годах (которого не избежала даже Германия). При этом отношение государственного долга к ВВП (96%) мало отличается от испанского (99%), а бюджетный дефицит (3,4% ВВП) заметно ниже, чем в Испании (4,5%).

lepen
 

Марина Лё Пен: полный назад!
Однако французским безработным от таких сравнений с Испанией легче не становится. Именно продолжающийся вследствие экономической политики властей еврозоны кризис и крайне мягкая иммиграционная политика ЕС привели в последние годы к стремительному взлёту популярности антиглобалистского Национального фронта.
Если говорить о программе депутата Европарламента Марины Лё Пен в области борьбы с иммиграцией, то она заслуживает всяческих похвал.
Колоссальный приток в ЕС и, в частности, во Францию малообразованных выходцев из отсталых и культурно далёких стран Востока – это однозначно отрицательное явление. Ни в каких новых работниках Франция не нуждается (у самих 10-процентная безработица). Содержание иждивенцев-иммигрантов ложится тяжёлым бременем на народное хозяйство.
Франция на ровном месте сталкивается с необходимостью решать сложнейшую и растягивающуюся на несколько поколений проблему интеграции иммигрантов в своё общество. При этом этот процесс ещё и сопровождается кровавыми выходками террористов из числа иммигрантов и их потомков, протестующих таким варварским способом против собственных трудностей с интеграцией.
Марина Лё Пен выступает за полную приостановку въезда в страну иммигрантов с Востока, за постоянный запрет на въезд в страну иммигрантов под предлогом воссоединения семей, за ускорение процедуры рассмотрения обращений за политическим убежищем, за немедленную высылку из страны всех незаконных иммигрантов.
Но вся остальная программа Марины Лё Пен – это катастрофа. Она напоминает отчаянные попытки луддитов конца XVIII – начала XIX века остановить технический прогресс путём поломки машин.
Чего стоит одна идея выхода Франции из ЕС!
Если такое решение будет принято, то оно будет означать развал Евросоюза. Правда, через пару десятилетий (или раньше) сама экономика заставит европейцев возобновить процесс интеграции, поскольку Европа – это единый народнохозяйственный комплекс, не способный развиваться в условиях, когда составляющие его национальные государства разделены высокими барьерами.
Проблема только в том, что к тому времени Европа, благодаря усилиям таких националистов, как Марина Лё Пен, очень сильно отстанет от своих основных конкурентов – Северной Америки и Восточной и Юго-Восточной Азии.
Вот так всегда и бывает: наибольший урон своей стране наносит тот, кто громче всех кричит о патриотизме.

macron


Эмманюэль Макрон: полный вперёд?
Либерал Эммануэль Макрон – бывший министр экономики в социалистическом правительстве Франсуа Оллянда и Мануэля Вальса-и-Гальфетти в 2014–2016 годах – несравненно лучше Марины Лё Пен понимает, что глобализация и евроинтеграция – это объективные процессы, которые невозможно остановить. К ним можно только приспособиться. И тот, кто будет работать на опережение в этой области, займёт лучшее положение в новом мире.
Отсюда безудержный евроэнтузиазм Эммануэля Макрона, его восторженное отношение к заключению новых соглашений о свободной торговле ЕС с другими странами мира, его преклонение перед техническим прогрессом, наукой и образованием.
Эммануэль Макрон собирается сделать Францию страной, более дружелюбно настроенной в отношении предпринимательской деятельности, устранив излишнюю зарегулированность её экономики.
Он намерен пойти на решительную реформу рынка труда, собираясь его либерализовать подобно тому, как это сделало в Германии социал-зелёное правительство Герхарда Шрёдера в 1998-2005 годах.
Однако стоит подробнее остановиться на двух серьёзнейших ошибках программы Макрона.
Во-первых, это иммиграционная политика. Французские либералы крайне благодушно смотрят на нынешнее положение в этой области. Макрон приветствовал политику «открытых дверей» в отношении беженцев с Востока, которую проводит немецкое правительство «большой коалиции» во главе с Ангелой Меркель.
Кандидат от либералов призывает укрепить пограничную службу ЕС. Однако состояние пограничной службы – это самая мелкая из проблем иммиграционной политики. Необходимо коренным образом менять всю систему законодательства в этой области, которое сейчас ориентировано на максимальное облегчение иммиграции в ЕС.
Во-вторых, огромные опасения вызывает фискальная политика Макрона. Он явно собирается вести себя так, словно кризис во Франции уже закончился.
Кандидат от либералов собирается за 5 лет урезать ежегодные государственные расходы на 60 млрд евро (то есть примерно на одну восьмую) и тем самым подорвать политику стимулирования совокупного спроса.
За 5 лет он собирается снизить долю государственных расходов в ВВП с нынешних 57% до докризисных 52%. Уже в этом году Макрон хочет добиться выполнения одного из ключевых среди Маастрихтских критериев – сократить бюджетный дефицит до отметки в 3% ВВП.
За 5 лет Макрон собирается сократить 100 тыс. рабочих мест в государственном секторе. Правда, эту программу он собирается проводить максимально щадяще, сокращая рабочие места лишь тех, кто уходит на пенсию. Но народному хозяйству от такого сокращения рабочих мест в условиях 10-процентной безработицы легче не будет.
Есть серьёзные опасения, что такая политика в худшем случае может спровоцировать новую, уже третью волну экономического кризиса в еврозоне, а в лучшем – резко затормозит выход из кризиса.
Получается, что французский либеральный лагерь не смог извлечь никаких уроков ни из последнего экономического, ни из последнего иммиграционного кризисов.
Французские либералы намерены проводить ровно ту же политику, что привела к всплеску популярности евроскептиков в последние 10 лет.
Да, Марина Лё Пен – это катастрофа, но торят ей путь к власти своей политикой как раз такие представители традиционных политических сил, как Эммануэль Макрон. Если так продолжать, то Марина Лё Пен рано или поздно станет хозяйкой Елисейского дворца.


Парламентские выборы
Если опросы общественного мнения точны, то президентом станет Эммануэль Макрон, получив во 2-м туре 60-64% голосов.
Но окончательно вопрос о власти будет решён после парламентских выборов 11 и 18 июня, по итогам которых будет сформировано правительство.
Есть серьёзные сомнения, что либералы из «Вперёд!» с их пока не отлаженной партийной машиной смогут получить абсолютное большинство в Палате депутатов и сформировать однопартийное правительство. Тогда придётся формировать коалицию.
Кого предпочтёт взять в партнёры новый президент Эммануэль Макрон: консерваторов или социалистов?
Консерваторы всегда были естественными партнёрами по коалициям либералов в их прежних реинкарнациях (вспомним Союз за французскую демократию). Если Макрон пойдёт по этому пути, то Францию ждёт, с одной стороны, некоторое ужесточение иммиграционной политики, с другой, ещё больше безумия на ниве бюджетной экономии и сокращения государственных служащих.
Но у Макрона есть теснейшие связи и с правым крылом покинутой им Социалистической партии. Многие видные правые социалисты, не скрывая этого, поддерживали на выборах Макрона, а не собственного кандидата Бенуа Амона. Если Эммануэль Макрон возьмёт в партнёры социалистов, то Францию ждёт несравненно более вменяемая фискальная политика, но ничего хорошего в области решения иммиграционной проблемы ждать не следует.
Михаил Зелёв,
кандидат исторических наук

Прочитано 789 раз

Поиск по сайту