Самое читаемое в номере

Буря

A A A

Работники в Южной Европе оказались привязаны к паршивым рабочим местам. Сегментированный рынок труда оставляет глубокие шрамы на лице молодого поколения.

inopress

Эма Зеликович, 24-летняя обладательница университетского диплома по философии из Мадрида, глубоко вздыхает, прежде чем начать перечислять, кем она работала в последние годы.
Будучи студенткой, она работала учительницей танцев, официанткой, уличной сборщицей пожертвований для НКО, оператором в центре связи с клиентами и обслугой на политической конференции крайне левой партии «Мы можем».
После университета она совмещала работу в двух ресторанах, но один из них недавно уволил её. Всякий раз работа предоставлялась на основе временных или «срочных» договоров о найме. Порою ей платили на уровне прожиточного минимума. Никто не открыл перед ней перспективу карьерного роста.
Бесперспективная временная работа вот уже многие десятилетия является напастью в Южной Европе. В 2015 г. более половины занятых испанцев в возрасте от 15 до 29 лет работали по временным контрактам. В то же время в Италии таких было две пятых, в Греции – меньше четверти, а в среднем по Европейскому Союзу – 14%.
Более гибкие северные страны склонны защищать не рабочее место, а работника, что позволяет их народным хозяйствам быстрее приспосабливаться к потрясениям и технологическим переменам.
На Юге же половинчатые попытки реформ рынка труда лишь создают новые проблемы: правительства облегчают наём и увольнение новых работников, но боятся тронуть хорошо защищённые категории занятых. В результате, возник двухъярусный рынок труда, в котором нижний ярус занимает молодой прекариат.
Подобная сегментация означает, что те работники, что были наиболее уязвимы накануне кризиса, больше всего страдают, когда он начинается. В Испании, когда рухнул строительный сектор, доля временных контрактов в экономике упала с 32% в 2007 г. до 25% в
2009 г. Те, кто был наименее защищён, были уволены первыми.
Сейчас, когда безработица в еврозоне медленно сокращается, рынок труда в Южной Европе выглядит сильно перекошенным.
Молодёжная безработица всё ещё крайне высока: 35% – в Италии и более 40% – в Испании и Греции. И, похоже, работодатели уже и не стремятся нанимать работников на постоянной основе.
В Испании, Италии и Греции доля работников в возрасте от 15 до 29 лет, нанятых на основе временных контрактов, выросла, по меньшей мере, на три процентных пункта с 2012 г. по 2015 г.
Неспособность народных хозяйств этих стран увеличивать количество постоянных контрактов ведёт лишь к накоплению проблем. Большое число временных работников мешает росту производительности труда.
В Испании затраты, связанные с наймом на постоянной основе, столь велики, что фирмы «вместо этого предпочитают постоянно обновлять персонал», говорит Марсель Янсен из Автономного университета в Мадриде.
Четверть всех временных контрактов в Испании рассчитана на срок не более месяца. Работодатели не видят смысла в повышении квалификации работников: всё равно они вскоре, так или иначе, уйдут. Столь короткий срок работы не позволяет работникам достичь высот мастерства в каком-то конкретном деле.
Сталкиваясь с низкой заработной платой при временном найме, многие молодые люди уходят на чёрный рынок, где либо получают деньги наличными, либо становятся «свободными художниками», не декларируя выполнение работы по заданию зарубежных фирм. В Наполи 30-летний Джузеппе официально числится безработным, но подрабатывает на фабрике, получая зарплату наличными. Он мечтает эмигрировать, возможно, в Англию; пока же он живёт с мамой.
Другие действуют, а не мечтают: от 350 до 420 тысяч греков – от молодых врачей до парикмахеров – покинули свою страну после
2008 г. «Мы вернулись в 1950-е, когда мои дедушки и бабушки работали на фабрике в Германии», – говорит Аристотелис, 28-летний греческий врач, намеренный уехать в Гамбург, чтобы стать хирургом.
В южноиспанской области Андалусия, где наблюдается самый высокий в Европе уровень безработицы (30%), многие молодые люди хотят остаться. «Здесь хорошо жить, здесь прекрасные люди и море», – говорит Мигель, 19-летний студент, изучающий деловой менеджмент. Но он не видит перспектив в Испании.
К их чести, политики пытаются уничтожить перегородки между двумя ярусами рынка труда. В
2012 г. Испания провела реформу рынка труда, в результате которой, чтобы добиться большей гибкости зарплат, были снижены страховые платежи за постоянных работников и введены субсидии тем компаниям, что нанимают новых работников на постоянной основе.
В Греции после 2010 г. были предприняты попытки ослабить позиции профсоюзов на переговорах с работодателями. В Италии в 2014 г., после долгих споров, бывший премьер-министр Маттео Ренци провёл через парламент «Закон о рабочих местах», согласно которому для того, чтобы увеличить число постоянных работников, предпринимателям предоставлялись налоговые льготы и в то же время облегчалась процедура их увольнения. Но пока это не привело к перелому тенденции к увеличению числа нанятых по временным контрактам. Хотя опасения предпринимателей в условиях нынешнего медленного восстановления понять нетрудно.
Немногие политики готовы идти дальше. В Испании только одна политическая сила – новая либеральная партия Граждане – выступает за дальнейшие реформы рынка труда, призванные ограничить число занятых по временным контрактам. А пока молодёжь не почувствует прогресса, она будет голосовать ногами.
The Economist, 22 апреля 2017 г.

Прочитано 1026 раз

Поиск по сайту