Наивный пензенский туризм

A A A

24 марта 2017 г. в помещении технопарка «Рамеев» состоялось обсуждение перспектив туризма в Пензенской области, ее туристической привлекательности. Инициатором встречи выступил портал «Пенза-Онлайн». В центре обсуждения оказались 2 проекта: туристическое использование так называемого «Золотаревского городища» и организация пешеходных маршрутов в Пензе.


yagovПенза опять может статьстолицей
Интересный момент: «Пенза-Онлайн» предложил обсудить в формате своего пресс-клуба то, чего фактически не существует в природе, а именно – туристическую привлекательность Пензенской области.
Однако, несмотря на всю эфемерность объекта обсуждения, на встречу пришло несколько десятков человек (около 40), в том числе и высокие лица – вице-премьер Олег Ягов и начальник отдела туризма Министерства культуры и туризма Алексей Уколов. И общение на заданную тему продолжалось более двух с половиной часов. Впрочем, как показал ход событий, разговор на этой встрече шел в основном не о туристической привлекательности, а о совсем других вещах.

 


Олег Ягов в своем выступлении высказал мнение, что в Пензенской области имеется замечательная база для развития туризма. «У нас более 350 объектов туристических для показа. Я объехал половину субъектов РФ и вполне откровенно и уверенно могу заявить, что туристический потенциал у Пензы огромен. У нас одна беда – мы не умеем себя грамотно преподнести, у нас практически не работает логистика, и маркетинг – это понятие, нам доселе незнакомое», – отметил Олег Ягов.
(Вообще-то, это уже не одна беда, а три, но не будем придираться).
Ягов попросил собравшихся подумать и высказаться, как нам себя получше разрекламировать – бесплатными роликами на «Ютубе» или какими-то иными изюминками. Вице-премьер полагает, что Пензе нужно делать ставку на событийный туризм, и что наш регион может стать столицей военно-исторических фестивалей.
В свою очередь, Алексей Уколов рассказал о том, как Пензенская область пытается сегодня «себя показать». В ближайшее время (в конце мая) мы ждем делегацию представителей туроператоров из Мордовии. Им будут демонстрировать наши многочисленные достопримечательности.
Для местных СМИ отдел туризма организует 2 пресс-тура. Один – в сторону Кузнецка, другой – в сторону Москвы. «В июне месяце мы поедем, перед летним сезоном. Совершенно бесплатно покажем все объекты, которые у нас есть, чтобы можно было посмотреть и как-то разрекламировать наши объекты», – пообещал Уколов журналистам.
Также руководитель отдела туризма поведал собравшимся о том, куда мы будет селить туристов. За период с 1 января 2017 г. и по настоящее время у нас в Пензе открылось 4 мини-гостиницы. До конца года откроются еще 2 крупные гостиницы.
Вообще, судя по всем выступлениям Алексея Уколова в тот день, создавалось впечатление, что больше всего его заботит вопрос, куда мы будем селить приезжих, поместятся ли они в наших гостиницах. Бесспорно, это очень важный организационный момент (особенно в преддверии чемпионата по футболу), вот только к туристической привлекательности он имеет очень отдаленное отношение.

turizm ostashkov


Еще раз о Золотаревке
Кандидат экономических наук, член координационного совета по развитию туризма Александр Осташков представил собравшимся проект туристическо-рекреационного кластера «Золотаревский».
Напомним, «Улица Московская» уже писала о подобном проекте в далеком 2011 г. В лесу рядом с Золотаревкой есть место, на котором много столетий назад находился город, причем довольно крупный. До сих пор толком не ясно, что за люди жили в этом поселении.
Однако известно, что город был разрушен, и долгое время там никто не селился. В связи с этим Золотаревское городище (так окрестили данный участок земли) стало уникальным местом для ученых и археологов. А с некоторых пор возникла мысль использовать этот объект в качестве туристического.
Раньше тему Золотаревского городища очень активно продвигал пензенский историк Геннадий Белорыбкин, а теперь эстафету принял Александр Осташков.
У проекта Осташкова 3 составляющих – музей, археологический памятник и фестиваль. Музей Золотаревского городища уже имеется (он располагается в местном культурно-досуговом центре), однако он достаточно скромный и малоизвестный. Его неплохо бы довести до приличного уровня с использованием современных технологий.
Что касается самого места раскопок, то есть сомнения, стоит ли водить туда туристов. Тропинка, которая ведет туда, не очень удобная. А на самой площадке туристы могут помешать раскопкам, а то и растащить ценные артефакты былых времен. Да и показывать на месте раскопок особо нечего.
Поэтому еще в 2011 г. был задуман проект «новодела» – воссозданного древнего города. Предполагалось, что такой город можно построить с туристическими целями чуть поодаль от Золотаревского городища, чтобы туристам все было наглядно.
Этот новодел мог бы стать основой для всех мероприятий – исторических экскурсий, фестивалей, торговли сувенирами и пр.
Однако с тех пор прошло 6 лет и никаких движений в данном направлении не делалось. Новый старый город так никто и не возвел.
Олег Ягов пояснил, что инвестор не может зайти сегодня на эти площади, потому что не решен земельный вопрос. Если территорию, определенную под строительство крепости, переведут в областную собственность, то тогда можно будет приглашать туда бизнес – открывать кафе, рестораны, сувенирные лавки. Пока же никто не решил вопрос с землей, и все планы остаются лишь на бумаге.
Третьей составляющей проекта является проведение исторического фестиваля реконструкторов. Александр Осташков долго и скрупулезно высчитывал благоприятную дату для этого фестиваля – в июне ему быть или в сентябре. Теоретически, на такое мероприятие можно привлечь до 10000 человек.
Олег Ягов, рассуждая об этом, привел в пример проходивший недавно в Пензенской области военно-исторический фестиваль, который собрал около 3000 посетителей при практически нулевых вложениях.
При этом Ягов признает, что пока рядом с городищем не будет построен некий туристический объект, говорить здесь особо не о чем. Туристы туда не поедут.
Сейчас можно констатировать, что в последние 5-6 лет Золотаревское городище активно пропагандировалось на разных уровнях, люди хорошо знали о существовании этого потенциально интересного объекта.
Однако за все это время туристический бизнес туда не пришел, крепость-новодел никто не построил, вопрос с землей так никто и не решил. И скорее всего это не случайность, а закономерность, основательно «приземляющая» все воздушные замки, выстраиваемые вокруг Золотаревки.
Еще один важный момент. Александр Осташков отметил, что главной целью его проекта являются не создание рабочих мест и не увеличение налоговых поступлений. Он говорит не о том, что благодаря Золотаревскому городищу регион начнет грести деньги лопатой.
Главной целью Осташков называет повышение привлекательности территории для самого местного населения, формирование самоидентификации и регионального патриотизма. То есть проект в общем-то затевается не столько для внешних туристов, сколько для самих жителей Пензенской области.

turizm kopytin


Гулять со вкусом
Еще один проект, представленный на встрече, назывался «Пензенский променад». Его автором является неравнодушный пензенец Евгений Копытин. По сути, он предлагает сформировать и обустроить в региональном центре несколько прогулочных маршрутов.
Евгений Копытин рассуждает следующим образом. Когда к нему приезжают гости из других регионов, возникают сложности с тем, куда повести иногородних друзей в Пензе, чтобы показать город с лучшей стороны. Да и местным жителям порой бывает трудно сообразить, где в нашем городе можно погулять со вкусом – чтобы было и интересно, и красиво, и познавательно. Решая для себя эти вопросы, Евгений Копытин разработал несколько прогулочных маршрутов (их он и презентовал на встрече).
Одна беда – гулять по этим местам сегодня крайне проблематично. Маршруты пролегают по грязным, неухоженным улицам, где зачастую отсутствуют урны, скамейки, укрытия от дождя, нормальное асфальтовое покрытие, лестницы. Некоторые направления попросту небезопасны или частично перегорожены.
Евгений Копытин предлагает благоустроить территории, по которым пролегают его прогулочные маршруты, чтобы там было приятно ходить. Деньги на благоустройство он планирует брать с предпринимателей, которые ведут свой бизнес на прилегающих территориях (ведь у города все равно денег нет).
Это, кстати, довольно распространенный образ мысли: если нам нужны какие-то средства, то давайте возьмем их у бизнеса. Предприниматели наверняка будут от этого только счастливы и с восторгом понесут нам свои деньги.
Впрочем, скорее всего Евгений Копытин понимает, что с благоустройством прогулочных маршрутов все будет совсем не просто. Поэтому для начала он предлагает создать виртуальные экскурсии на своем сайте.
В частности, запланировано создание документального фильма в формате прогулки-беседы (по разработанным маршрутам). Снимать фильм должен Павел Прохоренков, переводить на иностранные языки Екатерина Дятлова, привлекать ресурсы – Илья Иссаков, а курировать – Олег Ягов. Но это в лучшем случае, если удастся перейти от идеи к проекту.
Присутствующие в зале практики в области туризма заметили, что пешеходные экскурсии по Пензе существуют и без инициативы Копытина, однако покупать эти экскурсии никто не желает. Их минимальная стоимость – 1500 руб., из которых 1000 руб. уходит гиду. Но даже за такие небольшие деньги экскурсию никто не берет, спроса нет.
Но Евгений Копытин особо отметил, что целью его проекта является не продажа туристического продукта, а создание комфортной прогулочно-развлекательной среды.
Как и в случае с Золотаревским городищем, здесь не ставится задачи заработать большие деньги на приезжих. Это попытка, прежде всего, улучшить условия жизни пензенцев, сделать наш город более приятным и приспособленным для жизни.
То есть оба представленных проекта, выступая под флагами повышения туристической привлекательности, на самом деле работают на эту привлекательность лишь во вторую очередь.
А вообще-то, цель этих проектов – развитие региона: чтобы сделать жизнь людей лучше и интереснее, чтобы пензенцы оставались жить и работать здесь, а не уезжали, скажем, в Москву. И значит, разговор все это время шел не о туризме. Люди говорили одно, а имели в виду совсем другое.

turizm ukolov


Иллюзии нашего городка
Хорошей иллюстрацией подобного двоемыслия являлось выступление Алексея Уколова. Он объявил, что в год к нам приезжают более 150000 туристов.
Однако затем он пояснил, что «туристом» считается тот, кто хотя бы одну ночь провел в гостинице нашего региона. То есть на самом деле мы имеем ежегодно не 150000 туристов, а 150000 приезжих.
Многие из них прибывают в Пензу безо всяких туристических целей: они не рассматривают местные достопримечательности, не покупают сувениров, не ходят в музеи. Они приезжают сюда просто по делам. Однако статистика ведется так, что если ты переночевал в гостинице – все, ты турист.
Еще один интересный факт, который сообщил Алексей Уколов: у Пензы вообще нет программы развития туризма. В каждом районе области есть своя программа. Нет ее только в Пензе и в Заречном. Более того, в областном центре нет ни структуры, ни человека, который отвечал бы за развитие туризма в Пензе.
После таких новостей могут возникнуть иллюзии (и у некоторых они возникли), что вот сейчас мы назначим ответственного человека, создадим соответствующее ведомство, и туризм начнет развиваться. Нет, не начнет.
У этого человека не появятся, как по волшебству, деньги, ресурсы, большие полномочия, грамотные кадры. В Пензе чудесным образом не вырастут из-под земли старинные здания и памятники архитектуры. Климат в нашем регионе по мановению руки не поменяется, слоны, бегемоты и другие экзотические животные не заведутся.
Если в Пензе завтра появится человек, ответственный за развитие туризма в городе, то ему можно будет только посочувствовать. Ведь начинать ему придется практически с нуля.
Не стоит забывать и о том, что в других районах области у нас есть и программы, и ответственные за туризм. Однако об их успехах что-то не особо слышно.
Еще одной иллюзией, которая сквозила в речах участников дискуссии, было то, что у Пензенской области в плане туризма в принципе все хорошо, но надо лишь чуточку поднажать, слегка помочь, продумать некоторые моменты, и все заиграет яркими огнями.
Вот, например, высказывание Алексея Уколова: «При всем том, что не создаются благоприятные условия для развития, объекты туризма все равно строятся и развиваются. Вопреки всему, они открываются, растут и привлекают туристов. Если бы им чуть-чуть еще помочь, то было бы вообще здорово».
На самом деле это очень опасное заблуждение, что вот сейчас мы снимем клип и выложим его на «Ютуб», немножко поговорим с бизнесом, повозим журналистов по районам, и туристы попрут к нам косяками. Это работает совсем не так.
Чтобы сделать из нетуристического города или региона туристический, нужно приложить громадные усилия, а затем из года в год продолжать поддерживать эти усилия на высоком уровне. Необходимо, чтобы общество, бизнес и власть согласились, что мы будем развивать именно туризм, двигаться именно в этом направлении.
А полумеры, небольшие усилия эффекта не дадут. Попытки «чуть-чуть помочь» обернутся бессмысленной тратой времени, денег и ресурсов. Хотя, возможно, кто-то нагреет на этом руки.
Чтобы в Пензе действительно начал развиваться туризм, чтобы поступления от него реально отражались на бюджете, городу и региону нужно поменяться концептуально, мировоззренчески.
...Если встать в Пензе на ул. Московской рядом с Драмтеатром и посмотреть вверх по улице, то можно отметить, что перед нами открывается приятный вид. Достаточно благоустроенная пешеходная зона, а венчает ее пусть и недостроенный, но все же красивый и величественный храм.
Однако вот незадача, колокольню этого храма практически не видно из-за стоящего рядом высотного здания. Один нехороший человек дал разрешение на строительство этого дома, а другой нехороший человек его построил.
Вот когда данное здание снесут (не потому, что с ним возникли какие-то проблемы, а лишь для того, чтобы оно не портило вид по ул. Московской), тогда и можно будет говорить, что Пенза, наконец, занялась вопросом туристической привлекательности.
Пока же мы имеем одни разговоры и иллюзии.

Прочитано 2440 раз

Поиск по сайту