Самое читаемое в номере

Правила войны

A A A

Президент упростил существовавший при Бараке Обаме порядок отдачи приказов о нанесении беспилотниками смертоносных ударов.

inopress


С помощью ряда утечек данных и полуофициальных подтверждений начинает вырисовываться картина того, как администрация Трампа упростила правила проведения операций против террористов, действовавшие при его предшественнике.
Ряд этих изменений является составной частью предварительного плана по ускоренному разрушению Исламского государства
(ИГ) (террористической организации, запрещённой в России – «УМ»), разработку которого Трамп поручил завершить Джеймсу Мэттису, министру обороны, в течение 30 дней.
Мэттису пришлось осторожно нащупывать компромисс между напыщенными предвыборными обещаниями Трампа «разбомбить в дерьмо» ИГИЛ (террористическую организацию, запрещённую в России – «УМ») и ограничениями на проведение операций, введённых Бараком Обамой, которые многие военные и офицеры разведки считают чрезмерно жёсткими.
Среди готовящихся (или уже тихо воплощённых в жизнь) изменений – смягчение ограничений Обамы на нанесение ударов беспилотниками и целенаправленные убийства в местах, не относящихся к районам боевых действий в Йемене, Сомали и Ливии.
Хотя Обама распорядился широко использовать беспилотники для убийства террористов, в частности, из групп Основы в пакистанском Северном Вазиристане, он чувствовал себя неуютно от того, с какой лёгкостью Америка уничтожает своих врагов, где бы они ни находились.
При Обаме существовало четыре основных правила для использования беспилотников.
Во-первых, удары вне зоны
боевых действий могут наноситься только в том случае, если существует почти полная уверенность в том, что не пострадают мирные
жители.
Во-вторых, цель должна быть определена с наибольшей точностью и представлять собою угрозу, от которой нельзя избавиться иным путём.
В-третьих, наличие надлежащего надзора и ответственности по всей цепочке командования. Это привело к тому, что ответственность за нанесение ударов беспилотниками перешла от ЦРУ к Пентагону.
В-четвёртых, любые удары должны учитывать американские стратегические интересы, например, они не должны подрывать сотрудничество с разведкой принимающей страны или способствовать вербовке террористами своих новых последователей.
Сколь бы разумными ни были эти правила, они замедляли реакцию, когда нужно было уничтожить быстро движущуюся цель. Согласно готовящимся сейчас новым правилам, избежание гибели мирных жителей перестанет быть первостепенной задачей. Земли, которые подпадают под определение зоны боевых действий, могут теперь называться «территориями деятельной враждебности», в отношении которых правила ведения боя смягчены.
Обама использовал это определение, когда распорядился нанести удары по базе ИГ (террористической организации, запрещённой в России – «УМ») в ливийском Сирте.
Трамп уже согласился с предложением Пентагона отнести к этой категории три провинции Йемена, которые впоследствии подверглись тяжёлым бомбардировкам. Одна из них, проведённая 2 марта против йеменских подразделений Основы, состояла из 25 ударов, нанесённых пилотируемыми самолётами и беспилотниками (это почти столько же ударов, сколько было нанесено за весь прошлый год).
Ещё одно изменение – это разрешение ЦРУ наносить смертоносные удары. Раньше ему разрешалось использовать беспилотники лишь для сбора разведывательных данных. ЦРУ уже воспользовалось этим.
В конце февраля в Северной Сирии оно убило с помощью беспилотника Абу аль-Хайра аль-Масри – зятя Осамы бин Ладена. Поскольку ЦРУ действует под покровом тайны, оно, в отличие от Пентагона, не связано правовыми ограничениями и прозрачностью.
А тем временем в Северную Сирию было послано ещё 400 военнослужащих из числа подразделений глубинной разведки сухопутных войск и корпуса морской пехоты. Они призваны, с одной стороны, помочь курдско-арабским Сирийским демократическим силам (СДС) в предстоящем наступлении на оплот ИГ (террористической организации, запрещённой в России – «УМ») Ракку, а с другой, удерживать Турцию – союзника по НАТО – от попыток напасть на СДС. Это доведёт численность американских войск в Сирии до 900 человек. Ещё 2500 солдат будут вскоре посланы в Кувейт.
Трамп стремится передать больше полномочий Пентагону и разведке. Когда его пресс-секретаря Шона Спайсера спросили о размещении войск в Сирии, он сказал, что «президент знает об этом».
После недавнего злосчастного рейда в Йемене, стоившего жизни одному «морскому котику» и 25 мирным жителям, Трамп попытался уйти от ответственности, заявив, что это то, чего хотели генералы. Генералы жаловались, что Обама вмешивается в детали операций. Напротив, при Трампе, если что пойдёт не так, это будет не его вина.
The Economist,
18 марта 2017 г.

Прочитано 727 раз

Поиск по сайту