Талантливая девочка Соня Герасимова

A A A

В рамках цикла «Одаренные дети» «Улица Московская» представляет интервью с Софией Герасимовой – ученицей МБОУ гимназия № 44, призером городских, областных и всероссийских олимпиад по литературе, русскому и немецкому языку, начинающим поэтом и писателем.


gerasimovaНесмотря на то, что по долгу профессии я часто знакомлюсь с новыми людьми (и считаю это одним из главных плюсов работы журналиста), в преддверии встречи с Софией Герасимовой меня одолевали противоречивые чувства.
Первым было любопытство: очень уж много я слышала о таланте этой юной барышни. Мне было интересно познакомиться с человеком, сфера интересов которого пролегает там же, где моя собственная – в литературном творчестве. Но опасения все-таки были: как знать, сойдемся ли мы во взглядах на это самое творчество?
Однако оказалось, что волновалась я зря. София Герасимова – тот случай, когда ты благодарен собеседнику не только как журналист (за развернутые ответы и возможность написать интересное интервью), но и как человек (за приятно проведенное время и дружеский разговор).
Содержание нашей беседы я с удовольствием представляю читателям «УМ». Надеюсь, моего мастерства журналиста окажется достаточно, и вы так же, как и я, проникнитесь симпатией к Софии Герасимовой. Светлой, талантливой, упорной и жизнерадостной девушке, которой удается быть необычайно мудрой в свои 16 лет.

– Соня, для начала поговорим об учебе. Ты часто участвуешь в олимпиадах?
– Да. Например, в олимпиадах по литературе я участвую с 8 класса. Писала и город, и область. В этом году прошла на Россию.
В 2016 г. я стала призером заключительного этапа Всероссийской олимпиады по русскому языку. Это дает право попробовать себя снова в текущем году.


– Как ты готовишься к олимпиадам?
– В нашей школе серьезно относятся к этому вопросу. Для подготовки к олимпиадам по литературе и русскому языку есть учитель-методист. Я оформляла свободное посещение, чтобы иметь возможность пропускать некоторые уроки и во время них готовиться с учителем к олимпиаде.
Существует множество теорий о писателях и литературе, которые на уроках не преподают. Необходимо уметь писать литературные анализы (отрывка текста или интерпретацию стихотворения). Но этому тоже на уроках не учат.


– Сколько времени у тебя уходит на подготовку?
– По-разному, все зависит от этапа олимпиады и предмета. К примеру, к областной олимпиаде по литературе я готовилась очень серьезно.
В конце декабря вернулась из Сочи, отпраздновала Новый год и все зимние каникулы посвятила подготовке: олимпиада была назначена на 12 января.


– Ты рассматриваешь участие в олимпиадах как инвестицию в будущее?
– Да, именно так и рассматриваю. Олимпиады дают большие привилегии при поступлении в вуз. Если профильный предмет на специальности тот, в котором ты стал победителем и призером, тебя принимают без экзаменов.


– Ты уже определилась, куда хочешь поступать?
– Если бы я завтра поступала в университет и могла пойти в любой вуз, я бы выбрала Высшую школу экономики, программу «Медиакоммуникации».


– Ты обмолвилась о поездке в Сочи. Расскажи о ней подробнее.
– В Сочи я была в «Сириусе» – образовательном центре для старших школьников. В нем несколько смен по разным направлениям: спорт, искусство, научное творчество.
Чтобы туда попасть, нужно отправить заявку на интересующую смену и информацию о своих достижениях. Организаторы отбирают участников и высылают им приглашения.


– Что входило в программу на «Сириусе»?
– Я ездила на направление «литературное творчество».
В основном программу составляли мастер-классы и семинары. Но нас учили не литературной теории, а скорее навыку письма.
Был отдельный мастер-класс, тему которого можно было выбрать: стихи, эссе, рассказ, сказка. Я выбрала рассказ. Мастер-класс длился неделю, у нас его преподавала Татьяна Алферова, писательница.
Помимо лекций, каждый день был час письма. За этот час нужно успеть написать материал по заданию. Заданий за время смены было десять. И сдать их нужно в срок.
Часа катастрофически не хватало. На него постоянно опаздываешь, потому что бежишь с обеда или лекций, и вместо часа остается сорок минут. А нужно прийти, открыть ноутбук, собраться  с мыслями. Приходилось писать ночью.
Задания давали разные. Рассказ, критический отклик, три публицистических работы. И последнее – самооценка. Нужно поставить себе балл за работу на смене. Потом этот балл проверяет куратор и может изменить его.


– Почему ты выбрала мастер-класс по рассказу? Лично я наслышана о тебе как о поэте.
– В «Сириусе» очень высокий ритм, времени почти нет. Это классно, но для того, чтобы написать стихотворение, нужно вдохновение. Я не могу просто сесть за стол и тут же что-то сочинить.
С рассказом легче. Я могу в течение дня обдумывать какую-то тему, а потом ее изложить.


– Стихи ты пишешь с детства. А прозой когда начала увлекаться?
– Тоже лет в десять. У меня была отдельная тетрадь, куда я записывала свои рассказы. Недавно нашла ее, перечитала и удивилась, как подобные истории могли прийти мне в голову.


– Опиши свой слог на сегодняшний день.
– Он достаточно простой. Мне нравятся короткие предложения. Мне кажется, чем короче предложения, тем больше смысла содержит текст.
В то же время я стараюсь необычно описать происходящее. Подобрать другие слова, не те, которые первыми приходят на ум.


– Как ты считаешь, что делает писателя хорошим писателем?
– Жизненный опыт. Нужно писать о том, что ты прожил, испытал на себе.
Сейчас я не могу написать рассказ о какой-нибудь девочке из Индии, дочери шейха. Потому что я не знаю ничего ни про Индию, ни про шейхов.
Писатель должен понимать людей, чувствовать их. Чтобы писать о них достоверно, так, чтобы читатель мог узнать в персонаже себя.


– То есть писатель – это еще и психолог?
– Да, однозначно.


– Как ты считаешь, у тебя есть способность чувствовать людей?
– Думаю, есть. Но пока мне не хватает короткого промежутка времени, чтобы почувствовать человека.
В последнее время я убеждаюсь, что первое впечатление очень обманчиво. Чаще всего я сталкиваюсь с незнакомыми людьми, с которыми приходится длительное время общаться, в лагерях. И обычно, когда я думаю, что человек не слишком хороший и мы скорее всего не будем общаться, все оказывается наоборот.
Но, когда я долго общаюсь с кем-то, я чувствую, что происходит у человека внутри, знаю, о чем он думает. Даже сам ход его мыслей мне иногда понятен.


– Как бы ты хотела себя реализовать? У тебя есть «голубая мечта»?
– Мне бы хотелось работать на телевидении. Либо много путешествовать и писать о местах, где я была.
Я не так давно загорелась медиакоммуникациями. Я долго хотела быть международным журналистом. В этой профессии необходимо то, что мне нравится: иностранные языки и литература.


– Участие в олимпиадах по литературе и русскому языку помогает тебе в творчестве?
– Думаю, да. Когда я пишу анализ текста, я развиваю мастерство письма.


– Как считаешь, через какой период времени ты сможешь сказать, что овладела навыком письма? Есть ли какой-то временной (3, 5, 10 лет) или количественный (3, 5, 10 повестей) промежуток?
– Совершенно точно навык письма не зависит от времени. Скорее от количества написанного.
Плюс, мое мнение о собственном мастерстве зависит от оценок экспертов. Когда профессионал прочтет мою работу и скажет: «Ух ты, неплохо!», я пойму, что пишу хорошо. Но когда это произойдет? Думаю, нескоро.


– Ты сейчас пишешь, работаешь над какими-то историями или полностью погрузилась в учебу?
– Сейчас я целиком в олимпиадах. Недавно выплыла из подготовки к немецкому языку и приступила к литературе. Сейчас я ничего не пишу, даже литературные анализы. Только читаю книги по теории литературы.


– Что нужно читать, чтобы стать призером олимпиады по литературе на всероссийском уровне?
– Теоретические книги по анализу литературы, анализу стихотворений, по стихосложению. Обязательно читать о судьбах писателей, их биографии и, конечно, художественные произведения.


– Есть ли неприятные стороны у твоей активной интеллектуальной жизни? Приходится чем-то жертвовать ради подготовки к олимпиадам?
– Пожалуй, да. Подготовка занимает очень много времени, отнимает силы. Бывает, хочется погулять с друзьями, но я знаю: олимпиада через неделю. Остаюсь дома, корплю над учебниками.


– Никогда не хотелось отказаться от своего ума?
– Бывает, конечно. Раньше я думала, что умным людям намного проще жить. Они понимают, что происходит вокруг, легче ориентируются в жизни. Но в последнее время я думаю, что, возможно, умным быть вовсе не проще. От тех, кто умнее, и ожидают больше, и нагружают их больше.


– Что мотивирует тебя в подобные моменты продолжать делать то, чем ты занимаешься?
– Мне это интересно. Я же не просто так занимаюсь литературой, это – мое. Конечно, в какой-то момент устаешь, но устать можно от всего, даже того, что любишь и чем живешь.


– Из чего родилось твое увлечение литературой?
– Сколько себя помню, я любила читать. Это благодаря маме. Она с детства мне на ночь читала книжки. С детства и до того возраста, когда уже стыдно сказать, что тебе на ночь читают.
Это очень помогло моему увлечению: литературой не увлекаешься без любви к чтению.


– Где ты черпаешь вдохновение?
– В моей голове. Я воспринимаю информацию, перерабатываю ее, и она становится немного другой. Можно сказать, я черпаю вдохновение из собственных домыслов.


– Кто тебя мотивирует? Родственники, литературные герои, учителя?
– Первое, что приходит в голову, – Полианна, героиня одноименной книги Элинор Портер, которую я прочитала в детстве. Это девочка, умеющая находить во всем плюсы. Даже когда случалось что-то ужасное в ее жизни, она была позитивной. Это была ее игра. И меня это восхищало.
В детстве я сильно расстраивалась из-за пустяков, много плакала по абсолютно дурацким поводам. Полианна была для меня идеалом. Я стремилась быть на нее похожей. И сейчас считаю, что это очень важно – находить в жизни хорошее.


– Это твой девиз?
– Пожалуй.  Гораздо легче жить, когда мыслишь позитивно. Действительно, хорошее есть везде, всегда и во всех. Нет абсолютно черных, плохих людей.


– Что ты ценишь в людях?
– Доброту. Я поставлю ее превыше всего, потому что она включает в себя много всего. Например, способность простить, понять и помочь. Если говорить не об абстрактном человеке, а о том, каким я хочу видеть своего друга, очень важно чувство юмора и то, чтобы оно совпадало с моим.


– Ты считаешь себя умной девушкой. Что позволяет тебе не задаваться, не относиться высокомерно к своим ровесникам?
– Я думаю, у каждого человека свой талант. Просто многие из них не вписываются в рамку «таланта». У многих он выражен в том, что нельзя увидеть. Талант – это ведь не всегда музыка, танцы, писательство.
Иногда это умение понять человека. Этот талант не поможет в биологии и в получении пятерки по геометрии. Но он у тебя есть и поможет тебе в жизни.


– Как думаешь, на чаше весов между умом и душевными качествами что перевесит?
– Для меня, однозначно, личные качества. Но я считаю, что ни ум, ни душевные качества сами по себе не являются залогом успеха и счастья.
Человек с прекрасными душевными качествами может не достичь успеха. Как и очень умный человек может быть несчастлив – иногда, кстати, именно из-за своего ума.

Прочитано 1780 раз

Поиск по сайту