Самое читаемое в номере

О чем неохотно пишут газеты

A A A

Даже для самих журналистов Департамент информационной политики и средств массовой информации Пензенской области представляется довольно загадочной организацией. Чтобы прояснить, чем именно занимается данное учреждение, «Улица Московская» задала несколько вопросов Евгению Сиротскому, исполняющему обязанности начальника Департамента.


sirotskiy

– Сколько СМИ Пензенской области работает за счет областного бюджета?
– За счет областного бюджета в нашей области ни одно СМИ не работает. Есть СМИ, которые учреждены Департаментом информационной политики. Это 27 районных газет, «Пензенская правда», «Наша Пенза» и недавно утвержденное Региональное информационное агентство Пензенской области. Ведь без интернета сейчас никуда. РИАПО только начинает работать, скоро оно будет зарегистрировано в качестве СМИ.
Финансирование из бюджета получают большинство СМИ Пензенской области. Те, которые мы учредили, получают госзадание. В рамках этого госзадания мы их и финансируем. Это примерно одна треть от их общих доходов. Меньше половины в любом случае.
Мы даем им задание: какие темы должны быть освещены, сколько полос под них отведено. Это гарантированное задание и гарантированный доход для них. Остальные две трети они зарабатывают сами.  
Вторая часть – СМИ, которые не учреждены Департаментом. Для них процедура несколько другая. Госзадания мы им выдавать не можем, а темы, которые нас интересуют, разыгрываются по конкурсу. Мы объявляем лот – освещение такой-то темы – выставляем его на торги и дальше в этом не принимаем участия. Только выдаем техническое задание и осуществляем приемку работ.


– А каковы критерии? Кто даст наименьшую цену, тот и будет освещать событие?
– Меня это тоже не совсем устраивает, как и людей в других сферах. Снижение цены не всегда идет на пользу.  
Сейчас мы рассматриваем другой вариант, я хочу его предложить: чтобы мы перешли на несколько иную систему, по типу программ Федерального агентства по печати. То есть грантовую систему для СМИ. Чтобы была комиссия, чтобы гранты разыгрывались. Там уже немного другие критерии, там нет жесткой ценовой привязки. Кто лучше напишет, тот грант и получит.
Вокруг нас, я знаю, по такой схеме работают 3 области – Ульяновская, Тамбовская и Волгоградская. Возможно, мы съездим, посмотрим, как у них там это работает, и предложим этот вариант нашим.


– Насколько свободны сотрудники СМИ в выборе тем и подаче материала?
– Закон «О СМИ» никто не отменял. Редакции районных газет абсолютно свободны в выборе тематики. Мы вмешиваемся только в ту часть, где госзадание. То есть мы контролируем только то, что заказываем. В остальном они совершенно самостоятельны.


– Какие суммы выделялись в 2016 г. для освещения в СМИ деятельности губернатора, правительства и других органов власти Пензенской области?
– Ни в одной нашей программе нет статьи об освещении деятельности чиновников, губернатора. Вот это все мы не финансируем. Материалы, которые выходят про губернатора (а их выходит достаточно много), в госзадание не засчитываются. Нет у нас такой статьи.
В отличие от других регионов, наша программа носит название «Информирование населения о социально-политической, экономической, этно-конфессиональной ситуации». У нас есть лишь одна эта статья: и  для  тех, кого мы учредили, и для тех, кого мы не учреждали.
На самом деле за губернатора ни разу никто не платил. Тем не менее на планерке посмотришь – все туда ходят. Эта тема СМИ интересна, и они ее освещают. А в программе у нас такого нет, финансирования по таким статьям у нас нет.


– Тогда назовите, для понимания, несколько тем – о чем вы информируете население?
– Я объясню, что имею в виду. Я смотрел мониторинг СМИ, и там была такая тема:  «Бюджетом Пензенской области было изыскано дополнительно 500 миллионов рублей.
Они направлены на обеспечение жителей специализированной медицинской помощью. При этом впервые в 2017 году губернатором Пензенской области принято решение о выделении дополнительных средств из бюджета региона в сумме 100,0 млн руб. для финансирования дополнительных объемов стационарной медицинской помощи по кардиологическому профилю».
На эту тему написало одно сетевое СМИ. И в этом же мониторинге – об аварии на Севере написали 23 издания, то есть почти все. О пожаре в одном из районов написало 21 издание.
Вот какая информация важнее для населения?
Ситуация в области не состоит из одних только аварий. Понятно, часть СМИ гонится за рейтингами, чтобы первыми написать, чтобы больше лайков поставили. Нас рейтинги и лайки не интересуют.
Я начну сейчас перечислять темы, которыми мы занимаемся, и мне никаких пальцев не хватит. Демография. Борьба с контрафактом, с алкогольным контрафактом. Популяризация диспансеризации: бесплатная диспансеризация, и никто туда не идет.
Об этом же надо рассказать, объяснить. Борьба с наркоманией. От профилактики гриппа и ОРВИ до пожарной безопасности. Да все стороны жизни Пензенской области. Ее социально-политическая и социально-экономическая жизнь.
По поводу продвижения хороших новостей  – возьмем отвлеченный пример. Всего одно или два издания написали о том, что наши каменские школьники выиграли первенство ПФО по футболу, не проиграв ни одного матча. Вот этого никто не пишет, только Каменская районная газета.
Колышлейская птицефабрика – слышали что-нибудь про нее? Две недели назад на ВДНХ была выставка. Там участвовали и иностранцы, в том числе и лидеры в этой сфере голландцы. А Колышлейская фабрика по качеству яиц заняла там 1 место.
Это же положительная новость? Но никто про нее не пишет.
Я боюсь, вы меня упрекнете, что я занимаюсь положительными новостями. Да, они положительные, но они же реальные. Разве это не факт? Фабрика заняла первое место. Школьники выиграли? Выиграли. Но в наших СМИ вы этого не найдете.
Объективное освещение общественно-политической ситуации – вот наша задача. Это мы финансируем. В своих изданиях это получается дешевле, в коммерческих СМИ за объективные новости приходится платить. Никто у нас не просит денег за освещение аварии – сами напишут. А за школьников и птицефабрику мы вынуждены платить деньги. Иначе этого никто не узнает.


– Среди задач Департамента есть такая: формирование положительного образа Пензенской области на региональном, федеральном и международном уровнях. В связи с этим, в чем состоит задача Департамента по отработке негативных новостей?
– Как таковой задачи формировать положительный образ передо мной никто не ставил. Мы стараемся объективно показывать события. На негативные вещи мы тоже реагируем, когда они происходят.
Единственное что – мы не пишем сразу, мы сначала пытаемся проанализировать, получить объяснения у чиновников. То есть кто за это отвечает, тот должен прокомментировать – правильно это или неправильно. Вот это мы просим и требуем.
По положительному образу – есть такая задача, но не везде. Есть несколько тем, которыми мы должны заниматься сами, потому что СМИ, опять же, не хотят этим заниматься. Есть тема «Положительный туристический образ, привлечение турпотоков в Пензу». Это выгодно? Выгодно. Нам есть что показать? Есть.
Я, скажем, с удовольствием поеду в Брянск, но не поеду в Череповец. Откуда я знаю, ведь я ни там, ни там не был? А потому что я где-то читал, что в Брянске есть на что посмотреть, а про другой город читал, что там только заводы и смог.
Так и про Пензу тоже надо написать – хорошо, доходчиво, чтоб человеку захотелось приехать, посмотреть.
Второй пример, где мы должны работать на положительный имидж – инвестиционный климат. Мы же должны рассказать, какие преимущества есть в Пензенской области по сравнению с другими областями? Это технопарки, территории развития со льготной арендой и пр. Мы должны показать все это, чтобы люди знали.


– Каковы результаты мониторинга общественного мнения в Пензенской области на решения и действия губернатора и областного правительства в 2016 г.?
– Такого мониторинга мы не ведем. У нас есть мониторинг СМИ, а не общественного мнения. Это технический инструмент для принятия решений в информационной политике.
Мы смотрим, кто что пишет. В том числе мы контролируем и наше госзадание.
Но, естественно, мы смотрим, что пишут о правительстве и губернаторе. И, естественно, мы докладываем, как обстоит дело. Причем все – и положительное, и отрицательное. Что сейчас в наибольшей степени волнует, я бы даже сказал, не население, а СМИ Пензенской области.


– Каким образом Департамент содействует развитию в Пензенской области средств массовой информации, полиграфии и массовых коммуникаций?
– Тем СМИ, которые мы учредили, мы стараемся содействовать. Мы проверяем целевое расходование средств, практику их использования.
Чтобы СМИ писали качественнее, интереснее, мы проводим ежегодный фестиваль «А мы из Пензы», конкурсы журналистского мастерства. В этом году запланирован большой праздник – столетие «Пензенской правды». Там  тоже будут творческие конкурсы.


– Что делает Департамент для обеспечения прав граждан на свободу слова и получение объективной информации?
– Свобода слова сейчас есть. Появился интернет, сетевые издания. Никакую информацию сейчас нельзя утаить в принципе.
Департамент работает не столько ради свободы слова, сколько ради права граждан на получение объективной информации. В этом плане сосредоточены наши основные усилия.


– Возьмем абстрактную ситуацию: некая газета собирается написать какой-нибудь неприятный материал, который не будет способствовать положительному образу Пензенской области. Какие у вас есть рычаги воздействия? Вы можете им позвонить или еще что-то сделать?
– Если у меня есть дружеские отношения, могу позвонить и попытаться донести свою точку зрения. Запретить я не могу. Вы же видите, периодически такие материалы выходят.
Если статья объективная и журналисты написали правду, я ничего не могу сделать. Пусть ответственный чиновник комментирует, пусть говорит, как будет это исправлять.
Если же это необъективная информация, тогда я могу сказать: имеются такие-то и такие-то факты, вы пишите неправду, и это чревато судом. А дальше – смотрите сами. Но в любом случае такое у нас всегда получается не до, а после выхода материала.
Реагировать мы обычно начинаем очень оперативно. Утро я начинаю с того, что смотрю, кто и где написал, правильно ли мы написали, на что надо обратить внимание. Допустим, вылезла в сетевом издании какая-то тема, что где-то что-то не так. На эту тему мы должны обратить внимание, получить комментарии и объективную информацию.
Мы – такой же регион, как и другие. Все равно у нас что-то будет падать, все равно кто-то попадет в аварию. Вопрос в том, как на это реагировали власти и СМИ. Смаковали ли, показывали ли трупы или выказывали сочувствие? Какие меры приняты? А негативные события всегда будут, от них никуда не денешься.


– Вы заговорили о трупах, и я вспомнил, как несколько лет назад один пензенский телеканал показывал сюжет. Там, кажется, женщину убило сосулькой, упавшей с крыши. Так журналисты этого телеканала навели камеру на осколок ее черепа и в течение нескольких секунд крупно демонстрировали его зрителям. В связи с этим вопрос: пытается ли Департамент прививать этические нормы представителям пензенских СМИ?
– У нас нет механизма воздействия. Своим СМИ – да. Мы их периодически собираем, рассказываем, обсуждаем, устраиваем встречи с интересными влиятельными людьми.


– Существуют ли в области программы, способствующие развитию независимых СМИ?
– Во-первых, такие программы существуют в общем по России. Это те программы, которые есть у Федерального агентства по печати. Любое СМИ имеет право в них участвовать.
Во-вторых, как я уже говорил, мы думаем над грантовой поддержкой. Мы над ней только работаем, ее должен утвердить губернатор, правительство, Законодательное Собрание. Я думаю, это займет не менее полугода. Ведь это связано с бюджетными и законодательными процессами.
А в целом – вопрос задан, мы будем над ним думать.


– Вы работаете в Департаменте всего 4 месяца. Тяжело ли трудиться на такой должности, и скоро ли Вы избавитесь от приставки «и. о.» в ее названии?
– Если бы работа была не тяжелая, она называлась бы «хобби». Работа всегда тяжелая, если это работа.
По приставке «и. о.» – это не моя компетенция. В Департаменте за 6 лет сменилось 9 руководителей. Такого в структуре правительства больше нигде нет. Понятно, что здесь присутствуют определенные сложности.

Прочитано 1152 раз

Поиск по сайту