Самое читаемое в номере

Татьяна Прошина: свое мнение дорого стоит

A A A

Татьяна Прошина возглавляет ТРК «Наш дом» 20 лет. Круглую дату отметили в январе, а для интервью «Улице Московской» в плотном графике генерального директора время нашлось лишь на исходе февраля.


proshina– Татьяна Акимовна, чем Вы занимались до того, как попали на телевидение?
– Первое моё образование педагогическое, я учитель русского языка и литературы, второе – юридическое. Записей в трудовой книжке у меня не очень много, все умещаются практически на двух страничках. Начинала я секретарём комитета комсомола: проработала год, родила ребёнка, ушла в декрет.
Потом работала в городской администрации, в облисполкоме и поняла: чиновничья стезя не для меня. И перешла в общественную организацию. Когда уходила в телерадиокомпанию, была заместителем председателя городской организации общества любителей книги.


– Как начиналась Ваша работа в ТРК «Наш дом»?
– Председателем нашей организации  на общественных началах был Василий Петрович Букин. Он мне сказал, что Леонид Чернев создаёт телерадиокомпанию, и предложил с ним познакомиться.
Никогда не забуду, как мы встретились с Леонидом Черневым. Он произвёл впечатление человека нестандартного.
Первый вопрос, когда он узнал, что я хочу сменить сферу деятельности, был: как я отношусь в деньгам. Я говорю: «Спокойно. Когда есть, трачу, когда нет, стараюсь заработать».
Чернев ещё задал ряд вопросов и говорит: «Вы какое хотели бы избрать поприще в телерадиокомпании? Мне нужен заведующий коммерческим отделом и главный редактор».
На тот момент моя дочь еще училась в школе, умер муж, был инвалид-отец. Для меня финансовая проблема, как и для многих женщин в 1995 г., стояла очень остро. Сказала, где больше будет платить, туда и пойду, я в принципе универсал (смеётся). Так я стала заведующим рекламно-коммерческим отделом.
Леонид Чернев был по характеру очень крут, являлся  человеком эмоционального интеллекта, глобального мышления. Поэтому с ним работать было  непросто, но интересно. Многое мы прошли за это время. Начиналось всё с первой FM-радиостанции в Пензе  – «Европа Плюс Пенза».
В позапрошлом году мы отметили 20-летие «Европы Плюс», в прошлом году – 20-летие «11 канала». С 2008 г. полностью перешли на собственное круглосуточное вещание, в 2014 г. – на формат НD (высокого качества).
У нас  более 50-ти программ и рубрик собственного производства. Телеканал «Наш дом» (11 канал) называют визитной карточкой региона, к нам приезжают перенимать опыт.


– Расскажите, как Вы стали генеральным директором?
– Я работаю в компании с самого основания, с сентября 1995 г. Проработала я около двух лет. Приходит ко мне Леонид Евгеньевич, кладёт коробку конфет на стол и говорит:
«Ну, что Татьяна Акимовна. Я подумал-подумал, давайте, вы из директора коммерческой службы перейдёте на должность генерального директора. Хотите, я сейчас бутылку вина принесу, мы за это тут же сразу и выпьем.
Вы только учтите, что если сейчас вы – друг для всех, Вас все любят и целуют, то потом этого не будет.
Вы будете директором.
Вас никто любить не будет, потому что директоров никто не любит. Вы будете фигурой, отстранённой от всех, имейте это в виду. К вам уже не  будут относиться так, как  раньше».
Я говорю: «Я себя даже не представляю в этой ипостаси. Я человек  эмоциональный, а директор должен быть  более рационалистичным, прагматичным».
Он дал мне время подумать до утра. Пришла домой, поговорила с дочерью. В принципе, я всегда придерживалась установки, что лучше пожалеть о том, что сделаешь, чем о том, что не сделаешь. И дала согласие. Как он сказал, так и случилось: относиться ко мне стали несколько по-другому. Но моё отношение к людям не изменилось.


– За 20 лет не было желания поменять работу?
– Как сказал один чиновник, у меня было три возможности и в материальном плане, и с точки зрения карьеры, круто поменять свою жизнь, но я этого не сделала. Я всегда была настолько занята работой, пожалуй, увлечена ей...
СМИ вкупе с бизнесом – вещь сложная.  Если ты этим не живёшь – нужно искать другую работу. Я этим живу и не жалею, хотя, может быть, имела бы больше денег на другом месте.


– Почему Вы Выбрали такую суматошную жизнь?
– Смотрю на чиновников: это люди, которые зачастую не имеют собственного мнения. Решения они принимают по резолюциям, которые спускаются сверху. Шаг влево, шаг вправо карается: будешь уволен или попадёшь в число тех, кто якобы не выполняет свою работу, потому что имеет собственную точку зрения. Я человек, который не кривит душой. На моём месте это позволительно.
Наш основной учредитель, который умер в прошлом году и печаль о котором в наших душах до сих пор, несмотря на его очень жёсткий характер, считался с мнением других людей. Мы жили, оставаясь самими собой. Это самое главное, по-моему.
Когда я была депутатом городской Думы, получилось однажды, что я  единственная высказала на встрече у губернатора мнение об избрании главы администрации города его жителями, а не назначением сверху, как планировалось. Это мне дорогого стоило. Было сделано всё, чтобы я не прошла в городскую Думу на следующих выборах. Иметь свою точку зрения и высказывать её  власти – это очень непросто.


– Вы сказали, что телевидением надо жить. Как Вам удавалось совмещать семью и карьеру?
– Как-то удавалось (улыбается). Я действительно не знаю ни одной женщины, которая бы 20 лет возглавляла телерадиокомпанию. У меня очень хорошая дочь, очень хорошие внуки. Хотя к дочери, наверное, я всегда была избыточно требовательна. Мои подруги считают меня безумной бабушкой, которая слишком любит внуков и не жалеет для них своего свободного времени.


– В чём Вы видите Вашу миссию как генерального директора телерадиокомпании?
– Изначально, когда мы создавали ТРК,  думали о своей миссии – не зря же мы назвали нашу ТРК «Наш дом». Как сказал герой одного фильма: «Семья – это и есть родина». Поэтому создавали канал для всей семьи, добрый, позитивный, эфир которого был бы добрым домом для всех членов семьи, их малой родиной.


– Есть ли для Вас какие-то запретные темы, которые касаются взаимоотношений с властью, какие-то этические проблемы?
– Нужно просто всегда оставаться человеком. Этого я требую и от журналистов, и от всех, кто у нас работает. К любой проблеме нужно подходить с точки зрения гуманистической сущности, в первую очередь.
Мы никогда не являлись оппозиционным каналом, лояльно относимся к власти. Мы не пытаемся эпатировать зрителя, пытаемся найти решение проблем.
У каждой медали есть две стороны, и наши журналисты обязаны показать и позицию жителей города, и позицию власти. Но, согласно закону о СМИ, журналист имеет право высказывать и собственную точку зрения.
Обиды, наверное, будут и с той, и с другой стороны. власть будет считать, что мы могли бы более лояльно что-то преподнести.
Население будет считать, что мы должны решать больше  проблем. Хотя наше дело проблему поднять, а решать ее должны люди, которые получают за это зарплату. Наша задача – быть объективными.


– Как бы Вы определили свой стиль руководства? Как выстраиваются у Вас отношения, например, с главным редактором канала?
– Ну, главные редакторы за мою бытность менялись, люди все разные, сложные. Я не могу сказать, что я человек жёсткий. Считаю, пусть это банально, что  работать нужно в соответствии с действующим законодательством.
Иногда приходилось доставать должностную инструкцию, чтобы напомнить, что такие-то вопросы решаются не единолично главным редактором, а совместно с генеральным директором.
 Но я всегда осознавала и говорю, что мы работаем одной командой. Я же своего рода полевой командир.  Стараюсь никоим образом не выпячивать свою фигуру и считаю, что многие вопросы мне и не нужно брать на себя, потому что их более грамотно решат другие люди, которые работают под моим началом, и я им полностью доверяю.
Каждый вторник мы проводим планёрки и обсуждаем все наши проблемы. У нас нет склок и закулисных игр. Телевидение – это своего рода конвейер, и каждый чувствует себя винтиком в этом конвейере,  понимает, что от его работы зависит наш эфир.


– Какие, на Ваш взгляд, качества отличают гендиректора СМИ от гендиректора любого другого бизнеса?
– В этом бизнесе, как ни в каком другом, важно communication, умение контактировать с людьми любого уровня, любого ранга, нужно самому что-то из себя представлять как личность, а для этого желателен достаточный жизненный опыт.
На мой взгляд, желательно нестандартное мышление, нестандартный склад ума. Чтобы Выстоять в СМИ, да ещё женщине, на протяжении многих лет... Это стоит многих нервов и воли, потому что со всех сторон каждый что-то от тебя хочет. С одной стороны, зритель, с другой стороны, власть, с третьей стороны, твой коллектив. Надо все разрулить, а это непростое дело.


– Какое Ваше ключевое качество позволяет Вам заниматься всем этим и ещё получать удовольствие от своей работы?
– Наверное, оптимизм (смеётся). Я не могу скучно жить. Сейчас все вместе ищем возможности создания новых программ, нужно постоянно совершенствоваться, постоянно что-то искать и находить.


– У Вас остаётся свободное время, несмотря на такую тяжёлую работу?
– Когда люди говорят, что полностью загружены работой и им некогда думать о своём отдыхе, я считаю, это неправда. Если человеку не переключаться, исход очевиден. Переключаться, во-первых, на семью. Во-вторых, нужно находить себя среди людей.
У меня есть подруги, с которыми я дружу ещё со школы. Мы вместе устраиваем девичники, делимся тем, что считаем нужным, – это  эмоциональная разрядка. Плюс ко всему я жутко люблю путешествовать. Я бы всем посоветовала почаще ездить куда-либо, чтобы набираться эмоций и новых впечатлений.

Прочитано 2534 раз

Поиск по сайту