Самое читаемое в номере

Будни транспортной прокуратуры

A A A

Когда полтора года назад пензенского транспортного прокурора Сергея Гусева представляли губернатору, Иван Белозерцев удивился: «А я даже и не знал, что у нас есть транспортная прокуратура».
Действительно, это ведомство редко оказывалось в центре внимания. Однако в последнее время ситуация начала меняться: транспортная прокуратура все чаще заявляет о себе, «выходит в люди». Вот и в этот раз Сергей Гусев продемонстрировал свою открытость, дал обстоятельное интервью «Улице Московской», рассказав об итогах работы прокуратуры за 2016 г.


gusev

На воде, на земле и в воздухе
В 2016 г. Пензенской транспортной прокуратурой при выполнении возложенных на нее задач по обеспечению законности и правопорядка на территории Пензенского транспортного региона было выявлено около 500 нарушений закона. С целью их устранения были приняты различного вида меры прокурорского реагирования: принесено 16 протестов, направлено 16 исков, внесено 103 представления, по результатам рассмотрения которых 66 виновных должностных лиц привлечено к дисциплинарной ответственности, объявлено 9 предостережений о недопустимости нарушений закона. Также по возбужденным делам 75 лиц привлечено к административной ответственности, по 1 материалу возбуждено уголовное дело по ч. 1 ст. 327 УК РФ с вынесением приговора.
Это дело касалось подделки больничного листа с целью получить оплату за дни, в которые недобросовестный сотрудник якобы болел. Подделка, впрочем, оказалась очень грубой и быстро была обнаружена.
Транспортных происшествий в 2016 г. Пензенской области избежать не удалось. В нашем регионе упало 2 легкомоторных воздушных судна. Первый случай связан с гибелью пилота планера ДОСААФ Валерия Самушкина недалеко от Сосновки.
Как показало вскрытие, у пилота была застарелая болезнь сердца. Видимо, в этот жаркий день ему стало плохо, и он потерял возможность управлять планером. «Там кнопка совсем рядом находится. Нажми ее – и выстрелит катапульта с парашютом. Тем более, что он был летчик-профессионал. Однозначно, самочувствие не дало ему вывести судно из состояния штопора», – говорит Сергей Гусев.
Второе крушение воздушного судна произошло в Неверкино. Стажер на должность пилота приехал туда для участия в проведении авиационно-химических работ (опрыскивать поля с самолета). Но еще до начала работ он употребил спиртные напитки за компанию с отдыхающими.
Затем пилот решил, по пьяному делу, показать, как хорошо он умеет летать. Результат оказался плачевным. Не зная местности, да еще и осуществляя полет в условиях сумерек, пилот не заметил линию высоковольтных передач. Самолет зацепился шасси за провод и упал на землю в районе озера. Пилот погиб.
В этом инциденте остаются вопросы и к владельцам воздушного судна: почему оставили его без присмотра, почему не закрепили, обеспечив таким образом невозможность несанкционированного взлета?
По дальним воздушным перевозкам ЧП и иных авиационных происшествий в 2016 г. допущено не было. Основной проблемой в данной сфере является нарушение владельцами и пилотами ВС авиации общего назначения, которые эксплуатирую свои легкомоторные самолеты с грубыми нарушением воздушного законодательства как при проведении авиахимических работ, так и при прогулочных полетах.
Многие небольшие самолеты работают в авиахимии нелегально. Никакого объединенного центра малых воздушных судов в нашей области нет. А небольшому самолету для того, чтобы взлететь, не нужны даже аэродромы – достаточно поля или сельской дороги. Сами фермеры редко «сдают» нелегальных авиахимиков: те обрабатывают их поля – и ладно. Официально работает пилот или неофициально – это хозяев сельхозугодий мало волнует.
Сейчас большинство авиахимиков нашего региона – это «партизаны», которые работают «в черную». «Если на самолете нет регистрационного номера, значит, точно «партизан», – говорит Сергей Гусев.
Ситуация усугубляется тем, что иногда такие авиахимики берутся за дополнительную работу – осуществляют прогулочные полеты. А официальных, легальных прогулочных полетов в нашем регионе не проводится вообще.
Прокуратурой было выявлено 19 различных нарушений в данной сфере, в целях устранения внесено 2 представления, 5 лиц привлечено к различным мерам административной ответственности, объявлено 3 предостережения, приняты меры обеспечения решения судов по 4 искам прокуратуры о запрете использования воздушного пространства.
* * *
На железной дороге в 2016 г. случилось 2 схода с рельсов подвижного состава. Причем оба – на станции «Пенза-III», и оба – летом. «Я так скажу: я более 20 лет работаю в транспортной прокуратуре, и самыми тяжелыми в плане транспортных происшествий являются июль и август месяцы. Я думаю, это связано и с человеческим фактором, обусловлено жаркой погодой и отказами техники», – поясняет Сергей Гусев.
К примеру, по железнодорожным составам ситуация такова: если для пассажиров сейчас предусмотрены кондиционеры, то для машинистов в их кабинах локомотивов старого образца такого комфорта не предусмотрели. В частности, поэтому они и работают вдвоем с помощником.
Железнодорожный путь также не любит жару. В летнее время по законам природы происходят различные его физические изменения, что способствует нарушению его целостности как механизма. В 2016 г. сходы как раз и были связаны с неисправностью пути, в том числе и на стрелочном переводе.
В первом случае с рельсов сошли 6 грузовых вагонов. Люди, к счастью, не пострадали, и экологического вреда также нанесено не было (поезд вез неопасный сыпучий груз). До возбуждения уголовного дела, впрочем, не хватило совсем немного.
Дела в таких случаях возбуждаются, если ущерб составил минимум 1 млн руб., но в этот раз он оказался чуть меньше миллиона. Хорошо, что поезд на этом участке ехал медленно (менее 40 км/ч), иначе ущерб мог оказаться более серьезным.
Второй случай – сход с рельсов маневрового тепловоза. Опять же – на стрелке (уже на другой), опять – из-за плохого состояния путей и качества его содержания. Кто-то не уследил за качеством железнодорожного полотна.
По этим случаям прокуратурой     с госжелдорнадзором были проведены проверки, после которых множество сотрудников ж/д понесли заслуженные наказания, привлечены к административной и дисциплинарной ответственности, некоторые из них, в том числе руководители Пензенской дистанции пути, были уволены, в результате прокурорского вмешательства приняты меры к устранению и недопущению указанных нарушений впредь.
На воде происшествий, связанных с маломерными судами, в 2016 г. не было. И это при том, что в регионе зарегистрировано более 2000 таких судов (в основном они располагаются на Сурском водохранилище). Так что транспортной прокуратуре здесь было чем заняться. Прокуратурой совместно с ГИМС выявлялись нарушения, связанные с содержанием баз стоянок маломерных судов, наплавных мостов, в том числе пешеходного моста через реку Сура на острове Пески. Принятыми прокуратурой мерами удалось добиться ремонта и надлежащего содержания указанных водных объектов.
* * *
В 2016 г. в Пензенскую транспортную прокуратуру региона поступило около 200 жалоб. Это в 2 раза больше, чем в 2015 г. Жалобы касались в основном нарушений трудового законодательства. И это неудивительно: Пензу можно назвать железнодорожным регионом, на предприятиях железнодорожного транспорта у нас трудятся более 10000 человек. Поэтому было много жалоб, связанных с медицинским обслуживанием, охраной труда, выдачей средств защиты.
Еще один серьезный сегмент, по котором было множество жалоб, – это ВЭД, таможенное законодательство. В прошлом году было выявлено около 50 нарушений в этой сфере.


Транспортная полиция
Прокуратура на основании закона осуществляет координацию деятельности правоохранительных органов Пензенского транспортного региона по борьбе с преступлениями и правонарушениями, в том числе в сфере коррупции.
Пензенский линейный отдел МВД на транспорте также поднадзорен транспортной прокуратуре. (Интересный факт: в линейном отделе трудятся более 300 сотрудников, а в транспортной прокуратуре региона служат всего 5 оперативных работников). В 2016 г. ими было зарегистрировано более 1500 сообщений о преступлениях и более 10000 правонарушений.
Правонарушения в основном были связаны с переходами железнодорожных путей в неположенном месте, курением возле вокзалов и в поездах, распитием спиртных напитков в пассажирских поездах.
В прошлом году транспортной полицией было изъято около 5 кг наркотиков. В основном изымали их у потребителей веществ. Обычно это случается так: люди (чаще молодежь) переходят через пути в неположенном месте, совершают иные правонарушения на объектах транспорта, их в связи с этим задерживают, а в ходе досмотра находят наркотики.
Также в 2016 г. было изъято несколько единиц огнестрельного оружия. «В районных городах вокзалы – это как культурные центры. Всех тянет на вокзал. В том числе и личностей с оружием. Не то чтобы он пришел туда совершить какое-то преступление. Просто взял обрезик и зашел погреться», – поясняет Сергей Гусев.
Крадут в поездах в основном телефоны, планшеты и ноутбуки, оставленные на зарядке, а также иные личные вещи и ценности пассажиров. Раскрываемость по таким делам хорошая – почти 70%. Борется полиции с кражами имущества предприятий железнодорожного транспорта и грузов.
В 2016 г. были отмечены случаи низовой коррупции. Некоторые проводники и начальники поездов были пойманы на взятках. Для примера: проводникам можно перевозить с собой максимум 35 кг груза. А сотрудники полиции, работающие в поезде, зачастую обнаруживают целые склады «левого» груза (икры, спиртных напитков и пр.).
Иногда проводники в таких случаях пытаются дать полицейским взятку. А начальники поездов порой попадаются на том, что пускают (за деньги) в вагоны малопонятных, иногда глухонемых, продавцов.
«Но все эти случаи были на поездах не Пензенского формирования», – уточняет Гусев.
Тяжких и особо тяжких преступлений против личности (убийства, изнасилования и др.), социальных волнений, проявлений терроризма и экстремизма в Пензенском транспортном регионе не было уже много лет.
В этом отношении у нас все спокойно, в том числе и благодаря профилактической работе. Даже так называемых «шутников», заявляющих по телефону о якобы заложенной бомбе, с годами становится все меньше.


Защита прав пассажиров
В 2016 г. многое делалось для того, чтобы облегчить жизнь маломобильных групп населения (это все те люди, что испытывают проблемы с передвижением). В пензенском аэропорту заложили деньги для приобретения амбулифта – машины для удобной посадки инвалидов на самолет (сейчас их заносят внутрь на носилках). Переделали туалет – так, чтобы туда мог заехать инвалид-колясочник.
На железнодорожных вокзалах в кассах установили усиливающие звук устройства для слабослышащих. Для слабовидящих на Пензе-I теперь есть тактильные сигнальные ленты, ярко-желтые указательные полосы (впрочем, пока только на первой пассажирской платформе).
«Мы совместно с ОАО «РЖД» двигаемся в этом направлении, но это не так быстро, как хотелось. Легче сделать что-то сразу, изначально при строительстве, чем переделать то, что уже построено. Вокзал ст. Пенза-I у нас хороший, но раньше почему-то не думали о маломобильных группах населения», – говорит Сергей Гусев.
Прокуратура следит и за тем, чтобы на небольших остановочных платформах появлялись хоть какие-то навесы от дождя и ветра. Понятно, что содержать полноценный вокзал на остановке, где в день появляются всего 2-3 пассажира, смысла нет. Но какие-то минимальные удобства там должны присутствовать.
Иногда посетители вокзалов ведут себя неподобающим образом – курят, пью, мусорят, хулиганят, портят оборудование и мебель. (Самым криминальным у нас считается Пачелмский вокзал).
А стационарные посты линейной полиции имеются там не всегда. Прокуратура по данному и иным вопросам взаимодействует с коллегами из территориальной прокуратуры, чтобы территориальные органы правопорядка обращали в свой работе внимание на местное население, включали вокзалы в маршруты своего патрулирования.
Кроме того, транспортная прокуратура Пензенской области работает над созданием «карты транспортных происшествий».
Было подсчитано, что за последние 10 лет на объектах Куйбышевской железной дороги в регионе травмировано более 100 человек, в том числе несовершеннолетних, большинство из них смертельно. Больше всего жертв было в Пензе (особенно на участке «Пенза-I – Арбеково»), Кузнецке, Лунино и на ряде перегонах. Основной причиной является грубое нарушение гражданами правил нахождения на объектах транспорта.
ДТП на переездах Куйбышевской железной дороги за 10 лет случились 27 раз, все – по причине грубого игнорирования водителями правил дорожного движения (нахождение в состоянии алкогольного опьянения, иногда просто неосторожно пытались проскочить перед поездом).
Самым опасным местом считается 128-й км, в центре р. п. Бессоновка через него проходит порядка 1500 машин в день. Этот переезд неохраняемый, без шлагбаума, лишь со световой и звуковой сигнализацией.
Увы, переезд не соответствует критериям, по которым его могли бы переделать в охраняемый. В 5 происшествиях на нем за последние 10 лет погибли 3 человека, еще двое получили различные телесные повреждения.
Конечно же, прокуратура занимается и вопросами профилактики происшествий.
Два года назад, обговорив эту проблему с Министерством образования области, удалось ввести в школьную программу (в курс «Безопасность дорожного движения») блок о безопасном нахождении на объектах железнодорожного транспорта.


Резонансные события и неизвестные подробности
Помимо итогов деятельности транспортной прокуратуры за 2016 г., Сергей Гусев рассказал и о других аспектах своей работы, о различных малоизвестных фактах. Например, прокурор высказал свое мнение о том, почему в нашей стране аварии со сходами поездов редко приводят к таким же страшным последствиям, как аварии в западных странах.
Дело в том, что наши составы идут медленно. В Америке, Японии, Германии очень много скоростных поездов, которые зачастую движутся со скоростью выше 200 км/ч. У нас же максимальная скорость пассажирских поездов – 80 км/ч., а на некоторых участках – 20-40 км/ч., соответственно небольшая динамическая нагрузка на путь, на подвижной состав и людей.
Сергей Гусев: «Понятно, что пассажиры хотят быстрее добраться из пункта «А» в пункт «Б». Но, с точки зрения безопасности, наш железнодорожный транспорт – самый безопасный. При таких скоростях – ну, сойдет вагон с рельс (что быть не должно) ну, набьешь себе шишку, получишь синяк. А в тех поездах, что разгоняются до 300 км/ч шансы погибнуть при аварии в разы увеличиваются».
Впрочем, несмотря на относительно низкую скорость, составы с большим весом очень небыстро останавливаются. Тормозной путь поезда из 60 вагонов может составлять до 1000 метров.
Был случай, когда машинист заметил человека на рельсах за 400 метров, применил экстренное торможение, но состав все равно не успел остановиться до наезда, человек был смертельно травмирован.
Рассказал Сергей Гусев, что в последнее время в информационном пространстве часто начали всплывать вопросы о судьбе бесхозяйных пешеходных мостов. Транспортная прокуратура выявила 5 таких сооружений: 2 в Пензе, 2 в Кузнецке и 1 в Башмаково. Обычно прокуратура ведет работу по передаче данных переходов на баланс населенных пунктов. Но судьба некоторых из этих мостов пока не определена.
Например, знаменитый Чугунный мост в Кузнецке является историческим памятником. Мэр города думает все-таки восстановить его, но не для машин, а для пешеходов.
Пензенский надземный переход через железную дорогу на ул. Вяземского, благодаря усилиям прокуратуры, сейчас передается в казну с дальнейшим переводом на баланс города. Иск по этому делу прокуратура уже выиграла.
Второй бесхозяйный мост Пензы – на ул. Ленина – оказался вовсе не бесхозным. Он находится на балансе Департамента ЖКХ. Увы, переход этот является аварийным. Он изначально строился в качестве временного моста, а за долгие годы постоянных вибраций конструкции в значительной степени пришли в негодность.
Сейчас решается вопрос, что делать с переходом. Мост либо отремонтируют, либо снесут. В последнем случае для пешеходов администрацией г. Пензы предлагается сделать некий подъем на путепровод, который находится рядом. Тем не менее, мостоиспытательная станция Куйбышевской ж/д дала заключение: мост – аварийный. Город сейчас хочет провести свое обследование, чтобы на его основе принять окончательное решение – сносить или ремонтировать.
Транспортная прокуратура выразила сомнения: действительно ли по данному переходу запланированы какие-либо работы, или это просто отговорки. Заложены ли деньги под решения проблемы с мостом на ул. Ленина? «Пока ждем ответа», – констатирует Сергей Гусев.
А то, как Департамент ЖКХ недавно поступил с этим аварийным мостом (заколотили проход досками), транспортный прокурор, конечно же, не одобряет. К примеру, когда ремонтировали переход между автовокзалом и железнодорожным вокзалом, людей предупреждали о его закрытии за несколько месяцев – развешивали объявления, давали сообщения в СМИ.
Граждане имели возможно заблаговременно запланировать себе новый маршрут. А на ул. Ленина жители города просто однажды утром пришли к переходу и увидели там забор из досок. «Естественно, там все поломали, и люди продолжили ходить. Но вопрос-то остается», – резюмирует Сергей Гусев.
Еще одной резонансной темой, которой занимается транспортная прокуратура, является детское хулиганство, безответственное поведение на транспортных объектах. Впрочем, в Пензенской области отмечено совсем немного случаев «зацепинга» или же другой «модной» забавы – перебегания дороги перед приближающимся транспортом. Зато у нас были инциденты с поражением током. Особенно много – в 2015 г.
Тут важно понимать: в Москве, если подросток ради забавы забирается на поезд и едет на крыше, его ударит током, только если он коснется провода. В Пензенской области, в силу специфики сетей, током может ударить даже того, кто окажется рядом с ним.
О том, что электричество опасно, забывают порой не только дети. Весной 2016 г. двое относительно взрослых мужчин решили попрыгать в Суру с моста. Но прыгать снизу им показалось недостаточно увлекательно, поэтому один из молодых людей забрался на лестничный пролет. Его ударило током. (Мост, надо сказать, неохраняемый, но там везде висят таблички, предупреждающие об опасности электрического поражения).
Молодой мужчина упал вниз, однако в это время там проходил товарный поезд. Пострадавший упал в один из вагонов. Таким образом он, раздетый (ведь он собирался искупаться в Суре) и травмированный, доехал до Каменки. Там его сняли и отправили в ожоговую клинику. Молодой мужчина чудом остался жив.
Ближе к концу разговора Сергей Гусев прокомментировал появившиеся в СМИ сообщения о том, что в России можно спокойно купить билет на самолет или поезд по паспорту Донецкой или Луганской Народных Республик. Казалось бы, республики непризнанные, а их документы на территории нашей страны мы признаем.
Сергей Гусев сказал следующее: никаких запретительных указаний компаниям, продающим билеты, никто сверху не спускал. Если зайти в помещение кассира, то можно увидеть на стенах массу инструкций – кому и как можно продавать билеты.
Так вот, никаких запретов, связанных с паспортами ДНР и ЛНР, там нет. То есть, человек из Донбасса без проблем может купить билет, показав паспорт ДНР или ЛНР. Кроме того, у выходцев из этих республик обычно есть еще и паспорта Украины. В случае чего можно приобрести билеты и по ним.
А спустя 2 дня после интервью Сергея Гусева для «Улицы Московской» Президент РФ Владимир Путин подписал указ о признании паспортов ДНР и ЛНР. Так что данный вопрос получил однозначный ответ.

Прочитано 1800 раз

Поиск по сайту