Давайте поймем президента Трампа правильно

A A A

В бумажной версии выпуска «Улицы Московской» от 3 февраля была размещена статья политического аналитика и внештатного автора «Улицы Московской» Вадима Макаренко, который предсказывает резкий поворот в политике США на Ближнем Востоке. На сайте издания размещена обновленная версия этой статьи, доработанная с учетом новых данных.

Политический аналитик и внештатный автор «Улицы Московской» Вадим Макаренко предсказывает резкий поворот в политике США на Ближнем Востоке.

 

makarenko

Не одиночный указ, а подготовка войны
Если говорить серьезно о, казалось бы, неожиданном запрете на въезд в США гражданам из семи стран (Ирак, Сирия, Иран, Ливия, Сомали, Судан и Йемен), то это – не ограничение прав беженцев, а тем более политических беженцев, а один из шагов в подготовке к настоящей войне против ИГ (террористическая организация, запрещенная в России). Территория стран, включенных в запрет, - это предполагаемая зона военных действий против ИГ.
Так президент Трамп приступил к переводу США, вооруженных сил и страны, в состояние готовности, соответствующее качественно новому этапу войны против ИГ.
Почему Трамп не говорит прямо, что он готовится к интенсивным боевым действиям на Ближнем Востоке? Наверно, он и не должен, но внимательным наблюдателям ясно, что «с первого дня, как вступил в должность, его действия показывают, что у него есть план и что он выполняет его. Этот план предполагает проведение комплексной (multidimensional) операции, которая в случае успеха, достигнет обеих целей – нейтрализует Иран как стратегическую угрозу и уничтожит ИГИЛ». (Bycaroline D. Glick. The Trump way of war. - The Jerusalim Post, 02 February 2017).

Время начала боевых активных и комплексных действий
Когда начнется новая «Буря в пустыне»? Будем ждать ее 1 марта, это – наиболее вероятная дата начала полномасштабной войны на Ближнем Востоке.
Почему 1 марта?
28 января Трамп потребовал в течение 30 дней завершить разработку новой стратегии борьбы против ИГИЛ. Одновременно он предписал найти новых союзников в борьбе против этой группировки. Но их надо не искать, а подготовить, чтобы они могли действовать согласованно с США.
Он также потребовал начать операции обеспечения: «информационные операции и киберстратегию для изоляции и делегитимизации ДАИШ и их радикальной исламистской идеологии», «механизмы по предотвращению финансовой поддержки группировки».
Время слов закончилось, поскольку в президентском указе подчеркивается, что «никаких переговоров с группировкой вести нельзя».
Настораживает и то, что с момента вступления в должность Трампа у новой администрации нет контактов с руководством Палестины.
***
Боевые действия в иракской войне 2003 г. начались с опозданием из-за того, что пришлось перегруппировывать войска, поскольку Турция не разрешила использовать свою территорию для вторжения в Ирак.
20 марта было крайним сроком, поскольку конец марта – апрель сопровождается мощными песчаными бурями, которые мешают использованию авиации, а сейчас к самолетам и вертолетам добавились дроны. Так, что 1 марта – самый срок, если все пойдет по плану.
***
Предварительные указания отданы, подготовка идет полным ходом. Команда Трампа «заточена» на успех на этом направлении. Операция в целом должна быть закончена до истечения 100 дней с момента инаугурации Трампа. Кстати, ограничения введены на три месяца. Безусловно, наполеоновский замах!
Но президент Трамп – человек слова. Он вряд ли откажется от своего слова!

Что делать?
Начавшийся 29 января отсчет тридцати дней до начала операции, это - время окончательно осознать и занять свое место в решении ближневосточных проблем.
С планами США связана отсрочка начала нового цикла переговоров в Женеве с 8 на 20 февраля. Это дополнительное время дано «вооруженной оппозиции» на отмежевание от ИГ, а Башару Асаду - на осознание того, что хватит упираться в «единую и неделимую Сирию» с якобы одним народом и надо реформировать страну, превратив ее в реальную федерацию, а для этого, как минимум, надо признать курдов в качестве стороны переговоров о будущем устройстве страны.
***
В России понимают, куда движется ситуация в Сирии, и пытаются это объяснить сирийскому руководству и арабско-суннитской части оппозиции, которая в плане несговорчивости может дать фору правительству. Москва пытается делать это.
Предложенный Москвой проект республиканской конституции для Сирии – это самая мягкая модель возможного устройства страны. Все, что предложат, или, тем более, навяжут силой американцы, будет намного жестче. Вплоть до, еще недавно казавшихся слишком радикальными, схем размежевания Ральфа Петерса, когда на Ближнем Востоке могут появится в избытке довольно экзотические мононациональные государства!
Окончательно признать курдов пора и в Ираке, где курды должны получить либо реально работающий механизм федерального государства, либо независимость.

Новые союзники США
Если говорить об американских союзниках, то на Ближнем Востоке речь идет именно о курдах, которые вынесли основную тяжесть войны с ИГИЛ в Ираке, да и в Сирии. Де-факто они давно уже являются американскими союзниками. После Кобани ими стали и сирийские курды, которых Анкара безуспешно пытается выставить террористами.
У курдов были прекрасные отношения с республиканцами в последние годы, и, как никто, они ждали прихода республиканской администрации. На курдском направлении намерения Трампа и Маккейна совпадают.
В США понимают, что Курдистан занимает центральное военно-политическое положение, которое обеспечивает любой стране, имеющей курдов союзниками, доминирующие позиции на Ближнем Востоке. Возможно, что еще до Навруза – 21 марта - Курдистан, если не получит полную независимость, то станет намного более самостоятельным.
Другим союзником США является Израиль, чей потенциал и чьи интересы предыдущая администрация США явно недооценивала.
***
Стратегическим союзником США может стать и Россия, что даст ей ключ к решению острых внешнеполитических проблем, включая комплекс проблем, так или иначе связанных с Украиной.
Если Москва не станет союзником США, ситуация может пойти по сценарию, который вряд ли устроит Вашингтон, но не будет простым и для Москвы, потому что будет означать новый период противостояния. Это будет реальное противостояние с гонкой вооружений, еще большим ужесточением условий экономического взаимодействия, а не только пропагандистские кампании, как при Обаме. Ставки очень велики!

Расширен круг потенциальных противников
Кроме ИГИЛ, потенциальные противники США в предстоящей операции, о которых речь раньше не шла, - это Иран и Палестина. Но они попадают в число потенциальных противников по разным причинам, если брать главную задачу предстоящей операции – уничтожение ИГИЛ. Если в палестинцах Трамп видит потенциальных союзников ИГИЛ, то Иран он намерен сдерживать по другой причине.
США понимают, что именно Иран опять может стать главным бенефициаром уничтожения ИГИЛ, поскольку может взять под свою руку уже не только Ирак, но и Сирию. Все это усложняется тем, что Иран – это, как минимум, пороговая страна с точки зрения возможности приобретения им ядерного оружия.
Если учесть территориальный и ракетно-ядерный аспекты, то ситуация воспринимается США и, конечно, Израилем, как абсолютно неприемлемая. США же ищут способ вернуть Иран в прежние границы – за Загрос, а в дальнейшем пересмотреть ядерную сделку с Ираном.
Это будет непросто, поэтому США опасаются неадекватной реакции Ирана уже на их действия в предстоящей операции и готовятся к ней.
Судя по тому, что Иран включен в число стран, на которые наложены ограничения на въезд их граждан в США, американцы не уверены в том, какую позицию займет Иран.
Несговорчивость Ирана уже проявилась в его попытке помешать США принять участие в переговорах в Астане, чего Тегерану не стоило бы делать. В свою очередь США отказываются от взаимодействия с проиранскими силами в Ираке, что было приемлемо для администрации Обамы.

Дилемма России
Россия опять оказывается меж двух огней - между США, с которыми она связана ракетно-ядерным паритетом и желанием вернуться на политический Олимп, который, как она считает, соответствует ее весу, и своими новыми, приобретенными в момент отчаяния, союзниками в юго-западной Евразии - Ираном и Турцией.
России стоит думать о своих долгосрочных интересах, которым отвечает как процветающий Ближний Восток, так и долгосрочные, нормальные отношения с США. Но речь сейчас не идет о выборе между США и ее региональными партнерами по принципу или-или.
У нее сегодня есть возможность выступить реальным лидером своего региона и удержать Иран и Турцию от возможных ошибок, скрепив, а не оборвав партнерские отношения с ними.
Сейчас ей лучше всего попытаться убедить Тегеран и Анкару, как минимум, не мешать трансформации Ирака и Сирии в федерации, или даже их разделению на отдельные государства. В том числе не препятствовать и появлению независимого курдского государства, что обе страны воспринимают достаточно болезненно. Но это не самая сложная задача.
***
Самая сложна, если вообще решаемая задача, – это убедить Иран вернуться в свои «границы». Иран находится в сложной позиции. Ее сложность обусловлена тем, что Иран действительно воспользовался промахами и ошибками США и сегодня распространил свое влияние на Ирак и Сирию, где его влияние чувствуется в различных сферах, особенно в Ираке, правительство которого явно является проиранским.
Иран поддерживает сопротивление в Йемене, который венчает южную шиитскую дугу, пока еще скрытую. Сильные позиции Ирана в Йемене страшат Саудовскую Аравию.
Президент Трамп относится к тем, кто считает, что Иран воспользовался ситуацией за счет США, он пишет: «Иран быстро все больше и больше подчиняет себе Ирак, даже после того, как США потратили там три триллиона долларов».
***
Может ли Москва убедить Тегеран признать, что это – явное нарушение баланса сил в регионе, который, даже получив, практически невозможно удержать?
Но может ли она вообще взяться за эту задачу? Тем более, что ситуация иранского доминирования продолжается уже не один год, если ее отсчитывать с того момента, когда Багдад, явно с подачи Ирана, выставил Обаму за дверь в 2011 г., что могла показаться Тегерану необратимой.
В политике, однако, главная сложность - не получить, а удержать. Поэтому было бы наивно не ждать на этом направлении мощной отдачи и в условиях нынешнего баланса сил в мире откат Ирана с этих позиций практически неизбежен.
В лучшем случае по итогам разрешения кризиса на Ближнем Востоке можно говорить о возможности размена – «откат» взамен на незыблемость соглашения по ядерным программам Ирана.
Можно ставить условия о признании российско-иранской зоны влияния в Центральной Азии. Но не думаю, что Иран способен так просто отдать свои преимущества в юго-западной Азии, которая тысячелетиями была районом его периодических экспансий.
***
Что в таком случае делать России, которая тесно взаимодействует с Ираном в Сирии, да и в принципе имеет с ним много общих интересов?
Нужно рационально взвесить возможности, лучший вариант для России – это не допустить столкновения Ирана с США, поскольку ей нужен сильный и процветающий сосед и потенциальный союзник.
Но и в Тегеране должны понять, что для многих государств Ближнего Востока неприемлемо его желание доминировать вдоль стратегически важной шиитской дуги - от Тегерана до Бейрута, упирающейся, в конечном счете, в Израиль, не забывая при этом южное направление, пролегающее через шиитский пояс стран Персидского залива к Йемену.
При этом никто не сможет лишить Иран возможности присутствовать там, используя свои возможности в области «мягкой силы».
***
В любом случае нужно понимать, что делает президент Трамп!


Вадим Макаренко,
политический аналитик

Прочитано 958 раз

Поиск по сайту