Самое читаемое в номере

Зачистка?!

A A A

12 января городская администрация пригласила на встречу 160 представителей малого бизнеса – владельцев ларьков, которые по решению городской администрации должны быть снесены. После часа бурных обсуждений взаимопонимания достичь не удалось.

Владельцы ларьков обязаны освободить землю в трёхмесячный срок после уведомления о расторжении бессрочного договора аренды муниципального участка. У некоторых в договоре указан срок 1 месяц.
Взамен предложено изучить информацию на сайте мэрии и участвовать в аукционах земли под НТО (нестационарные торговые объекты). Ещё вариант – самим подыскать участок, прийти в администрацию, а там скажут, за красной ли он линией, не проходят ли под ним коммуникации и пр., и можно ли ставить тут ларёк.
Если нельзя, то предприниматель может пойти поискать другую землю. Если можно – участок выставят на аукцион согласно законной процедуре.
Намерения администрации самые что ни на есть благие: выполнить поручение губернатора по приведению внешнего вида города в порядок и пополнить бюджет. Действительно, некоторые ларьки в проходных местах платят за аренду земли тысячу рублей в год, а могли бы пятьдесят. Вот пусть и поборются предприниматели на аукционах.

 

business


Но схему размещения НТО в городе администрация предпринимателям не представила. Программу перенесения ларьков внутрь кварталов не подготовила.
Вразумительного объяснения не дала, почему основанием сноса ларьков на остановках указывают документ Минтранса от 2003 г. (распоряжение Минтранса РФ от 23.05.2003 г. № ОС-460Р), тогда как договоры аренды с предпринимателями заключали в 2005 г. Как и не ответила на вопрос, почему за четверть века существования ларьков про красную линию заговорили впервые.
В результате расторжения договоров аренды земли без работы останутся более 2000 человек: предприниматели являются ещё и работодателями для продавцов, дворников и пр. У каждого из них на иждивении семья, у многих – по двое-трое несовершеннолетних детей.
И возраст не менее половины присутствующих бизнесменов около 50 и старше. Это те, кто начинал в 1990-е, «каждому покупателю пирожка на остановке в рот смотрели». В очередной раз меняя правила игры, мэрия лишает людей источника существования.
* * *
На возвышении в президиуме без опознавательных табличек сидели шесть человек: две молчаливые дамы по краям, между ними – начальник правового управления мэрии Всеволод Пилипенко, начальник УМИ Наиля Алюшева, начальник управления содействия развитию малого и среднего предпринимательства Ольга Жовтяк и вице-мэр Андрей Шевченко.
В зале находилось около ста представителей малого бизнеса, помощник уполномоченного по правам предпринимателей и два корреспондента – из «Любимой газеты» и «Улицы Московской».
Ольга Жовтяк объясняла предпринимателям, что в городе переизбыток торговых площадей, «жизнь не стоит на месте», «город меняется, его внешний вид надо приводить в порядок», и есть поручение губернатора убрать ларьки, то есть объекты нестационарной торговли.
Земля под ларьками, т. е. объектами нестационарной торговли, муниципальная, предприниматели ею пользуются по бессрочному договору аренды, который администрация может расторгнуть – всё законно: «У вас договор у кого-то заключён на неопределенный срок, у кого-то – на 10, 20 и так далее лет. Этот договор очень давно был сформирован, и вы прекрасно понимали, что правообладателем как был муниципалитет, так и остаётся. И что каждая из сторон в любое время может отказаться от этого договора».
Андрей Шевченко заявил: «Речь идёт о приведении к нормальному облика города, потому что каждый город развивается, каждый город меняется. И мы пришли к такому моменту, когда все города в России меняются, и мы делаем остановочные павильоны удобными для жителей города. У вас у каждого договор аренды.
Договор аренды имеет определённые условия, которые могут расторгаться или не расторгаться. Мы собрали вас затем, чтобы об этом поговорить, что вам дальше делать. Вам объяснили сейчас эту схему. Может быть, это было сложно из уст, давайте мы вам её распишем».
Зал роптал: «Что там расписывать!» – «Проблема не в этом лежит!» – «Вы хотите нас без нас женить!» – «Логично было бы, если бы город вывесил список 500 свободных участков без коммуникаций и выставил их на аукцион». – «Непродуманные ваши действия! Вы пришли неподготовленными».
Предприниматель с 25-летним стажем Ашот Авакян заявил, что суть проблемы лежит в отношении местной власти к предпринимателям. Игнорируя слова президента о поддержке малого бизнеса, чиновники занимаются тем, что ставят палки в колёса. «Вы нас зачищаете, когда приходит новая волна!», – сказал предприниматель под одобрение зала.
«Мы устали от ваших непродуманных действий. Вы что думаете, если нас переведут не на красную линию, есть какие-то гарантии, что мы там останемся? Вы придумаете ещё 10 законов, чтобы убрать. Вот о чём речь идёт! Отобрать и перепродать. Работая с вами вместе на благо нашей страны, мы являемся абсолютно бесправными. Вы юридически очень грамотно говорите. Проблема лежит в другом ключе».
Предприниматели напомнили, что местная власть разрешила и согласовала размещение ларьков, которое вдруг оказалось непродуманным и хаотичным. Почему они должны нести убытки за ошибки власти?
Благоустройство на остановках выполнялось за счёт предпринимателей. На их средства в 2005 г. были заменены все остановочные павильоны перед приездом президента. Павильоны, урны, тротуарную плитку и бордюры они приобретали там, где указывали чиновники. Даже знаки за свои деньги устанавливали.
За купленные тогда павильоны многие до сих пор выплачивают кредиты. Люди готовы выполнить реконструкцию, чтобы вписаться в правила. А честный опрос населения покажет: людям нужны ларьки на остановках, большинство из которых круглосуточные. К тому же в Пензе есть торговые объекты, которые почему-то продолжают стоять не взирая ни на что, например «Дионис», «Точка» и пр.
Ольга Жовтяк отвечала: «Мы не можем остановиться в движении. И поэтому мы пытаемся найти какую-то золотую середину. И сегодня вы, естественно, правы, поскольку вы отстаиваете свой бизнес. Поскольку мы пригласили только представителей бизнеса и только тех, с кем мы расторгаем договора.
Но есть, конечно, и нормативы, я вам говорю, они не выдуманные, у них есть и реквизиты, постановления правительства я вам могу дать и поручение губернатора.
Естественно, мы должны двигаться вперёд. Город должен быть красивым, мы все должны быть патриотами и так далее.
И мы не просто вам направили претензию. Мы вас сегодня пригласили для того, чтобы найти общие точки соприкосновения.
Я понимаю, что мы ставим вас практически в ультимативном варианте и говорим, что мы вот приняли сегодня решение расторгнуть с вами договор аренды.
Но вы правильно сказали, вы уже 10, 20 лет осуществляли эту деятельность. И вы знаете, что такое бизнес. Это свой страх и риск, это предпринимательство. И вы понимали, что когда-нибудь, рано или поздно, это случится».
Гул в зале, отчётливо слышен голос: «Мы думали, что мы будем работать!»
Жовтяк продолжала: «...Что вы не владельцы этой земли, что вы не владельцы стационарных помещений. Что вы не купили это стационарное помещение, что вы не купили землю и не можете быть на сто процентов уверены, что вы этот бизнес сформировали и передадите его детям и внукам.
Вы должны тоже понимать, что развитие города, развитие России, оно продолжается, и мы не можем стоять и понимать, что вы 25 лет проработали и ещё 25 лет в том виде останетесь. Вот поэтому и говорим, что есть  вариант».
Предприниматели возмущались:
– Вы нового ничего не сказали. В претензии написали все те же слова.
– У меня павильон 3 млн руб. стоит. Дайте компенсацию, и вопрос будет решённый.
– Компенсация предусмотрена за стационарные помещения и за земельные участки, находящиеся в собственности, – ответила Ольга Жовтяк.
Кто-то из мужчин в президиуме сделал замечание на высказывания с места: «Не надо превращать в бардак».
Реплика вызвала в зале настоящую бурю: «Это вы нашу жизнь превращаете в бардак и балаган!» – «Вы зачем на этих должностях сидите?! Для чего вы работаете?!» – «Вы нас вообще ни за что не считаете! Куда же нам идти? На улицу что ли? У нас ещё и сотрудники есть, которым мы предоставляем места, у них тоже есть семьи».
Всеволод Пилипенко вставил слово: «Господа предприниматели, а как насчёт того, что вы получали эти киоски на определённый срок, который был неоднократно продлён? Вы согласились и замостили... А теперь изменилось законодательство, изменился подход».
– Давайте менять законодательство! Мы жить хотим! Есть хотим! Наши дети есть хотят! Нам некуда идти! Если губернатор нам предоставит 500, нет, умножай на 5, 2500 рабочих мест с достойной зарплатой, мы с радостью туда уйдём. Передайте губернатору нашу просьбу.
– Вы должны были оценивать свои риски, – ответили из президиума.
– Мы оценивали свои риски! Самый главный риск – наша власть, каждый год меняется новое что-то.
– Вы сидите, представители власти...
– А могли бы и не сидеть, просто прислали бы уведомления и всё, – сказал Всеволод Пилипенко.
Корреспондент «УМ» попросила объяснить, если переизбыток торговых площадей в городе, почему же владельцу строящегося двухэтажного торгового павильона у сквера «Три гвоздики» узаконили строительство и ещё прирезали земли?
– Это о другом, – ответил Всеволод Пилипенко, – это стационарный торговый объект, там совсем другие нормативы, другие расчёты.
Ольга Жовтяк дополнила: «По федеральному закону, нестационарный торговый объект – это временная конструкция, объект, который призван решать вопросы обеспечения населения в той или иной инфраструктуре, где объекты стационарные отсутствуют. Это временный объект, время конечное».
Предприниматели хотели узнать список всех НТО, подлежащих сносу. «Там есть персональные данные. Никаких общих списков мы размещать не планируем», – ответила Наиля Алюшева.
* * *
После того как встречу объявили закрытой, предприниматели не расходились, обменивались телефонами, чтобы коллективно отстаивать свои права.
Один из них, нехотя представившийся Валерием, с толстой золотой цепью, золотыми часами и золотым кольцом, озвучил двум корреспондентам газет иную точку зрения: «Час потерянного времени. Не нужно учитывать эмоциональный фактор. Надо нанять юристов, которые проанализируют договор».
Валерий назвал несколько фамилий, «которые всем известны», и сказал, что ни для кого не секрет: эти предприниматели находят и успешно используют лазейки в законодательстве.
На вопрос об объединении усилий Валерий ответил: «Где два предпринимателя, там три мнения». Остальные предприниматели пришли к выводу, что это был человек из «Диониса».

Прочитано 1808 раз

Поиск по сайту