Последний морпех

A A A

27 ноября умер Борис Алексеевич Рожков. Ему было 93 года, и он оставил на страницах «Улицы Московской» 18 уникальных интервью о своём участии в Великой Отечественной войне.


rozhkovБорис Рожков воевал в составе 64-й стрелковой бригады Тихоокеанского флота. Он прошёл от Подмосковья до Эльбы. Сначала служил пулемётчиком, потом – разведчиком-артиллеристом. Для того чтобы корректировать огонь, находился на передовой линии или нейтральной полосе, между воюющими армиями.
30 апреля 1945 г. Борис Рожков находился на северо-западной окраине Берлина и корректировал огонь артиллерии по Рейхстагу. Как он сам выражался, «привязывал Рейхстаг к нашим картам».
За годы войны состав морской бригады обновился 4 раза. А Рожкова хранила удача, он всё время оставался живым.
Он оказался последним боевым ветераном, который значился в списках Пензенского морского собрания.
Он же оказался последним участником войны в списках Тяжпрома, которому посвятил 26 лет своей жизни.
Я познакомился с Борисом Алексеевичем осенью 2009 г., когда искал воспоминания ветеранов о войне. Планировал сделать одну, максимум две публикации. В итоге получилось 18. А потом ещё и книга на 104 страницы.
Это был человек с прекрасной памятью, большим жизненным опытом и в хорошей физической форме. В тот момент ему было 86 лет, но он продолжал ездить за рулём тёмно-зелёной «пятёрки».
Читателей «УМ» интересовала война. Однако на самом деле Борис Рожков не любил вспоминать о войне. Перед началом каждого интервью мы говорили с ним о последних событиях в стране и мире, и только потом я предлагал: «Борис Алексеевич, давайте вернёмся в Минск 1944 года».
Война для него ассоциировалась с утраченной молодостью и десятками погибших друзей. Каждого из них он помнил по имени и называл места захоронений.
«Война не конфетка», – сказал он однажды. И эта фраза запомнилась мне на всю жизнь.
Борис Алексеевич Рожков был награжден орденом Красной Звезды (дважды), медалями «За отвагу» и «За боевые заслуги».
Иногда мы с ним встречались, пили коньяк, говорили о жизни. Однажды он рассказал, как на парковке молодой человек вытащил его из машины и тряс за грудки: дескать, дед не умеет парковаться. После этого Борис Алексеевич, водительский стаж которого составлял больше 70 лет, расстался с машиной.
Он жил среди нас и продолжал оставаться таким же обыкновенным человеком, как и все остальные. Но его отличало прошлое, которое всегда оставалось с ним. Оно заставляло любить каждый прожитый день, относиться к проблемам спокойно, с юмором. Оно учило прощать.
Наверное, Борис Алексеевич Рожков умер счастливым человеком. И он успел оставить после себя откровенные воспоминания о той жизни, которые всегда можно прочитать в его книге и на сайте «УМ».

Прочитано 1450 раз

Поиск по сайту