Октябрьские тезисы Валентина Мануйлова о России 2030

A A A

Лёгкий философский комментарий – так определил свой комментарий по поводу текста Валентина Мануйлова «Россия в 2030 году: тезисы о надежде» доктор философских наук, профессор Андрей Мясников.


Свободолюбивая интеллигенция России начинает серьёзную аналитическую работу: искать своё место и роль в новой социально-политической ситуации – войны против всего плохого.
Мне нравится главный тезис В. И. Мануйлова – «история движется по пути прогресса», который был высказан ещё в конце XVIII века Иммануилом Кантом. Этот тезис подтверждается всеми современными социально-гуманитарными науками, и он даёт моральные силы для того, чтобы содействовать прогрессу общества, чтобы создавать благо, несмотря на все возможные трудности.
Недавно в Фейсбуке мой старый студенческий приятель жёстко поругал меня за свободолюбивые идеи, а на следующий день позвонил и долго извинялся, оправдываясь тем, что у него такая работа, что ему приходится писать на интернет-аудиторию то, что ему скажут, а не то, что он думает, ведь ему нужно кормить семью. Сначала я пожалел его, но когда узнал, сколько ему платят за эту работу, то жалость ушла…
Этот реальный пример вообще-то подтверждает следующий тезис Валентина Мануйлова о скорой либерализации России, так как на обмане современная страна не может долго держаться, ведь массовый обман порождает страшное, мучительное самопрезрение, которое не заглушишь ни большими деньгами, ни сильной выпивкой, ни показушными благодеяниями.
Также я согласен с третьим тезисом о том, что страна вступила на путь медленных, очень осторожных изменений, которые подчас даже опасаются именовать «реформами», чтобы не дать повода для консервативной критики.
• Кончилось ли в России время революций? Ответ на этот вопрос зависит от ответа на другой вопрос:
• Установлена ли в России социально-экономическая справедливость?
Если социальная справедливость достигнута, то революций не будет, а если до неё ещё далеко, то революции могут стать быстрыми, беспощадными, кровавыми способами приближения к ней. Об этом нельзя забывать ни обществу, ни власти, несмотря на то, что вероятность новой политической революции в нынешней России очень мала.
Государство и общество нуждаются в развитии, в стратегически продуманном реформировании, но ясных целей этого реформирования пока не видно. Постсоветская политическая и экономическая элита пока озадачены ближайшими задачами своего самосохранения, которые пытаются выдать за общенациональные интересы. Отсутствие научно обоснованной исторической перспективы является главной проблемой нашей сегодняшней ситуации.
В связи с этим интересен 4 тезис Валентина Мануйлова – о возможном сближении России с Евросоюзом и вступление в НАТО. Возникают резонные вопросы: «А почему мы должны быть врагами?», «На самом ли деле они желают нам зла?», «Не создаём ли мы новые мистификации или «ловушки» для нашего разума?» (См.: на сайте Центра современной практической философии: http://sofia-pnz.ru/?p=896).
Преодолеть давние стереотипы о враждебности Запада к России очень непросто, ведь за ними стоят, во-первых, многовековая история войн России с западными странами, во-вторых, финансово-экономические интересы значительных слоёв нашего общества, непосредственно связанных с военным противостоянием (ВПК, силовики, и др.), в-третьих, психологическая привычка винить во всех бедах и трудностях кого-то другого, и прежде всего, «злой Запад», в-четвёртых, образ внешнего врага позволяет направлять негативную энергию граждан (недовольства, протестные настроения) вовне, порождая страшилки о неизбежной войне с мировым злом (См.: http://sofia-pnz.ru/?p=939), и в-пятых, стереотип о враждебности Запада является политическим убеждением многих представителей старших поколений россиян (обычно в виде так называемого «плана Маршалла»), от которого они не хотят освобождаться как от старой привычки.
С учётом всех перечисленных трудностей можно допустить, что этот стереотип будет «работать» до тех пор, пока будут оставаться его носители. Но значит ли это, что естественная смена поколений как бы сама собой приведёт к изменению социально-политической и морально-психологической ситуации в стране?
Завершающий тезис В. И. Мануйлова является поистине утешительным, почти терапевтическим итогом: придут новые поколения россиян и изменят жизнь к лучшему.
Здесь я должен возразить: русскими не рождаются, а становятся, так же, как и демократами, нигилистами, православными, атеистами или монархистами. Великая сила воспитания, образования и личного примера формирует человека.
Новые поколения россиян уже рядом с нами, смотрят на нас, оценивают и в чём-то подражают старшим поколениям, и, возможно, хотят жить лучше, а может, и не хотят, и могут вполне справедливо спросить: «А почему на нас перекладывают ответственность за лучшее будущее? А что сделали старшие поколения, чтобы реально улучшить свою жизнь? Ведь будущее создаётся в настоящем».
P.S. Недавно я проводил пилотное социологическое исследование среди жителей Пензы и Пензенской области. Одним из вопросов был такой: «Что будет с Россией через 100 лет?» О результатах пока не скажу.
Андрей Мясников,
доктор философских наук, профессор ПГУ,
председатель Пензенского отделения РФО

Прочитано 1241 раз

Поиск по сайту