Самое читаемое в номере

«Бизнес-поколение» оптимистов

A A A

В конце лета, 18 августа 2016 г., клуб «Бизнес-поколение» отметил свой первый юбилей – 5 лет со дня основания. Члены клуба Наталья Назарова, Артем Никулин и Михаил Сучков рассказали о том, как развивалось их сообщество в последние годы и в каком направлении планирует двигаться дальше.


Измерения роста
Исторически сложилось так, что в Пензе действуют сразу несколько бизнес-клубов. В августе 2011 г. к ним добавился еще один. Изначально он задумывался как клуб достаточно молодых предпринимателей (до 35 лет), однако не новичков в своем деле (годовой оборот членов клуба должен был составлять минимум 10 млн руб.). К настоящему времени эти критерии не являются обязательными к исполнению; скорее это примерный ориентир. Но миссия клуба осталась такой же, как и была.

bissnes next


Наталья Назарова: «Сами для себя мы сформулировали миссию – развитие себя и бизнеса через общение. По этому принципу у нас и собираются члены клуба. Это люди, для которых встречи в клубе в большей степени удовлетворяют потребности в личностном развитии. Членами «Бизнес-поколения» являются в основном бизнесмены, а также топ-менеджеры некоторых крупных компаний».
Встречи в клубе проводятся в самых различных форматах. Каждый год в этом смысле отличался от другого.
Наталья Назарова: «В первый год в большей степени у нас была потребность найти себе круг общения. В остальные годы мы общались с представителями власти и более крупных бизнесов Пензы, ездили в другие регионы для обмена опытом. Были и более простые форматы – например, выезды на базы отдыха с семьями».
За 5 лет клуб «Бизнес-поколение» значительно вырос, в том числе и в количественном плане. Если в начале пути в нем состояло 40 человек, то сейчас в базе данных клуба присутствуют 110 фамилий. Впрочем, костяк «Бизнес-поколения» остался примерно таким же – 30-40 активных участников. Остальные посещают мероприятия и встречи клуба нерегулярно и выборочно.
Что же касается качественного роста, то здесь ситуация более многогранная.
Михаил Сучков: «У нас все-таки объединение людей. Поэтому рост клуба может происходить только через рост его участников. Предпринимательство отличается тем, что здесь если ты не растешь, то твой бизнес просто скатывается вниз и перестает существовать. Пять лет – это длительный период, особенно для молодых бизнесов. И показательно, что практически никто из нас не ушел из клуба по причине того, что перестал быть предпринимателем. А вот случаев, когда за эти годы бизнес значительно, в разы вырос, таких случаев подавляющее большинство. Можно практически про любого активного члена клуба сказать, что за эти 5 лет у него происходил значительный рост.
Я считаю, что клуб и общение с людьми, которые туда входят, способствует этому росту. И это не только мое мнение».
Артем Никулин: «Изначально я был противником участия в клубе. Но с Натальей мы учились в одной школе, с Михаилом мы друзья детства, а они стояли у истоков «Бизнес-поколения». И они меня всяческими правдами-неправдами втянули туда. На данный момент я ни капли об этом не жалею.
Самое главное, что клуб мне дал – это расширение кругозора и расширение моей картинки мира путем знакомства с новыми людьми. Вне «Бизнес-поколения» я никогда не начал бы общаться с некоторыми людьми, с которыми общаюсь сейчас. А ведь мы – очень близкие по духу люди, и контакт друг с другом мы нашли буквально спустя 2-3 встречи.
Мы дополняем друг друга, черпаем друг в друге новые идеи как для бизнеса, так и для жизни и личного развития.
Плюсов в «Бизнес-поколении» гораздо больше, чем минусов. Хотя иногда его мероприятия отнимают время, иногда приходится что-то делать, готовиться, тратиться».


Люди и ценности
Было бы неправильно думать, что в «Бизнес-поколение» люди приходят лишь для того, чтобы что-то выгадать для своего дела, что-то заработать. Дело обстоит скорее наоборот.
Наталья Назарова: «Бывает так, что в бизнес-клуб вступают для того, чтобы развить свое дело. Например, найти клиентов для собственного бизнеса. Такие люди к нам приходили, и такие ситуации у нас случались, но редко. У нас другой формат.
Да, у нас иногда находят потенциальных клиентов или же завязывают партнерские бизнес-отношения. Но наш формат, наверное, про другое. Он больше про саморазвитие. И если мы благодаря «Бизнес-поколению» зарабатываем миллионы, то это обычно опосредованные миллионы».
Артем Никулин: «Когда ты развиваешь себя, то и бизнес идет, развивается с тобой. А изначальной цели увеличить обороты или кому-то что-то продать члены клуба однозначно не ставят. Если бы на этом все строилось, то клуб бы точно не выжил. Клуб строится на костяке людей, у которых схожи картины мира, у которых ценности и приоритеты расставлены примерно одинаково».
Иными словами, не клуб делает миллионеров, но миллионеры делают клуб. Бизнес – это просто объединяющий фактор для людей, общающихся в рамках «Бизнес-поколения».
Михаил Сучков: «Жесткого отбора у нас нет. Скорее человек сам понимает, соответствуют ли его внутренние потребности культуре того общества, в которое он попадает. И он либо остается, если ему у нас комфортно, либо просто перестает ходить на встречи клуба».


Клуб не на бумаге
Является ли «Бизнес-поколение» клубом в строгом понимании этого слова, на манер английских «клабов», участники данного объединения сказать затрудняются. Может быть, и не является. Артем Никулин вообще предложил назвать это по-русски, словом «сообщество», и не заморачиваться.
Сложно судить, подходит ли российский менталитет для создания клубов по английскому образцу. Но конкретно про «Бизнес-поколение» можно сказать, что в нем какие-то формальные вещи плохо приживаются.
Михаил Сучков: «У нас в клубе все основано скорее на личных контактах, на обычаях и традициях. У нас даже нет четкого реестра, который позволял бы однозначно сказать, является человек членом клуба или нет.
Это и хорошо, и плохо. Формальность, конечно, придает более организованные черты. Но если  отсутствуют членские взносы, реестры и прочее, а члены клуба при этом продолжают собираться вместе, то это значит, что у людей есть такая потребность. Нашего клуба нет на бумаге, а мы все равно собираемся и общаемся. Значит, мы  это делаем потому, что нам это нужно, а не потому, что оплатили взносы на год вперед».
Наталья Назарова: «Мы плотно принимали участие в формировании Всероссийского сообщества предпринимателей. При этом мы пытались определять правила, ставить цели – и с этим были проблемы. А когда мы действуем в неформальном варианте, все получается крепче, чем «по английскому варианту».
При этом далеко не факт, что в последующие годы все останется так же. Формат «Бизнес-поколения» очень серьезно меняется со временем. Может быть, вскоре у членов клуба проявится потребность ввести некоторые формальные элементы. А может, и не появится.


Возрастные изменения
Пятилетний юбилей клуба означает в том числе и то, что люди, состоящие в «Бизнес-поколении», стали на 5 лет старше.
Наталья Назарова:  «Нас до сих пор иногда называют молодежным клубом. Это не очень приятно, потому что тут сразу включаются стереотипы: люди думают, что у нас собираются студенты или новички. А молодежными у нас всегда были только возрастные границы.
И сейчас, спустя 5 лет, получается так: если раньше у нас были границы членства людей до 35-40 лет, то теперь они будут размываться еще сильнее. Как это будет выглядеть дальше, не знаю, посмотрим».
«Бизнес-поколение» существует как
живой организм. По каким законом он будет развиваться, не очень понимают даже основатели клуба. Но то, что сообщество до сих пор живет и при этом неплохо себя чувствует, доказывает, что организм этот – здоровый.
За 5 лет клуб сумел заработать себе определенную репутацию. О нем знают, к мнению его членов прислушиваются.
Наталья Назарова: «Одно время с нами велась очень активная работа. Когда Юрий Кривов формировал клуб стратегического развития Пензы, большое количество участников «Бизнес-поколения» входило в состав этого клуба. Были и отдельные встречи в городской администрации. Мы рассказывали наше видение вопросов позиционирования Пензы или даже вопросов ЖКХ.
Когда министром был Владимир Волков, у нас тоже было организовано несколько встреч. Я же, как представитель клуба, вхожу в Совет по предпринимательству при губернаторе. 
Хотелось бы, чтобы в каких-то моментах нас слушали еще больше. Однако нельзя сказать, что и мы, со своей стороны, полностью созрели для участия в общественной жизни города. Для нас важна социальная активность, но пока это не самая главная из наших потребностей».
 Михаил Сучков подтверждает: в приоритетах у членов клуба все-таки личностный рост и развитие бизнеса.
Качество диалога «Бизнес-поколения» и чиновников все время меняется. Сейчас, например, Наталья Назарова отмечает некоторое падение интереса к теме развития предпринимательства со стороны региональной власти.
Что же касается признания «Бизнес-поколения» остальным сообществом предпринимателей Пензы, то тут все хорошо. Продолжается его активное взаимодействие и дружба с бизнес-клубом, который сейчас возглавляет Илья Иссаков. А с клубом, который возглавляет Константин Войцеховский, у «Бизнес-поколения» даже есть общие участники.


Делать, а не рассуждать
Нынешнюю экономическую ситуацию в России и в Пензенской области члены «Бизнес-поколения» оценивают на удивление оптимистично.
Михаил Сучков: «Если оперировать понятиями «все хорошо» и «все плохо», то, по моему мнению, все хорошо.
Если же говорить более развернуто, то я сужу по себе и коллегам в клубе: все мы больше сконцентрированы на развитии собственного локального бизнеса, а не на рассуждениях на темы макроэкономики и движения цены на нефть. Темы типа «что случится после выборов президента США» имеют мало отношения к реалиям пензенского бизнеса. Люди у нас любят скорее делать, а не рассуждать, поэтому на такие глобальные темы у нас редко заходят разговоры.
Мы смотрим с оптимизмом на эти вещи».
Артем Никулин: «Все хорошо. Все, кто хотят работать, тот работает. Те отрасли, которые до кризиса твердо стояли на ногах, показывают отличную динамику роста. Все развитые в пензенском регионе кластеры продолжают развиваться. В некоторых отраслях Пензенская область очень здорово подтянулась и выходит на ведущие позиции даже не по Поволжью, а по России».
Наталья Назарова: «Мы действительно стараемся не обсуждать те вещи, на которые не можем повлиять здесь и сейчас. У нас есть общее консолидированное мнение: вместо того, чтобы думать, будет хорошо или плохо, нужно просто двигаться, делать то, что от тебя зависит».
Оптимизм – это одна из ценностей «Бизнес-поколения». И такое оптимистичное восприятие мира нередко контрастирует с мироощущением пензенских предпринимателей более старшего возраста.
И верно: если в речах бизнесменов старшего поколения все чаще слышатся эсхатологические нотки, то члены клуба «Бизнес-поколение» явно видят впереди не пропасть, но дорогу.
Артем Никулин: «Мы открыты, мы ждем новую кровь. Мы готовы беседовать, встречаться, обсуждать. Если вы амбициозны, с оптимизмом смотрите в будущее, если вы предприниматель и подтверждаете это своими действиями, мы вас ждем».

Прочитано 1647 раз

Поиск по сайту