Самое читаемое в номере

Мемориальный успех сестёр Новиковых

A A A

Состоялся XIV Всероссийский конкурс исторических исследовательских работ старшеклассников «Человек в истории. Россия – ХХ век». О его пензенских участниках «Улице Московской» рассказала Татьяна Алфертьева, руководитель местного отделения общества «Мемориал».

Конкурс «Человек в истории. Россия – XX век» проводится с 1999 г. И за все это время пензенские ребята не пропустили ни одного конкурса. Да к тому же все время увозили оттуда ценные призы, занимая призовые места.
Каждый год до 10 января дети вместе со своими научными руководителями пишут исследовательские работы, потом отсылают их в Москву. И только в мае происходит долгожданная церемония награждения авторов лучших работ.
«Этот конкурс является одним из немногих, который мне симпатичен, – говорит Татьяна Алфертьева. – Я стараюсь привлекать школьников к активному участию в нем и сама помогаю ребятам писать работы. «Человек в истории. Россия – XX novikovy

век» отличается от других таких конкурсов, он менее формален. Если на большинство подобных конкурсов исследовательских работ можно написать реферат – раскрыть выбранную тему на основе чьих-либо исследований, то на моем любимом конкурсе важно самостоятельное исследование, наблюдение детей.
Важно найти исторический факт, осмыслить его, суметь написать об этом. Не менее важно правильно использовать устные источники, поговорить со свидетелями и участниками, найти с ними общий язык, раскрутить на интервью.  
Зачастую конкурсы  исследовательских работ учат научной работе, а «Человек в истории», помимо этого, учит еще и гражданственности, он предлагает дать оценку событиям прошлого с точки зрения современного понимания прав и свобод чедовека, уважения его достоинства. С другой стороны, позволяет оценить  происходящее сейчас через призму массовых трагедий прошлого».
В этом году в конкурсе приняли участие 248 детей, возможно, потому что в рамках основного конкурса «Человек в истории» проводился еще и конкурс мини-исследований «Память о войне».
Исследования четырех наших ребят, написавших о своих дедах и прадедах-участниках Великой Отечественной войны, стали финалистами, т. е.вошли в 50 лучших работ по всей России.
Это работы «Великая Отечественная война в истории моей семьи» Кирилла Тимошина (с. Гуленовка Сердобского р-на), «Молодость, опаленная войной» Алины Папшевой (г. Нижний Ломов), «У каждого своя война» Альфии Ишмаевой (с. Верхняя Елюзань Городищенского р-на), «Забвению не подлежит» Ксении Букиной (р.п. Исса).
А в большом конкурсе финалистами стали фильм-экскурсия «О чем  молчат  старинные дома» Николая Кадо, Иванчина Дениса, Коросткина Ильи, Сясина Максима (с. Поим Белинского р-на), «Человек под колесами тоталитарного режима» Сладковой Татьяны (Пенза) и «Репрессии в судьбах моих односельчан» Великановой Марины (с. Покрово-Березовка Пензенского р-на). Призерами 2013 года стали работы «Депортация и реабилитация пензенских раскулаченных» Ирины и Марины Новиковых (Пенза) и «Вычищенные из жизни. Из истории судеб раскулаченных в Пензенской области» Юлии Шубиной и Кристины Беляевой (с. Плесс Мокшанского р-на).
Марина и Ирина Новиковы, учащиеся 9 класса средней школы № 30 г. Пензы, участвовали в конкурсе уже не первый раз. Их работа «Депортация и реабилитация Пензенских раскулаченных» является смысловым продолжением прошлогодней. В этом году девочки сами предложили своему научному руководителю Татьяне Алфертьевой продолжить трудоемкую работу, ведь осталось столько неизведанных мест, куда высылались наши земляки.
«И мы начали писать! – говорит с улыбкой Татьяна Алфертьева. Мы пользовались сборниками документов государственных архивов того времени «Трагедия Советской деревни» и «Советская деревня глазами ВЧК-ОГПУ-НКВД».
Я думаю, что работа сестер Новиковых стала победителем, потому что девочки были по-настоящему увлечены тем, о чем они писали. Если перед ними возникали вопросы, они не откладывали их на потом, а искали на них ответы.
Например, одним из самых трудных вопросов стал этот: «Вот эшелонные списки из нашего государственного архива. В них названы фамилии, имена, возраст людей. А вот списки реабилитированных, они должны быть идентичные спискам эшелонным. Но есть в них одно, бросающееся в глаза отличие: списки высланных огромные, а в списках реабилитированных числилось всего один-два человека из семьи. Да и то не из каждой. Почему?» Девочки стали искать ответ на свой вопрос.
Можно сказать, что условно работа сестер разделена на две части: первая часть рассказывает о том, куда людей высылали, как это происходило, даны списки и таблицы, описываются места ссылки, а во второй части представлены подсчеты депортированных и реабилитированных.
Авторы работы сумели показать, что процесс реабилитации еще не закончен, хотя такое можно нередко услышать от тех, кто осуществляет реабилитацию жертв политических репрессий в рамках Закона о реабилитации 1991 года.  
Прошло уже более 20 лет, а люди пишут нам в «Мемориал» с просьбой найти их родственников, которые были репрессированы, депортированы, арестованы, а потом просто пропали. Так что процесс реабилитации еще в самом начале, и ему предстоит пройти длинный путь!»

Прочитано 1593 раз

Поиск по сайту