Самое читаемое в номере

Турецкий гамбит: формат Эрдогана

A A A

Попытку военного переворота в Турции специально для «Улицы Московской» комментирует эксперт нашего издания Андрей Шенин.


Ситуация в Турции, конечно, вызывает больше вопросов, чем ответов. Мировые аналитические агентства и эксперты разделились на два лагеря. Один из них утверждает, что «переворот» был инсценирован самим президентом Эрдоганом ради возможности «закрутить гайки» и оперативно вычистить армию и оппозицию от своих недоброжелателей. Второй склоняется к версии о бунте части офицеров-кемалистов, уставших от внутренних проблем в стране.
Есть еще и третья группа, которая рассматривает версию дестабилизации Турции со стороны США, чтобы закрыть это направление для «Нового Шелкового пути» – мощнейшего китайского проекта по доставке товаров на Запад, однако пока что информации по этой версии мало.
 С первыми двумя версиями работать проще, потому что слишком много «голых» фактов, которыми можно объяснить общую картину. Однако остается куча деталей, которые рушат обе версии.
Во-первых, за всю турецкую историю, перевороты проходили совершенно по-иному: армия либо тихо арестовывала премьер-министра и его кабинет, а уже потом объявляла о совершившемся перевороте, либо выдвигала ультиматум (как, например, премьер министру Неджметтину Эрбакану в 1997 г.), и премьер сам уходил в отставку. Насилие практически никогда не допускалось.
В этот же раз, как отмечают все поголовно эксперты, переворот был хаотичным и плохо подготовленным. В нем участвовало всего 350 солдат, которые, кстати, утверждают, что им приказали отправиться на учения в городе, а не на переворот, пара вертолетов, несколько танков и все. Это привести ни к чему не могло с точки зрения стратегии и тактики.
Ввиду этого напрашивается версия, что Эрдоган самостоятельно режиссировал «переворот», а это не новинка: устроить маленький 100%-подавляемый переворот учил еще Николо Макиавелли в «Государе».
Тем не менее возникает вопрос – почему Эрдоган тогда спешно бежал от «псевдо-переворота» и просил политического убежища у европейских стран, в частности, Германии и Франции (обе страны, кстати, отказали ему в убежище)?
Как бы оно ни было, а Эрдоган остался триумфатором путча. Теперь он смог и арестовать всех своих недоброжелателей, и дискредитировать политических оппонентов – «Республиканскую партию», которая была близка с армией. И показать всему миру, что у него сильные президентские позиции: народ же вышел с голыми руками против танков по призыву президента.
Видимо, люди считали, что при гражданской власти им будет лучше, ведь, несмотря на все ограничения, Эрдоган не ограничивал людей в главном – в экономической свободе. Каждый мог работать и зарабатывать.
 Кстати, о врагах: Эрдоган называет своим врагом проповедника Фетхуллаха Гюлена – лидера движения «Хизмет». Гюлен ранее был ближайшим другом Эрдогана, школы «Хизмета» считались элитными, они проповедовали современный и умеренный ислам, а многие выпускники заняли высокие посты в Турции благодаря высокому уровню образования и интеллигентным традициям. Именно их и опасался Эрдоган, равно как и армию.
Армия всегда была хранителем светских устоев в государстве, правда, судя по всему, в ней произошел серьезный раскол – далеко не все высокие чины одобрили путч и участвовали в нем. Возможно, потому,  что Эрдоган ранее в рамках операций «Эргенекон» и «Бальоз» основательно проредил ряды силовиков и поставил на многие посты доверенных людей, а возможно, именно потому, что переворот был имитирован и все об этом прекрасно знали.
 Равно как и мировые державы. Германия за неделю до путча попросила своих военнослужащих покинуть турецкую военную базу Инджирлик, Франция закрыла посольство в Турции, а США и Великобритания попросили своих граждан не покидать квартиры/отели.
Даже Россия, по последним новостным сводкам, чуть ли не за пару часов до атаки отеля, где отдыхал Эрдоган, предупредила его о готовящемся покушении.
 Теперь же Эрдоган получил полноценную власть, но вместе с ней и полноценные проблемы. Арестовав 9 тыс. человек, включая и военных, он не оставил квалифицированного персонала для войны с курдскими сепаратистами, имеет сложные отношения с Исламским государством (группировка, запрещенная в России), имеет проблемы с беженцами (почти 3 млн человек) и войну в Сирии, а российские туристы вновь не смогут посетить турецкие курорты. Как он будет управлять страной в такой ситуации, непонятно.
 Турция сейчас находится в шатком положении и будет активно искать поддержки, но вот куда она пойдет – на запад или Восток – будет четко понятно в ближайшие дни.
Андрей Шенин,
кандидат исторических наук

Прочитано 933 раз

Поиск по сайту