Самое читаемое в номере

Британия сама себя высекла

A A A

Страна будет пожинать тяжелейшие последствия своего решения о выходе из ЕС. Никакой цепной реакции распада ЕС не будет, полагает эксперт «Улицы Московской», кандидат исторических наук Михаил Зелёв.


На референдуме 23 июня при явке в 72% за выход из ЕС высказался 51% британцев. Британия выходит из Евросоюза.
За то, чтобы остаться в составе ЕС, проголосовали только Шотландия (62%), Лондон (59%) и Северная Ирландия (55%).
Против проголосовали Западные Мидлэндс (59%), Восточные Мидлэндс (58%), Северо-Восточная Англия (58%), Йоркшир (57%), Восточная Англия (56%), Северо-Западная Англия (53%), Юго-Западная Англия (52%), Уэльс (52%) и Юго-Восточная Англия (51%).
Результаты референдума стали победой реакции над прогрессом. Это победа провинциальной Англии над космополитичным Лондоном. Это победа противников глобализации над её сторонниками.
Это победа английских промышленных рабочих, теряющих свои рабочие места в результате автоматизации, роботизации и переноса низкотехнологичных производств в новые индустриальные страны, над Британией передовых университетов, научно-исследовательских центров и высокотехнологичных наукоёмких отраслей промышленности.
Это победа старых депрессивных промышленных районов и консервативной сельской глубинки над передовыми городами, успешно интегрировавшимися в мировую экономику. Это победа растущего английского национализма над евроэнтузиазмом «национальных» окраин. Наконец, это победа сердца над разумом.
Главной пострадавшей от такого решения британцев станет сама Британия. Сам ход истории беспощадно покарает британских луддитов-евроскептиков, а вместе с ними и всю страну.
Прежде всего Британии придётся заново вступать в ВТО. (До сих пор она входила туда в составе ЕС). А это означает долгие изматывающие переговоры. А тем временем будут рваться технологические цепочки, свёртываться инвестиционная активность, дорожать кредит, расти безработица.
Британия оказывается на долгий период в состоянии полной правовой неразберихи, что опять же отрицательно отзовётся на деловой активности.
Ей придётся вновь начинать переговоры о свободной торговле со всеми ключевыми торговыми партнёрами, с которыми имеет или готовит торговые соглашения ЕС. А это годы и годы переговоров и неопределённости уже после того, как Британия вновь вступит в ВТО.

britain


Если Британия решит сохранить режим свободной торговли со своим главным торговым партнёром – ЕС (а так скорее всего и будет), то ей придётся подчиниться всем требованиям Союза. А это могут быть и вступление в шенгенскую зону, и сохранение режима свободного передвижения рабочей силы, и взносы в бюджет ЕС за право беспошлинного доступа на его рынок, и, естественно, подчинение огромному количеству правовых и технических норм ЕС.
Таким образом, Британия будет вынуждена сохранить всё то, с чем так яростно боролись её евроскептики, пойти на новые уступки и при этом ещё и полностью потерять какую-либо возможность влиять на решения, принимаемые Брюсселем. (Вот тогда-то и выйдет наружу вся ложь евроскептиков по поводу последствий выхода из ЕС).
А пока всё это утрясётся, британская экономика будет страдать от тяжёлого экономического кризиса, наступление которого она сможет почувствовать уже через несколько кварталов.
Выход Британии из ЕС нанёс тяжелейший удар по её финансовому капиталу, сильно привязанному к рынку финансовых услуг ЕС. Ни при каких условиях Евросоюз не пойдёт на сохранение для Британии свободного доступа на свой финансовый рынок.
Через 5-10 лет Лондон полностью уступит свои позиции ведущего финансового центра Европы Франкфурту. Банкиры уже начали потихоньку переводить своих сотрудников из Лондона в Дублин и Франкфурт.
Но на этом беды Британии не закончатся. Сепаратистское правительство в Шотландии, где с большим перевесом победили сторонники сохранения членства Британии в ЕС, собирается объявить о проведении нового референдума об отделении.
Основная ответственность за надвигающийся на Британию ужас лежит на тех вождях Консервативной партии, которые, прекрасно зная о последствиях, четверть века ради своих тактических политических интересов заигрывали с отсталыми и вредными для нации общественными настроениями вместо того, чтобы решительно противодействовать им.
И самую главную и печальную роль в судьбе нации сыграл премьер-министр Дэйвид Кэмерон. Этот «мастер политической интриги» перехитрил сам себя и завёл свою процветающую страну в тяжелейший и длительный политический и социально-экономический кризис. Он уже объявил, что уходит в отставку.


Цепной реакции не будет
Я с большим сомнением отношусь к популярному ныне прогнозу о том, что выход Британии из ЕС вызовет цепную реакцию среди других стран-членов.
Во-первых, нельзя забывать, насколько трудно выдирать страну из столь высокоразвитой экономической интеграционной группировки. А ведь в отличие от Британии многие члены ЕС входят ещё и в еврозону. Это ещё более тесная интеграция.
Даже в Британии с её развитым евро-скептицизмом решение о выходе было принято большинством всего в 3,8 процентного пункта. Можно представить, как трудно будет добиваться евроскептикам подобного решения в других странах.
Во-вторых, примерно через полгода выход Британии из ЕС превратится в блестящий наглядный пример вредоносности самой этой идеи. Британия погружается в хаос. Скоро евроэнтузиастам в споре с евроскептиками достаточно будет привести всего один убийственный аргумент: «Вы хотите того же ужаса, что и в Британии?»
Конечно, в ближайшие месяцы мы увидим всплеск евроскептицизма по всему Союзу. Возможно, жертвой этой волны станет коалиционное правительство Маттео Ренци в Италии и его конституционная реформа. (Референдум в Италии пройдёт в октябре). Но затем евроскептицизм пойдёт на спад. Печальная судьба Британии надолго заставит притихнуть его сторонников по всему ЕС.
В-третьих, чтобы воплотить в жизнь свои планы о референдумах по выходу из ЕС, чьи решения были бы обязательны для исполнения, евроскептикам нужно сначала придти к власти в своих странах. А это представляется даже сейчас маловероятным.
Голландские националисты на всеобщих выборах в марте 2017 г. могут занять первое место, но в том, что они способны получить абсолютное большинство, даже в коалиции с коммунистами, и сформировать правительство, я сильно сомневаюсь. А ведь в марте уже будут очевидны многие негативные последствия выхода из ЕС Британии.
Во Франции националистка Марина Лё Пен гарантированно проиграет президентские выборы в мае 2017 г.
В Италии евроскептики из Пяти звёзд действительно могут придти к власти в ближайшие два года. Но их евроскептицизм очень осторожен. До сих пор они настаивали только на проведении совещательного референдума о выходе из еврозоны. А теперь они, похоже, отказались и от этой затеи.
В Испании, где сильно отрицательное отношение к ЕС, нет ни одной серьёзной партии, которая бы выступала за выход хотя бы из еврозоны. Этого не требуют даже коммунисты.
В Германии евроскептики находятся на периферии политической жизни.
Уж тем более не собираются выходить из ЕС новые индустриальные Польша и Румыния, прекрасно понимающие всё значение Союза для развития своих стран. Так что никакого эффекта домино не будет.


ЕС может укрепиться
Как ни странно, выход Британии из ЕС может привести к укреплению Союза.
ЕС покидает его самый своенравный член, десятилетиями саботировавший дальнейшую интеграцию, постоянно настаивавший на бесконечных исключениях для себя и попортивший тем самым немало крови своим партнёрам.
ЕС покидает государство, чья экономика имела целый ряд особенностей, сильно затруднявших выработку единых политики и законодательства.
В частности, экономика Британии по способу привлечения капитала больше напоминает США, чем континентальную Европу. В Британии фирмы привлекают его через выход на биржу со своими акциями, а в континентальной Европе – через банковские займы. Уход Британии открывает путь к унификации финансовой системы ЕС.
Британия всегда занимала особую позицию на торговых переговорах, поскольку имела постоянный дефицит во внешней торговле, тогда как большинство остальных стран ЕС имели внешнеторговый профицит.
Уход Британии приведёт к появлению у ЕС более сплочённой позиции на торговых переговорах.
Возможно, ЕС теперь даже начнёт заново переговоры о создании зоны свободной торговли с США, пытаясь добиться лучших условий для себя.
Так что вполне может получиться, что без Британии ЕС только теснее сплотит свои ряды.


Уроки референдума
Но выход Британии – это и хороший повод для правящих кругов ЕС всерьёз разобраться в причинах роста евроскептицизма по всей Европе и существенно изменить свой курс.
В основе роста евроскептицизма в последнее десятилетие лежат две острейшие проблемы: иммиграция из отсталых и культурно далёких стран Востока и затяжной кризис в еврозоне, связанный с проведением её правительствами антинаучной политики бюджетной экономии. Правящие круги ЕС долгие годы не обращали внимания на рост обеспокоенности избирателей этими проблемами.
Хотелось бы надеяться, что такой тревожный сигнал, как выход Британии, заставит осознать всю остроту и болезненность ситуации и провести необходимые реформы и сменить политический курс.
Необходимо решительно пресечь новую иммиграцию из отсталых стран Востока, под каким бы предлогом она ни осуществлялась (беженцы, воссоединение семей и т. п.); укрепить единую пограничную службу; разворачивать перехваченные в море суда с нелегальными иммигрантами назад в Африку и Азию; максимально ужесточить правила предоставления гражданства иммигрантам; лишить иммигрантов, имеющих вид на жительства, доступа к системе социальных гарантий; решительно высылать тех легальных иммигрантов, что ещё не получили гражданства, в случае отсутствия у них работы или наличия проблем с законом; отказаться от опасных военно-колониальных авантюр в странах Ближнего Востока (вроде бомбардировок Ливии), дестабилизирующих регион и подрывающих механизмы борьбы с нелегальной иммиграцией.
Необходим решительный отказ от политики бюджетной экономии, списание значительной части задолженности странам с крайне высоким уровнем государственного долга при одновременной резкой централизации фискальной политики в рамках еврозоны, создании «министерства финансов» еврозоны.
Принятие этих мер означало бы, что ЕС сделал из выхода Британии правильные выводы.
Михаил Зелёв,
кандидат исторических наук

Прочитано 938 раз

Поиск по сайту