Самое читаемое в номере

«Результаты опроса вполне органичны нынешним общественным настроениям»

A A A

– полагает политический аналитик Фёдор Шелов-Коведяев, комментируя по просьбе «Улицы Московской» результаты исследования «Русская элита-2016», проведенного Центром Левитта Хэмилтонского колледжа, США (опубликованы в выпуске «УМ» от 26 мая 2016 г.)


Результаты опроса, проведённого Центром Левитта, вполне органичны нынешним общественным настроениям. Любая элита, будучи частью социума, естественно, преломляет в своём сознании существующие в нём доминанты.
Тем более это относится к верхним слоям современного русского общества, которые недавно достигли своего нынешнего положения, а потому (по сравнению со странами, где понятие элиты распространяется на страты, имеющие многовековую историю) менее отличны в своих оценках от среднестатистических опрашиваемых.
Это в полной мере относится к большинству оценок, содержащихся в опросе, в том числе, к таким ключевым, как:
1) восприятие США как угрозы национальной безопасности (регулярные высказывания представителей американского истэблишмента в адрес России за истекший с 2004 г. период немало этому способствовали);
2) отход от тенденции считать, что национальные интересы России ограничены её собственной территорией (здесь и далее немалую роль в формировании мнения сыграла позиция Президента и работа СМИ);
3) операция в Сирии направлена против распространения террора в России (в этом, на самом деле, есть большая доля правды);
4) предпочтение, отдаваемое нынешней политической системе (которая, в целом, пока справляется с текущими внешними вызовами);
5) выход на первое место значения военного, а не экономического потенциала страны (сдерживающий фактор ядерного оружия, действительно, проявился в последние годы как никогда).
Единственно, что, с моей точки зрения, заслуживает более подробного комментария, это крайне низкий рейтинг потенциала военной угрозы со стороны США и довольно высокий – неспособности справиться с внутренними проблемами России.
Первое, на первый взгляд, выглядит парадоксально: если США – наибольшая угроза, то почему не заботит их военное могущество? Однако это объясняется довольно просто.
Во-первых, США не показали впечатляющих военных успехов нигде, где они вмешались за последние годы. Во-вторых, их (а также НАТО) высшее руководство и в случае с Крымом, и в случае сбитого турками нашего самолёта заявляло и заявляет, что ни из-за Украины, ни из-за Турции оно с Россией воевать не будет.
Суждение же о внутренних проблемах даёт повод к определённому оптимизму. Оно вызывает надежду на то, что часть элиты всё-таки способна адекватно оценивать ситуацию. А верный диагноз, как известно, уже полдела. Хотелось бы, чтобы за ним последовали столь же правильные решения и действия по их реализации.
Фёдор Шелов-Коведяев, кандидат исторических наук,
руководитель исследований Российского общественно-политического центра, в октябре 1991 г.-ноябре 1992 г. – первый заместитель министра иностранных дел России.

Прочитано 1279 раз

Поиск по сайту