×

Предупреждение

JUser: :_load: Не удалось загрузить пользователя с ID: 455

Точка сборки «Улицы Московской»

A A A

Десятилетний юбилей «УМ» – это не только повод для праздничных застолий, полагает эксперт издания социолог Роман Абрамов, но и время переоценки ниши издания в медийной экосистеме Пензенского региона.

 Медиаэксперты констатируют смерть печатной прессы. Это неудивительно: распространение интернета, смартфонов с огромными экранами и планшетных компьютеров, кажется, ставят крест на бумажных медиа. Многие мировые издательские дома переводят свои газеты и журналы на электронную основу, закрывая бумажные версии.
Вполне закономерный процесс – сокращаются издержки на печать и распространение изданий.
Одновременно возрастают издержки на свежий контент: в условиях мира, пережившего информационный взрыв, неимоверно сложно получить  и удержать внимание аудитории. Той аудитории, что ежесекундно серфит в мировой паутине, скользя от одного сайта к другому, от одного ролика на Youtube к другому.  
И все же, так ли все печально для печатной прессы? Близок ли тот день, когда мы забудем запах свежей типографской краски и шуршание переворачиваемой газетной страницы? И да, и нет.
Развитие технологий неотступно приближает нас к дематериализации информации. Вероятно, через несколько лет твердая копия книги, газеты или журнала станет такой же редкостью, что и музыкальные пластинки сегодня.
Произойдет фрагментация медиа: мало кто станет читать «Нью-Йорк таймс» или «Комсомольскую правду» целыми номерами, страницу за страницей. Скорее персональная лента новостей, комментариев и аналитики будет собираться из разных медиа и социальных сетей. И это уже происходит.
Это почти уже случилось в музыкальном бизнесе, где стандартный формат музыкального альбома сдает свои позиции, поскольку для большинства слушателей гигабайты рок и поп-музыки, перемешанной в аудиоплейерах на мобильных телефонах, стали фоном повседневной жизни.
abramov

Однако футурологические прогнозы – коварная вещь. Сколько раз предсказывалась смерть театра, который должен был быть вытеснен телевидением, но театры и сегодня живее всех живых.
Вполне возможно, конец бумажной прессы тоже откладывается. В измененном формате она все еще имеет собственную массовую аудиторию и занимает важное место в нашей жизни. Сдвиг от новостной информации к аналитике, комментариям и эссеистике обозначает первый возможный путь для выживания печатной прессы.
«Медленное чтение» («slow reading»), также как концепция «медленного питания» («slow food»), помещает привычные газеты и журналы в сегмент «высокой гастрономии» информационного рынка.
Задача газет и журналов не ошеломлять аудиторию сенсационными новостями, но представлять объемный и аналитический взгляд на основные проблемы.
Другой путь – открытие и завоевание специализированных аудиторий бумажных изданий. Примером может служить США, где, несмотря на повсеместное распространение интернета, в целом ряде случаев только бумажная пресса является лучшим способом коммуникации.
Известно, что американское общество основано на горизонтальных связях, укорененных на уровне местных сообществ и соседств. Заботы своего микрорайона («соседства») или небольшого города важнее мировых событий.
Взаимодействие на этом уровне важно и с практической точки зрения: стоимость недвижимости в благополучных соседствах и сообществах выше, поскольку там ниже уровень преступности и лучше состояние дорог, скверов, газонов.
Главным источником информации о повседневной жизни, проблемах и событиях здесь являются местные газеты, которые доставляются в почтовые ящики жителям соседской общины.
В этих газетах можно найти информацию о гаражных распродажах, волонтерских акциях, истории района, его жителях, выборах в муниципалитеты. Чаще всего такие газеты независимы от политических партий и местных органов власти, то есть не являются пропагандистской витриной муниципалитета. Они посвящены реальной жизни обычных горожан и именно поэтому внимательно читаются жителами соседских общин.
На городском уровне есть своя развитая система изданий, ориентированных на освещение местной жизни. Нередко эти издания являются бесплатными, но качественными по содержанию, где реклама не перекрывает аналитики состояния городского бюджета, преступности, торговли и образования.
В целом городские и районные газеты являются важным элементом организации жизни местных сообществ.
Что же в России? На первый взгляд у нас есть развитая система районной и городской печатной прессы со стоими традициями и способами обращения к аудитории.
Однако отражает ли содержание большинства подобных изданий нужды и заботы жителей микрорайонов и городов? Чаще всего, открывая «районку», мы видим гламуризированные репортажи о неустанной заботе местной администрации о пенсионерах, ветеранах, молодежи и т. п. Потом следует реклама и критика «отдельных недостатков» в организации работы бригады дворников.
Где же открытое обсуждение местного бюджета? Где альтернативные оценки деятельности муниципалитетов? Где качественное краеведение, основанное на фактах и архивных материалах?
Почти наверняка мы не можем найти всего этого в районных и городских газетах. И понятно почему. Прежде всего, индивидуализация нашей жизни на уровне соседств столь сильна, что о какой-либо самоорганизации на уровне района или даже многоквартирного дома не может быть и речи. Наше пространство заканчивается за дверью квартиры – всё остальное забота города и ЖЭКа.
Далее. На районном и городском уровне у нас практически отсутствуют независимые печатные медиа: они либо интегрированы в систему местного упраления, либо принадлежат местному «олигарху», близкому к администрации.
В этих условиях содержание таких газет может быть интересно только его владельцам или главе местного самоуправления. Жители, получив такую газету, найдут
ей достойное применение, завернув в неё
селедку.
Другими словами, по большей части, наша локальная пресса носит имитационный характер, а реальные обсуждения настоящих проблем города и района вытесняются на независимые интернет-форумы и в блого-сферу. Именно там и происходит гражданская самоорганизация против застройки парков, разрушения исторических памятников, неудовлетворительной работы муниципальных служб и т. п.
Впрочем, не всё так печально. Констатировать смерть печатных медиа на региональном уровне рано, пока есть издания, подобные «Улице Московской». Уже больше 10 лет я не живу в Пензе, где остались мои родители, друзья и знакомые. Я регулярно посещаю город и слежу за его жизнью с помощью интернета.
Садясь в поезд «Пенза-Москва», я обычно покупаю все местные издания, доступные в привокзальных газетных киосках. Большинство из них я быстро пролистываю, обращая внимание на один-два материала, но с появлением на прилавках «УМ» ко мне вернулся интерес к пензенской прессе.
Я всегда интересовался городской историей, и уровень материалов «УМ» по этой теме заслуживает самого пристального внимания. Это не поверхностные очерки, основанные на общеизвестных фактах пензенской истории.
Журналисты «УМ» всегда находят неожиданный сюжет в истории города или уникального человека, способного поделиться своими личными воспоминаниями о профессиональной деятельности и личной жизни.
Каждый материал заслуживает того, чтобы быть прочитанным: будь то мемуары советского офицера КГБ, рассказ о строительстве Западной Поляны или история немецкого мигранта в Пензе XVIII века. Из каждой такой публикации я узнаю неочевидные факты о прошлом пензенского региона.
Важно отметить, что журналисты «УМ» вполне успешно реализуют современную концепцию локального краеведения – когда история человека или сообщества становится отражением истории региона, страны, общества. Впрочем, «УМ» – это далеко не краеведческое издание, которое читают пенсионеры, увлеченные «историей родного края».
Даже локальное краеведение стало темой вполне актуальной дискуссии о соотношении прошлого, будущего и настоящего образа Пензы. Острота дискуссии и участие в ней ведущих деятелей культуры области заставила меня следить за ней как за хорошим детективом.
Кроме того, «УМ» – редкое для Пензы издание, которое высказывает самостоятельную точку зрения по большинству ключевых тем политической, социальной, экономической жизни города и области. Если я хочу узнать реальные факты, а не славословия, если я хочу увидеть разные точки зрения на городские проблемы, я предпочту «УМ» другим местным изданиям.
В этом отношении я пониманию, что «УМ» – очень неудобная для местной власти газета. В какой-то мере она нарушает благостную картинку безоблачной жизни Пензы, которую формируют другие медиа и отчеты чиновников.
Недавний громкий скандал вокруг непроработанной Стратегии брендового позиционирования Пензы служит доказательством того, что профессиональная журналистская работа может предотвратить бесполезные огромные траты из областного бюджета. Самостоятельность «УМ» в суждениях, позиции и мнениях – чрезвычайно ценное качество.
Я надеюсь, что газета не станет объектом политического давления и попыток вмешательства в редакторскую политику со стороны власти. Если мы хотим видеть Пензу динамичным, разивающимся регионом, то свобода печати и свобода слова – базовые институциональные условия для этого.
Полностью ли меня устраивает «УМ» как читателя? Конечно, нет. Уверен, у газеты есть потенциал для движения вперед.
Во-первых, мне кажется совершенно неудовлетворительным то, как отображено содержание издания в интернете. После закрытия портала с архивом газеты, пользоваться её материалами стало затруднительно. PDF публикации отдельных номеров на внешних ресурсах не очень удачный паллиатив, на мой взгляд.
Издание остро нуждается в расширении присутствия на различных интернет-площадках: в фейсбуке, вконтакте, блогосфере. Более того, необходимо запустить собственный интернет-портал с архивом и свежими номерами.
Возможно, это должен быть интегрированный ресурс, где будут доступны материалы «Парка Белинского» и блоги ведущих журналистов «УМ». В этом случае «УМ» имеет все шансы стать влиятельным независимым медиа на областном уровне и быть источником информации о пензенском регионе в федеральном контексте. Думаю, интернет-активность только добавит аудитории печатной версии газеты.  
Во-вторых, у газеты есть потенциал улучшения содержания и стиля публикаций, хотя по этому парметру «УМ» – лучшее в регионе на данный момент. Я знаю, что создатель и владелец «УМ» Валентин Мануйлов ориентирован на предпринимательское сообщество города и области – это находит отражение на страницах издания.
Это прекрасно, но мне видится, что некоторые материалы граничат с жанром public relations, формируя неадекватное представление о состоянии управленческого и предпринимательского класса. Почти не уделяется внимание реальным проблемам трудовых отношений на предприятиях и в компаниях, тогда как ситуация там не всегда радужная. Социологи труда в России повсеместно отмечают чудовищный разрыв в оплате труда менеджеров и рядовых работников, плохие условия труда, непрозрачность системы найма, низкий уровень социальной защиты персонала и неэффективную организацию производства, порождающую жесткую и подчас бессмысленную эксплуатацию рабочих.
Наряду с этим непотизм и излишне тесная связь бизнеса и власти на местах служат источником многих проблем, в том числе и коррупционного характера.
Также мы видим, что растет классовое презрение правящих классов по отношению к населению, исключенному из административно-властных рынков, что приводит к восприятию собственной страны и региона не как места для жизни, а как инструмента извлечения сверхприбылей.
Я не призываю «УМ» становиться рупором социалистических и левых движений или взять на себя миссию «разгребателей грязи», но мне кажется, что газете необходимо принять более широкий и объективный взгляд на состояние регионального слоя предпринимателей и топ-менеджеров.
Десятилетний юбилей газеты – это не только повод для юбилейных тостов и поздравлений, но и новая «точка сборки», когда можно обдумать ограничения и возможности для дальнейшего развития. Тем более важно это сделать в момент наступления информационной революции, связанной с быстрой трансформацией как технических средств распространения новостей и аналитики, так и способов ее потребления. Это те глобальные вызовы, на которые «УМ» тоже обязана будет реагировать.
Я вижу, что команда управленцев и журналистов издания имеют вполне ясное понимание своей профессиональной роли и общее видение дальнейшего развития газеты.
Также есть осознание места «УМ» в медийной экосистеме региона: ориентироваться на реальные региональные проблемы, представлять разные точки зрения, не идти на поводу у групп влияния и служить делу сохранения исторического и культурного наследия региона.
Газета уже заняла свое место в этой системе: она стала коммуникационным центром, обеспечивающим реальную связь между горожанами, бизнесом, политическими и общественными движениями и властью.
Острая политическая аналитика, вдумчивые бизнес-обзоры и захватывающая локальная историография – вот главные составляющие успеха «УМ».
Я желаю основателю издания Валентину Мануйлову и его команде журналистов оставаться на гребне информационной волны.
Роман Абрамов, кандидат социологических наук, доцент НИУ-ВШЭ, г. Москва16 апреля 2013 г.

Прочитано 1496 раз

Поиск по сайту