×

Предупреждение

JUser: :_load: Не удалось загрузить пользователя с ID: 428

Откровения Бориса Файкина

A A A

В распоряжении «Улицы Московской» оказался уникальный документ – интервью с Борисом Файкиным, одним из маститых бизнесменов Пензы 90-х гг.. В 1997 г. Борис Файкин, в то время председатель совета директоров завода «Полимер» и совладелец фирмы «Элком», имел мужество выставить свою кандидатуру на выборах в Законодательное Собрание, а в 1998 г. принял решение поддержать кандидатуру Василия Бочкарева на выборах главы Администрации Пензенской области.
Интервью с Борисом Файкиным состоялось, по всей  видимости, осенью 1997 г., в преддверии выборов в Законодательное Собрание. Поводом для разговора стала попытка комиссии областной администрации разобраться с фирмой Файкина и взыскать с нее якобы недоплаченные в местный бюджет налоги.
«Улица Московская» полагает, что размышления Бориса Файкина могут быть интересы в плане сравнения двух эпох – прошлой и нынешней.  Несмотря на прошедшие годы, многое в нашей жизни осталось неизменным, а какие-то мысли кажутся по меньшей мере наивными. Интервью публикуется в сокращении.

– Перспективно ли в Пензе заниматься бизнесом?
– Поскольку я деловой человек, мне свойственен оптимизм. Да и куда нам собственно деваться – мы же здесь живем. Мы вынуждены этим заниматься, хотим мы или не хотим.
Но скорее всего мы работаем вопреки здравому смыслу. Здравый смысл подсказывает ехать на Тайвань или в Сингапур, то есть туда, где созданы для этого условия.
Если сравнивать Пензу с другими странами Европы, то это одно из самых неблагоприятных для бизнеса мест. Если наши предприниматели хоть как-то развиваются, то не благодаря, а вопреки. Наша беда в том, что у нас сидят  чиновники, которые не могут  не вмешиваться в чужие дела. Им обязательно надо поруководить.
Чтобы деятельность чиновников шла на пользу дела, по крайней мере, не во вред ему, необходимо запретить чиновникам вмешиваться в деятельность предприятий.
Надо четко описать моменты и рамки этого вмешательства. Это могут быть плановые проверки. Хотя практика показывает, что только одними проверками они уже могут не давать предприятию работать.
Одними из первых мы начали приватизацию предприятий, покупали их акции, добивались определенного влияния на этих предприятиях, преобразовывали их.
Но, к сожалению, мы всегда испытывали трения с областной администрацией по этому поводу. Почему-то им не нравится, что люди проявляют инициативу, покупают акции, становятся хозяевами предприятий.
faikinСоздается впечатление, что им бы вообще бы хотелось, чтобы ни акции, ни предприятия никто не покупал. Чтобы они оставались такими, какими и были. Или в лучшем случае, чтобы покупали они сами или с их разрешения. Поэтому напряженность бывала большая, но я думаю, что мы, в свою очередь, повлияли на развитие этого рынка.
Я бы на месте областной администрации вместо недовольства стал бы пропагандировать наш опыт, и тогда, может быть, предприятия развивались бы быстрее. В этом-то и заключается структурная перестройка, о которой много сегодня говорят.
Главная беда предприятий и причина их сегодняшнего простоя – это  отсутствие эффективного собственника. Вопрос заключается не в том, что нет хозяина, юридического владельца. Кстати, собственником может быть не только одно лицо или группа лиц, а также коллектив акционеров, которые в конце концов обучатся грамотно управлять предприятием.
Главное заключается в том, чтобы собственник был эффективным. Чтобы он мог эффективно оперировать акциями, хорошо знал бы свои права, грамотно бы создавал Устав предприятия, определенную атмосферу производства – заинтересованность работников в результатах своего труда.
–  Не превратится ли это в конечном счете в тривиальную сдачу производственных помещений в аренду под склады и торговые площади?
– В рыночной экономике вообще не важно, как преобразуется предприятие. Просто предприятие находит своего собственника. Даже если при этом происходит операция продажи, то вовсе никакой беды в этом нет.
Проблема заключается в другом. В СССР было много предприятий, продукция которых была никому не нужна. Такие предприятия есть в Пензе и сегодня. Очевидно, что такие предприятия будут приобретаться для использования не по их профилю, будут перепрофилированы.
Но в Пензе есть и другие предприятия, например, завод «Полимер», акционером которого я являюсь. Хотя оно и имеет долги, но его продукция ликвидна. На нее есть платеже-способный потребитель.
Пути реструктуризации могут быть разными, это совершенно непринципиально. Можно сказать, что предприятие должно быть перестроено самой экономикой. Не надо бояться любых рыночных путей.
Если кто-то что-то купил, он определенно будет об этом заботиться. И такие процессы будут происходить постоянно. Собственность от не сумевшего ею эффективно распорядиться будет переходить к другому собственнику. Скорее всего человеку придется время от времени искать новое место применения своих сил. Все должно меняться.
Это раньше человек был привязан к одному месту. Месту жительства, месту работы. Человек должен искать свое место, искать приложение своим усилиям, менять работу.
Ведь не случайно в США с работниками предприятия фирмы заключают контракты в среднем на 2-3 года. После истечения этого срока человек либо остается на старом месте и продлевает контракт еще на некоторое время, либо ищет себе другую работу в другом месте.
Все должно двигаться, а не стоять на одном месте. Не надо бояться рыночных путей решения проблем.
– Вы имеете большой опыт работы с местной таможней. Трения у вас возникали по разным вопросам. Можно ли сказать, что сотрудники местной таможни плохо знают законодательство или предвзято к вам относятся?
– Должность обычно освобождает наших чиновников от обязанности быть грамотным.
Если говорить о монополизме, то эти структуры как раз и являются монополистами. Они как раз делают, что угодно.
Вы, наверное, в курсе последнего нашего с таможней конфликта, когда была попытка конфискации товара у одной организации, расположенной на нашей территории. Были по этому поводу выступления в прессе, заявление предпринимателей в их защиту. Выступило около 130 организаций.
В этом случае в действиях таможни грамотности никакой не было. Грамотность и высокий уровень квалификации может быть только при высоком уровне конкуренции и требовательности к этим чиновникам. А если они являются полными хозяевами положения...
Внутри самой таможни, я знаю, процветает взяточничество, незаконное оформление таможенных грузов. Зачем им грамотности добиваться, когда им деньги сами в руки идут.
Известны таксы, по которым они берут, – требуется дать взятку в размере 20% от стоимости растаможивания груза. Если взятку не дашь – сразу ничего не растаможишь.
Тебя так будут «доить», что потеряет смысл вся операция, весь затеянный тобой бизнес.
Поэтому повторяю: чтобы была грамотность в действиях таможни, да и других чиновников, нужна конкуренция и требовательность к этим чиновникам. Кроме того, определенные органы, которым положено следить за действиями таможенников, чтобы не было с их стороны злоупотреблений, они, напротив, работают с ними вкупе.
Когда в поддержку организации, расположенной у нас (на которую были нападки со стороны таможни), высказались 130 предприятий, то часть из них впоследствии вызывали в ФСБ и у них спрашивали: «Что вы имеете против таможни и ФСБ? Кто вас заставлял подписывать эти бумаги?»
Причем людей вызывали принудительно, под угрозой судебного преследования по каким-то статьям.
Просто шла работа в пользу таможни, я бы сказал для прикрытия (защиты) таможни. Хотя прокуратура полностью на стороне этого предприятия, она признала действия таможни незаконными. Ряд сотрудников таможни на уровне начальников отделов были наказаны.
В то же время  известно, что действиями таможенников руководил начальник таможни, и расследование прокуратуры это доказало. Тем не менее, ему никакого наказания, насколько мне известно, не последовало. Вот так действуют у нас чиновники.
Прокуратура тоже не святая и сама довольно часто нарушает законы: я это наблюдал не раз. Им порой просто выгодно поддерживать силовые органы. Рука руку моет. Всегда есть поползновения попрать мои права. Защитить мои права может только представительный орган. Пресса может лишь привлечь внимание к проблеме.
– Значит, Вы считаете, что у чиновников тоже должна быть своего рода конкуренция?
– Я считаю, что даже прием на должности должен идти обязательно по конкурсу. Необходимо принимать какие-то экзамены. Претенденты должны иметь соответствующее образование.
Если подойти к этому вопросу с другого конца, то, я думаю, что достаточно эффективно должны действовать представительные органы, должны оказывать влияние на чиновников.
– Что Вы можете сказать о составе нашего Законодательного Собрания?
– Там большинство составляют люди, подконтрольные администрации. А это ведь разные органы. Они должны выполнять разные функции: одни – законодательные, другие – исполнительные.
 В Законодательном Собрании должно быть больше людей, способных создавать и развивать экономику. Следует понимать, где находятся «болевые точки». Наверное, это все-таки не образование.
Вряд ли учитель в Законодательном Собрании сможет эффективно работать, чтобы наши предприятия вышли из кризиса. Здесь больше нужны юристы и экономисты.
Задача Законодательного Собрания – разработать правила игры.
Интервью взял Евгений Мануйлов,
публикацию подготовил Антон Инюшев

Прочитано 4570 раз

Поиск по сайту