Самое читаемое в номере

Импортозамещение машиностроения: потенциал есть, комплектующих нет

A A A

«Улица Московская» заканчивает знакомить читателей с Перечнем приоритетных и критических видов продукции, услуг и программного обеспечения с точки зрения импортозамещения и национальной безопасности (см. «Улицу Московскую» №№ 588-590, 592, 594-596, 599-602, 604, 605, 608, 611).


Перечень из 630 видов продукции Минпром РФ сформировал в начале 2015 г. Перечисленные в Перечне товары практически полностью импортировались (и продолжают импортироваться) из стран, «которые уже ввели или могут ввести санкции – НАТО, США, ЕС».
Девятый, и последний раздел, Перечня – «Департамент транспортного и специального машиностроения» – содержит 97 наименований подлежащей импортозамещению продукции. В этом номере рассказывается о первых двух подразделах из шести.


Автомобильная промышленность
В списке всего 12 позиций. Доля импорта готовых машин невелика: автомобилей легковых – 26% (Германия, США, Франция), автобусов – 30% (Германия, Италия, Нидерланды), автомобилей грузовых – 34% (Германия, Италия, Нидерланды, Швеция, Япония).
«Мощности автомобильных предприятий загружены на 65%. Полное импортозамещение невозможно, необходимо локализовывать автокомпоненты. Предприятия, на которых возможно производство автокомпонентов: ООО «ЦФ КАМА», ОАО «Автодизель», ООО «Бентелер Аутомотив», ООО «Камминз Кама», ООО «Федерал-Могул Набережные Челны», ЗАО «Магна Автомотив Рус», ООО «Рулевые системы», ЗАО «Завод «Автоприбор», ООО «Континентал Аутомотив Системс Рус», ООО «Шеффлер Руссланд» и т. д.», говорится в Перечне.
Тем не менее импортозамещение легковых автомобилей и их компонентов запланировано до 2020 г., автобусов и грузовиков (с автокомпонентами) – «в настоящее время», т. е. до конца 2016 г.
Критична, с точки зрения национальной безопасности, «высокая доля импорта основных узлов и агрегатов: ключевые элементы двигателя, элементы подвески, коробка передач, тормозная система, мосты, электронная система управления двигателя и автомобиля и т. д.», импортозамещение которых «требует проведения НИОКР и ОКР».
На момент формирования Перечня доля импорта коробок передач, двигателей внутреннего сгорания, электрического и электронного оборудования для грузовых автомобилей составляла по 30% (ZF Friedrichshafen AG, Getrag, Robert Bosch GmbH, Continental Automotive GmbH, Liebherr-International AG (Германия), Cummins Inc. (США), альтернативных поставщиков нет).
Доля импорта коробок передач, двигателей внутреннего сгорания, электрического и электронного оборудования для автобусов – 40% (производители те же).
Зависимость от импортных комплектующих в производстве легковых автомобилей почти вдвое выше.
Доля импорта подвесок, их узлов и деталей – 65% (Benteler International AG, Германия), двигателей внутреннего сгорания – 78% (Cummins Inc., США), электрического и электронного оборудования – 70% ( Robert Bosch GmbH, Continental Automotive GmbH, Германия).


Сельскохозяйственное машиностроение
Ответные санкции России вызовут расцвет отечественного сельского хозяйства, как объясняли нам облечённые властью лица.
В Перечне показано, с помощью какой техники наше сельское хозяйство будет подниматься с колен.
Из 23 видов продукции с/х машиностроения, указанных в Перечне, 18 импортируются на 100%. У одного вида продукции доля импорта – 95%, у двух – 80-90%, ещё у двух – в диапазоне 50-60%.
Колёсные тракторы импортируются на 95%, гусеничные – на 53% из США и Украины. Альтернативный поставщик – Белоруссия.
«Российские производители тракторов способны полностью обеспечить рынок. Мощности ВгТЗ – 2,5 тыс. тракторов в год, ПРОМТРАКТОР – 200 шт./год. Кроме того, МТЗ (Белоруссия) – 21 тыс./год (без учета сборки на территории РФ)», – Перечень обещает импортозамещение обоих типов тракторов «в настоящее время». С оговоркой: «Текущие тенденции на рынке схт характеризуется снижением ёмкости рынка, высокой открытостью к импортной техники (в том числе б/у). Объём прожаж по колёсным тракторам сократился на 10%. Объём прожаж по гусеничным тракторам сократился на 26%» (сохранена орфография источника).
Доля импорта пяти видов комплектующих для тракторов – 100%.
У двух из них метки: «отсутствие аналогов», «требуется разработка и поставка на производство в РФ» (насос A10VNO85DFR и гидрораспределитель SB23LS-5VAR, оба фирмы BOSCH), «отечественных производителей (производящих или способных освоить производство конкурентоспособной продукции) нет». Однако для гидрораспределителя указан срок импортозамещения до 2016 г.
Итальянский Гидроаккумулятор HST 0,8 LT-M33-12 будет выпускать в 2018 г. Людиновский агрегатный завод, обещает Перечень.
Пневмоаппаратуру Wabco (Германия), БеЛОМО (Белоруссия) – в 2016 г. РААЗ (Рославль).
Двигатель Мерседес ОМ457LA фирмы Даймлер АГ (Германия) – неизвестно кто, неизвестно когда. Ни российские производители, ни сроки импортозамещения не указаны.
Последний пункт в списке комплектующих для тракторов – «машины для уборки и первичной обработки картофеля», доля импорта 81% (Dewulf, Бельгия, Grimme, Германия). «Импортозамещение возможно в полном объёме» и «в настоящее время», обещает Перечень.
В свою очередь, список комплектующих для машин по уборке и первичной обработке картофеля содержит три на 100% импортные вида продукции, для которых отсутствуют отечественные производители и одновременно «без этих компонентов не может быть осуществлено импортозамещение».
Перечень оптимистично утверждает: «В России имеется необходимый научный, инженерный, конструкторский и технологический потенциал» и планирует импортозамещение к 2018 г. решетных транспортеров (Нидерланды), систем гидравлического управления (Швеция), редукционных механизмов (Италия).
Аналогичные проблемы с комплектующими для комбайнов: пять видов – 100% импорта, один – 87%.
Установки и аппараты доильные, на 87% поставляемые в Россию фирмами Де Лаваль (Щвеция) и Lely (Голландия), к 2018 г. должны будут полностью выпускать на ОАО «Челно-Вершинский машиностроительный завод» (Самарская обл.) и на ОАО «Кургансельмаш» (Курганская обл.). «Имеются прототипы машин», отмечено в Перечне. Альтернативным производителем названа Турция, но спустя год после создания Перечня это выглядит сомнительно.
Перейдём к импортозамещению комплектующих для комбайнов с долей импорта в потреблении 100%.
Не получится импортозаместить насос, мотор из комплекта ГСТ с большим рабочим объемом (Sauer Danfoss, Германия, Eaton, США; ЧАО «Гидросила», Украина): «На Российском рынке нет производителей гидравлических насосов, моторов объемом свыше 90 куб. см, применяемых в ГСТ». Альтернативных зарубежных производителей также нет.
Редуктор режущего аппарата (Шумахер, Германия) должен до 2018 г. освоить Симферопольмаш. С точки зрения национальной безопасности критичность в том, что «кроме Симферопольсельмаш нет производителей такой продукции в России».
Редукторы отбора мощности для с/х техники (Bondioli Pavesi, Италия; Waltersheid Германия), «возможно», к 2020 г. будет выпускать ООО «Завод Механических Трансмиссий».
Редукторы конические, цилиндрические также запланировано импортозаместить к 2020 г., но «отечественных производителей (производящих или способных освоить производство конкурентоспособной продукции)» для них нет.
Про два последних типа редукторов отмечено: «нет производителей такой продукции на сельхозтехнику в России. Возможно, Гомсельмаш, но по комбайну с нагрузкой 26 тонн будут вопросы, особенно с электрогидроуправлением». Зато для них есть альтернативный производитель в Китае, Ningbo Juriheng Trading Co.
Двигатель с экологической нормой выброса Tier 4 Final (Cummins, США, MTU, CAT, MAN Германия, Volvo, Швеция и т. д.), «возможно», к 2020 г. освоит Ярославский моторный завод.
Альтернативных производителей нет: «Принимая во внимание, что двигатели по данным нормам применяются только в ЕС и США, то большая часть производителей двигателей производит их в этих странах. Риск есть».
Критична для национальной безопасности «невозможность поставлять технику в ЕС и США (двигатели должны соответствовать принятым в данных странах нормам. В 2019 году ожидается доп. ужесточение по выбросам».
Комплектующие для производства установок и аппаратов доильных – два вида.
Моноблочные вакуумные насосы (Kurtsan, Yildiz, Sezar, Barbaros, Турция). Доля импорта 100%, альтернативных производителей нет, российских нет. Возможно ли импортозаместить? «Нет».
Вакуумные насосы (Unison (Qingdao) Industrial Co. LTD). Доля импорта 50%, альтернативный производитель в Китае, отечественных два (указано количество без названия). Импортозамещение возможно «в настоящее время».
Комплектующие по лесопромышленному машиностроению (харвестеры, форвадеры, скиддеры) – четыре позиции, у всех доля импорта 100%. Зарубежные производители – «фирмы США, Финляндии, Швеции, Германии».
Альтернативные «отсутствуют». Отечественные – четыре пустые клетки. Однако все четыре вида комплектующих запланировано импортозаместить к 2018 г.
Это харвестерная головка с системой управления (харвестеры), тандемные тележки (харвестеры, форвадеры), ведущие мосты типа «Sweda» (харвестеры, форвадеры, скиддеры), компоненты гидростатической трансмиссии (харвестеры, форвадеры, скиддеры).
«Без этих компонентов не может быть осуществлено импортозамещение», предупреждает Перечнь о важности шести последних позиций сельскохозяйственного машиностроения (комплектующие для производства установок и аппаратов доильных и по лесопромышленному машиностроению).
И хотя даже к 2020 г. не все из них будут производится в нашей стране, «в России имеется необходимый научный, инженерный, конструкторский и технологический потенциал» для освоения конкурентоспособной продукции.

Прочитано 1773 раз

Поиск по сайту