Самое читаемое в номере

Мэр на острие бритвы

A A A

По материалам семинара «Партисипативная демократия: разработка и принятие решений в сфере городской политики», проходившего во Франции 24-27 ноября.

Почти три часа 15 человек из русской делегации забрасывали вопросами трёх представителей Института территориального планирования и урбанизма региона Иль-де-Франс (IAU), далеко уйдя за первоначальные рамки «участие публики в проектах урбанизации». Предлагаем читателям некоторые выдержки из разговора.
Все урбанистические проекты внимательнейшим образом отслеживаются людьми. Во Франции, как нам рассказали, невозможно построить дом, а потом его узаконить: «Никому в голову не придёт», – ответили нам. Потому что контролирующих рычагов масса.
Частное лицо может возбудить иск, «потому что у него пейзаж перед глазами будет испорчен». Ассоциации, которые занимаются охраной окружающей среды в любом виде (экология, история и т. п.) могут найти свои причины. Можно оспорить разные аспекты строительство проекта: цвет, форму и т. д.
А пока иски от всех частных лиц не будут рассмотрены апелляционной и кассационной инстанцией, строительство замораживается. Это 10-15 лет, сказали нам. Помимо потерь на консервацию стройки, всё это время застройщик обязан исправно платить за аренду земли.
«Это действительно очень мощное оружие», – сказали французы. У публики есть возможность оспорить любое решение власти в административном суде. За все проекты, за всё, что творится на его территории, отвечает мэр.
Во Франции был период, когда мэры выдавали разрешения на частную застройку вдоль моря (разумеется, очень часто не бесплатно). Простой народ остался без пляжей.
«Во Франции, когда видят, что что-то не так, тут же принимают новый закон», – объяснили нам. Тогда быстро приняли закон о застройке прибрежных зон – только для общественного пользования. Но некоторые мэры продолжали выдавать разрешения на застройку запретной прибрежной зоны, которая по закону принадлежит всем, и некоторые «богатенькие буратины» продолжали строить.
Государство (в лице префектов) увидело и обжаловало строительство в суде. Суд вынес приговор: снести конструкции. «Когда посносили эти виллы бульдозером, больше никто и не пытался строить», – сказали нам.
«Получается, что пострадали застройщики, а мэр?» – спросили российские делегаты.
«Знаете, мы мэром не занимаемся, – ответили представители IAU. – Но человек, который дал ему взятку, построил, а потом заплатил счёт за снос, думаете, не пожалуется на этого мэра? Он подаст на него в суд, и мэр полетит».
Российская делегация загудела.
«У мэра иммунитета нет – если нарушил закон, его действия можно обжаловать», – пояснили нам.
Другой пример: многие разрешения на застройку были выданы в тех долинах, которые иногда заливаются разливом. Годами всё в порядке, но время от времени происходит буря. Были такие бури во Франции, когда целые городки коттеджей заливались по крышу водой.
Все эти жители сгруппировались и подали в суд на мэров, которые выдали им разрешение на застройку в потенциально затопляемой зоне.
«Как видите, мэр сидит у нас на острие бритвы, – сказали нам, – его можно и там качнуть, и там куснуть. Поэтому они очень осторожно действуют».
«А может, он не знал, что территории заливает?» – спросили мы.
«Обязан был знать, – ответили нам. – Всё это прописано вот в таких вот планах (показала архитектор-градостроитель на генеральную схему). Если мэр не удосужился прочитать план, по которому он выдавал разрешение на застройку, то незнание закона не освобождает его от ответственности».

Прочитано 1460 раз

Поиск по сайту