Демократия участия во Франции

A A A

С 24 по 27 ноября во Франции проходил семинар «Партисипативная демократия: разработка и принятие решений в сфере городской политики», организованный посольством Франции в России.
В числе 16 участников из разных российских регионов был и представитель газеты «Улица Московская».
Рассказывает Екатерина Куприянова.

Во всём мире сегодня говорят о кризисе репрезентативной (представительной) демократии: процент явки на выборы низкий, мнение «народных избранников» далеко не всегда отражает истинные чаяния народа.
Партисипативная демократия (демократия участия) – прямое участие граждан в решении вопросов, затрагивающих их жизнь (участие в местном самоуправлении, но не только). Что предполагает довольно высокую гражданскую активность и гражданскую ответственность.
В течение 10 встреч с представителями министерств, муниципалитетов, общественных организаций в Париже и Нантере участники семинара узнали, как реализуется партисипативная демократия во Франции, для чего нужен партисипативный бюджет, почему трансформация социально напряженных кварталов – интегральный проект, и смогли задать немало уточняющих вопросов.
Оказалось, что во Франции и России существуют похожие институты для выяснения мнения общественности по тому или иному вопросу: публичные дебаты, консультационные советы при государственных органах, квартальные советы у них – публичные слушания, общественные палаты (советы), ТОСы у нас. Разница в том, как они работают.
Например, с 1983 г. во Франции существует совещательный орган при Премьер-министре – Высший совет по ассоциативной жизни (по общественным вопросам), целью которого является представлять ассоциации и формулировать предложения по вопросам, связанным с развитием общественных организаций.
На вопрос российского участника, что бывает, когда закон принимается вопреки отрицательному заключению экспертов совета, генеральный секретарь Высшего совета г-жа Шанталь Брюно (немолодая дама) ответила: «Если честно, вы меня загнали в тупик. Такого не бывало. В любом случае мы приходим к удовлетворительному компромиссу. Если бы наши мнения сразу шли в мусорную корзину, члены совета ушли бы сразу. Зачем пахать здесь бесплатно?»
У участников семинара сформировалось впечатление, что французские власти действительно служат общественным интересам и хотят знать мнение общественности, чтобы делать это лучше.
Мэр во Франции (избирается прямым голосованием на
6 лет) воспринимается горожанами не как политик, а как персона: «Что ты для нас сделал?»
«Наша роль – повышать уровень участников партисипативных структур, чтобы они вели равноправный диалог с властями», – сказал представитель Министерства иностранных дел и международного развития Франции.
Особенность Франции – стремление властей вовлечь в политическую жизнь жителей «проблемных кварталов» (в основном, потомков и недавно приехавших мигрантов). Наряду с представителями госструктур, считающих, что проекты реновации городской среды идут в тесном диалоге с жителями, организаторы семинара включили в план работы встречу в Университете Нантера с теми, чьё мнение противоположно.
Наиболее запоминающимися были встречи с работниками Института территориального планирования и урбанизма региона Иль-де-Франс, вице-президентом Национальной комиссии по общественным дебатам (независимый административный орган для организации публичных слушаний) и мэром Нантера.

Прочитано 1401 раз

Поиск по сайту