Фантаст из Пензы

A A A

В фундаментальной «Энциклопедии фантастики», изданной в конце прошлого века, наряду с корифеями жанра Гербертом Уэллсом и Киром Булычевым, есть и имя Николая Соколова, учителя и библиографа.

Текст о нем скромен: «русский прозаик и журналист», автор фантастической трилогии «Остров Опасный», «Белокурая красавица», «Ариасвати». Отчество автора полностью не указано, нет точных дат рождения и смерти. Такая же неопределенность и в других статьях и книгах о писателях-фантастах царской России.
А краевед Олег Савин в своей замечательной книге о Лермонтовской библиотеке «Родник воды живой» (1992) и вовсе спутал писателя и учителя Николая Соколова со следователем Николаем Соколовым (тоже пензяком), что расследовал убийство Николая II и его семьи.
Казалось, что восстановить биографию писателя невозможно. Какой-либо достоверной информации, кроме той, что Соколов был членом правления Лермонтовской библиотеки и одним из составителей в 1894 г. ее первого систематизированного каталога, не встречалось.

sokolov


И все-таки удача после тщательного поиска улыбнулась. В пензенском областном архиве нашлось личное дело (формулярный список) учителя Николая Николаевича Соколова…
Николай Соколов был родом из Казани. Родился он в 1844 г. Принадлежал к мещанам, сословию городских обывателей. Учился в первой Казанской гимназии, но полного ее курса не окончил. В 1862 г. поступил вольнослушателем в Казанский университет, откуда после прохождения «установленного испытания на звание учителя истории и географии в уездных училищах» в марте 1865 г. был направлен педагогом в Буинск (ныне административный центр Буинского района Татарстана).
Через четыре месяца, в августе, Соколова перевели на новое место работы – в Пензенское уездное училище. В Пензе Николай Соколов женился, и у него родилось четверо детей: два мальчика и две девочки. Пошла в гору и карьера. Николая Николаевича назначили штатным смотрителем Наровчатского уездного училища. В 1871 г. он стал титулярным советником.
Дальнейшие двадцать лет биографии писателя не задокументированы. Можно предположить, что к моменту открытия Лермонтовской библиотеки, когда о Соколове вновь появляются достоверные сведения, он, уже пятидесятилетний человек, оставил службу и вышел в отставку. Николай Николаевич посвящал себя делам библиотеки и сочинительству, к которому пристрастился еще в 70-е годы. Вышедший после открытия Лермонтовской библиотеки поэтический сборник «Славянские мотивы» включает сочинения Николая Соколова 1875-1895 годов.
В 1892 г. санкт-петербургский журнал «Природа и люди» печатает рассказ Соколова «Корова», и тогда же в виде отдельной книжки он появляется в библиотеке. В эти же годы Николай Николаевич впервые публикует и вышеназванную фантастическую трилогию.
sokolov2Об «Ариасвати» журнал «Природа и люди» пишет: «большой роман Н. Н. Соколова, основу которого составляет путешествие по благодатным тропическим странам. Правдиво изображая природу последних, чудеса их фауны и флоры, роман этот в то же время имеет крайне увлекательную, отчасти фантастическую фабулу».
Под псевдонимами «С.Н.Н.» и «S» Николай Соколов печатается в «Пензенских губернских ведомостях», а под своим полным именем в столичном научно-литературном журнале «Колосья», где секретарем работает первый библиотекарь Лермонтовки писатель Николай Панов, с которым Соколов крепко дружит. В журнале они делают сатирическую рубрику «Осы и пчелы».
В 1894 г. большую статью Николая Соколова «Петр Великий и Вальтер Скотты – могильщики» с острым разбором современных исторических романов печатает авторитетный журнал «Русская старина». В статье Соколов критикует исторических романистов (больше всего достается Даниилу Мордовцеву) за искажение облика преобразователя России, за их склонность чернить историю страны в угоду запросам  публики.
«Масса не любит учиться, – пишет Соколов, – она предпочитает, чтобы ее развлекали. Именно поэтому наши Вальтер Скотты-могильщики предпочитают серьезному труду скабрезные анекдоты и преимущественно из этих последних составляют свои исторические повествования в форме раздирательных уголовных романов, пикантные подробности которых приятно раздражают притупленные нервы скучающего читателя».  
«Остров Опасный» (1886) – первая часть фантастической трилогии Соколова. Она единственная из трех, сохранившихся в фонде Лермонтовки.
Сюжет рассказа прост: помещик Грачев во сне путешествует на изобретенном им аэростате из России на остров Опасный, находящийся в Тихом океане между Гавайскими островами и Фиджи.
Топливо для аэростата – «водород, превращенный в твердое тело», «несколько крупинок такого твердого водорода вполне достаточно для наполнения газом громадного аэростата». Путешествие на тихоокеанский остров – самое длинное воздухоплавание Грачева. До этого, как снится ему, он неоднократно летал над Россией, Европой и Азией.
С собой в путешествие на юг Грачев взял только необходимые вещи: «Я не мог отказать себе лишь в единственной роскоши, которая, впрочем, сделалась для меня насущною потребностью: я захватил с собою несколько любимых книг и уже заранее предвкушал то наслаждение, с каким, лежа с книгою в руках где-нибудь на песчаном рифе и прислушиваясь к шуму набегающих валов, я буду читать…»
Полет на остров проходил на высоте 3-4 км: «К вечеру стали собираться облака, сначала настолько легкие и прозрачные, что сквозь них я свободно мог видеть мельчайшие рифы на поверхности океана, но перед самым солнечным закатом облака окружили меня сплошной массой, и я очутился в каком-то волшебном туннеле из белых, причудливых скал, пронизанных по всем направлениям прихотливыми ущельями и долинами».
Около Гавайских островов Грачев встретил французский корабль. Аэростат снизился. До корабля было 50 метров: «…все снасти корабля покрылись матросами, которые махали мне шляпами; на юте стояли офицеры и наводили на аэростат зрительные трубы и бинокли. Безмолвие океана вдруг было нарушено, раздавались шипение и шум паровой машины, послышались говор и восклицания.
Вскоре на грот-мачте корабля взвился французский флаг. В ответ на это я выкинул русский флаг, который был встречен громкими «ура!» и «viva la Russie»…Щеголеватые, затянутые в рюмочку офицеры приглашали меня к себе на корабль. Я поблагодарил за любезность, но отклонил их приглашение».
Остров Опасный, конечная точка путешествия Грачева, оказался населен людьми. На острове был город, с домами, улицами, храмом. «Внутри храма горели огни и двигались люди, вероятно, жрецы. Одни из них держали факелы и курили благовония, другие убирали цветами алтарь, вероятно, приготовляя его к жертвоприношению».
Грачев с ужасом обнаружил, что жертва – он сам, точнее его двойник: «В то же мгновение жрец широким размахом занес свой блестящий нож над грудью моего двойника… Раздался страшный, нечеловеческий крик…Я вздрогнул, точно от сильного электрического удара, и – проснулся…»
Трилогия «Остров Опасный», «Белокурая красавица» и «Ариасвати» – единственная известная на сегодня фантастическая проза Николая Соколова. Возможно, были и другие сочинения, скрытые пока толщей времени, как и само творчество писателя и коллежского асессора Николая Николаевича Соколова, скончавшегося в Пензе 21 февраля 1912 г. в возрасте 68 лет.
Дмитрий Мурашов,
ученый секретарь областной библиотеки им. М. Ю. Лермонтова

Прочитано 2058 раз

Поиск по сайту