Самое читаемое в номере

Авиастроение: хронически убыточно на долгие годы

A A A

«Улица Московская» продолжает знакомить читателей с Перечнем приоритетных и критических видов продукции, услуг и программного обеспечения с точки зрения импортозамещения и национальной безопасности см. «Улицу Московскую» №№ 588-590, 592, 594-596, 599-602, 604, 605).

Перечень из 630 видов продукции Минпром РФ сформировал в начале этого года. Перечисленные в Перечне товары практически полностью импортировались (и продолжают импортироваться) из стран, «которые уже ввели или могут ввести санкции – НАТО, США, ЕС».
Предлагаем вниманию читателей обзор седьмого раздела Перечня, «Департамент авиастроительной промышленности». «Критичны с точки зрения национальной безопасности» комплектующие для двух самолётов гражданской авиации: SSJ-100 (Сухой Суперджет) и МС-21 (Магистральный самолёт XXI века).
* * *
Сухой Суперджет – единственный новый постсоветский самолёт в России – задумывался как коммерческий проект государственной компании, поэтому примерно на две третьих состоит из импортных комплектующих. Так же как и
МС-21 – проектируемый российский среднемагистральный пассажирский самолет вместимостью от 150 до 212 мест, серийное производство которого запланировано на 2017 г. Быстрее и дешевле было купить уже разработанное и сертифицированное оборудование на Западе, чем вкладывать в ОКР и сертификацию собственного. Федеральные СМИ этот региональный самолёт (стандартная комплектация Суперджета – 100 посадочных мест) именовали «хронически убыточным». Его серийное производство начато в 2011 г., но на плановые мощности в 60 бортов в год никак не выйдет.
Чистый убыток ЗАО «Гражданские самолёты Сухого» за 2014 г. составил 8,6 триллионов руб., согласно отчётности на официальном сайте.
За 6 месяцев 2015 г. чистый убыток – 6 триллионов руб. (против 5 триллионов за тот же период 2014 г.).
Чтобы получать прибыль, нужно завоёвывать внешние рынки. Пока во всём мире летают примерно полсотни таких самолётов, из них почти 20 принадлежат «Аэрофлоту». Единственный крупный иностранный заказчик – мексиканская авиакомпания «Interjet» (30 самолётов до 2017 г.). В 2015 г. заказ «Аэрофлота» увеличен на 20 бортов и достиг 50.
Большие надежды с продвижением SSJ-100 и МС-21 в Азию связаны с проводимым на этой неделе международным авиакосмическим салоном Dubai Airshow – 2015. Сухой Суперджет (предназначенный для «Interjet») с салоном от итальянского дизайн-бюро Pininfarina представлен на нём впервые.
* * *
В седьмом разделе Перечня 32 пункта, по 16 видов деталей и авиационного оборудования для самолётов SSJ-100 и МС-21.
Для 10 позиций импортозамещение не требуется. Двигатель, фюзеляж и крылья для SSJ-100, фюзеляж, крылья, авионика (3 из 5) и агрегаты (2 из 5) для МС-21 производятся в России.
У остальных 22 видов деталей и авиационного оборудования из Перечня доля импорта составляет 100%. Причём 15 видов поставляются из США, альтернативы нет.
Комментарии во всех 22 строках одинаковые:
«Критична с точки зрения длительных сроков проведения сертификационных испытаний и потенциальных проблем с выходов на зарубежные рынки».
«Возможна организация производства на отечественных предприятиях. Необходимо проведение ОКР и дополнительного объема сертификационных работ».
В Перечне указано, что импортозаместить можно к
2020 г., но не всё.
У SSJ-100 останутся импортными топливная система (Zodiac, Франция), система взлёта и посадки (шасси) (Messier-Bugatti-Dowty, Франция), гидравлическая система (Parker, США).
Импортозамещать штатовскую авионику (все 5 позиций импортные на 100%) будет КРЭТ – Концерн «Радиоэлектронные технологии», объединяющий 97 предприятий. Французскую мотогондолу – Объединённая авиастроительная корпорация. Вспомогательную силовую установку, систему энергоснабжения и систему обеспечения кислородом из США – АО «Авиационное оборудование».
Для самолёта МС-21, находящегося в разработке, импортозамещение к 2020 г. возможно практически по всем позициям.

Прочитано 1272 раз

Поиск по сайту