Самое читаемое в номере

Элиты: роль России

A A A

Продолжая разговор об элитах (см. «Улица Московская», №№ 32, 33, 34, 36, 37, 38 за этот год), мы подошли к такой важной теме, как роль России в современном мире.
Этот вопрос может считаться интегративным: ответы на него дают понять, куда наша страна волею элитариев может двигаться в ближайшие годы и десятилетия.

Понятно, что рассуждения о роли России в мире интересны исследователям не сами по себе, а как показатель сущности российских элит. Ведь это главная миссия элиты – определять направление развития страны, вести за собой свой народ.
Среди всех ответов, собранных исследователями, выявился явный лидер: 47,1% опрошенных указали на то, что Россия должна быть одним из мировых лидеров в многополярном мире.
У этого тезиса есть 2 стороны: Россия должна стать одной из ведущих держав, но при этом не должна становиться единственным, единоличным мировым лидером. Российские элитарии не хотят видеть свою страну гегемоном мира.
Эти воззрения элиты в целом совпадали с официальной позицией нашей страны. Отметим, что и спустя 8 лет с момента проведения исследования концепция «Россия – один из центров силы многополярного мира» продолжает оставаться актуальной.
В 2007 г. меньше всего сторонников у данной концепции было среди общественных деятелей, ученых и духовенства. Больше всего – среди силовиков, судей и бизнесменов.
Еще одна крайне популярная миссия России в мире, о которой говорят элитарии, – создать в нашей стране процветающее общество, стать примером для других народов (26% опрошенных). Это в определенной степени соотносится с обсуждаемой в наши дни концепцией «мягкой силы».
Сторонники данного пути развития России, как правило, говорили о том, что в первую очередь нужно решить внутренние проблемы страны. И, если нам это удастся, мировое лидерство само «приплывет» к нам в руки.
Данный вариант поддерживали в основном ученые, общественные деятели и судьи. Наименьшую поддержку такой концепции высказали журналисты.
Интересно, что третьим по популярности вариантом стал ответ «Быть миротворческой державой, гарантом мира» (18,6%).
Еще более интересно отметить те места, в которых Россия, по мнению экспертов, могла бы осуществлять свою миротворческую роль: это Ближний Восток, Грузия и Абхазия. В принципе представители элиты в 2007 г. смогли достаточно точно предсказать точки предстоящих конфликтов.
Вариант ответа «Роль посредника, моста между Востоком и Западом» также оказался весьма популярен – 17,6%.
Авторы исследования отмечают, что представители элиты не продемонстрировали сильной увлеченности трудами теоретиков геополитики, в частности, евразийства. «Евразийские» по своей сути взгляды респондентов происходили из внутреннего субъективного ощущения беспрецедентных в истории масштабов России.
Какие бы варианты ответа не давали эксперты, в их словах обычно прослеживалось: мы не Запад и не Восток, а что-то особенное. Поэтому роль посредника просто напрашивалась для России.
«Сдерживать негативные процессы в мире, совместно с другими странами решать общемировые проблемы (терроризм, бедность, болезни)» – эту роль для России можно в принципе считать расширенным вариантом «миротворческой», но решающей вопросы не только войны и мира. Сторонников такой концепции оказалось 9,6% от общего числа респондентов.
Вариант «Развивать свою культуру, стать центом духовного притяжения» (8%) тоже кажется похожим на более популярный ответ «Стать примером для других народов».
Но здесь особый акцент делается на духовную составляющую, которая всегда была сильна в России.
Многие эксперты отмечали, что потребительская цивилизация Запада зашла в тупик и людям нужна здоровая альтернатива.
Вариант «особого пути России» оказался не слишком популярным. Только 7,7% респондентов говорили о том, что Россия должна быть православной цивилизацией, особой цивилизацией, идти по своему пути развития.
Еще столько же опрошенных элитариев сформулировали роль нашей страны похожим образом: «Быть политически самостоятельной державой, не вступать в блоки, поддерживать конструктивные отношения со всеми странами».
Если говорить об аутсайдерах, то достаточно популярный в 2015 г. вариант «собирания империи», возвращения имперского статуса в момент проведения исследования стоял в самом конце списка – 0,6%.
Пессимистов, говоривших о том, что у слабой России никаких серьезных ролей быть не может, оказалось немногим больше – 1,2%.
Делая общий вывод, авторы исследования отмечают: «Показательно, что и эксперты, мыслящие нерелигиозно, являют в своих рассуждениях некий скрытый «мессианский дух».
Когда они говорят о роли России в международных делах или о необходимости «создать в России процветающее общество», то при этом – явно или не явно – усматривают некое историческое «долженствование», употребляя такие словосочетания, как «Россия обречена на ведущие позиции», «не быть мировым лидером Россия просто не может», «Россия должна быть державой», «Россия – великая страна».
С одной стороны, приятен такой оптимизм среди элит.
С другой стороны, такая «предопределенность величия» может стать фундаментом для самоуспокоения, а это уже опасно.

Прочитано 1150 раз

Поиск по сайту