Самое читаемое в номере

Золотое проклятье Танзании

A A A

Эксперт «Улицы Московской», кандидат исторических наук Михаил Зелёв рассказывает о положении дел в 53-миллионной африканской стране Танзании, в которой 25 октября пройдут всеобщие выборы.

Сейчас уже трудно себе представить, что в середине 1950-х г. английская колония Танганьика по уровню жизни опережала нищую, разорённую и обескровленную только что закончившейся войной Южную Корею.
С тех пор ситуация изменилась радикальным образом. Южная Корея, лишённая значительных запасов минерального сырья, пробежала весь путь экспортно-ориентированной индустриализации и стала развитой пост-индустриальной страной. Её ВВП на душу населения, рассчитанный по паритету покупательной способности (ППС), составил в прошлом году 35379 долл.
Танзания же, получившая независимость в 1961 г., продолжает влачить жалкое существование. Её ВВП на душу населения по ППС составил в 2014 г. всего 2742 долл. Более того, её перспективы за последние полтора десятилетия только ухудшились.
До конца прошлого тысячелетия Танзания была типичной аграрной страной, сохранявшей шансы на начало процессов индустриализации. Более того, индустриализация в самых зачаточных формах в этой стране уже шла. Так, например, там оказалась неплохо развита текстильная промышленность, на продукцию которой в 1995 г. пришлось 23% экспорта.
Но на рубеже тысячелетий страна столкнулась с напастью, уничтожившей все надежды на прогресс этого общества: английские и австралийские компании возобновили здесь добычу золота. С 1995 г. по 2013 г. доля минерального сырья и энергоносителей в танзанийском экспорте выросла с 6% до 45%, а доля золота – с 0,1% до 28%.
Стремительному росту доходов от сырьевого экспорта способствовал и взлёт цен на золото, особенно в период мирового экономического кризиса 2008-2014 гг. С 1995 г. по 2011 г. цена золота выросла более чем в 4,5 раза. Сейчас уровень цен на этот металл в 3 раза превышает показатели двадцатилетней давности.
Золотой дождь, пролившийся над страной, позволил ей вообще отказаться от идеи индустриализации. Доля продукции текстильной промышленности в экспорте упала до 6% к 2013 г. Властям можно было теперь не думать о транспортной и энергетической инфраструктуре, подготовке кадров, повышении качества государственного управления, здравоохранении. И это при том, что и до золотого бума ситуация в этих областях была самой удручающей.
В стране крайне плохо обстоят дела с дорогами и портами. Только 24% населения Танганьики подключено к электросетям. Перебои со светом являются нормой. Особенно тяжёлым положение стало в этом году. Из-за очередной засухи реки обмелели, что привело к тому, что ГЭС работают лишь на 20% своих мощностей.
Колоссальные административные барьеры и сопутствующая им коррупция на корню убивают деловую активность. Сбор справок и разрешений для строительства супермаркета может занимать и 3 года, и больше.
Страна разделила в прошлом году со Сьерра-Леоне, Белоруссией, Мозамбиком и Вьетнамом 119-123-е места в рейтинге восприятия коррупции «Международной прозрачности» (Россия на 136-141-м местах).
С квалифицированной рабочей силой дела обстоят хуже некуда. Только 70% населения в возрасте старше 15 лет умеют читать и писать.
Бедность и игнорирование проблем развития человеческого капитала отражается и на других социальных показателях. По данным Всемирной организации здравоохранения, в 2013 г. средняя ожидаемая продолжительность жизни в Танзании составила всего 61 год. (В России – 69 лет, худший показатель в Европе).
 С нравственностью и духовностью дела обстоят из рук вон плохо. В 2012 г., по данным Управления ООН по наркотикам и преступности, число умышленных убийств на 100 тыс. населения составило 12,7. (В России – 9,2 убийства, худший показатель в Европе).

tanzany
Демократия в Танзании
Как ни удивительно, но, несмотря на глубочайшую экономическую и социальную отсталость, Танзания является страной с демократическим государственным устройством. Бывший диктатор Али Мвиньи (1985-1995 годы) завёл добрую традицию: никто не может занимать президентское кресло более двух пятилетних сроков. С 1995 г. в стране стали проводиться регулярные честные многопартийные демократические выборы.
Правящие с 1961 г. социалисты из Революционной партии с честью выдержали испытание демократией, сохранив власть. Ещё ни один кандидат от правящей партии не получал на президентских выборах менее 61% голосов.
Опыт Танзании показывает, что если уж правящая партия действительно пользуется народной поддержкой, то никакая демократия ей не страшна. Революционная партия продолжает своё 54-летнее правление теперь уже в условиях свободной прессы, равного доступа правительства и оппозиции к телевидению, честных выборов, независимых судов и прокуратуры.
В Танзании никто не разгоняет оппозиционные митинги, не отстраняет от участия в выборах оппозиционных кандидатов, не преследует попечителей оппозиционных партий.
Золотой бум с его умеренным ростом благосостояния, отлаженная партийная машина и общая непритязательность населения позволяют правящим социалистам спокойно обходиться без всех этих дешёвых трюков.
В этом году заканчивается 10-летнее правление очередного президента-социалиста Джакаи Киквете. Предстоит пересменка.
Насколько удачной для правящей партии окажется она?
Социалисты выдвинули кандидатом 55-летнего Джона Магуфули. Опытный политик, бюрократ и хозяйственник, он при двух последних президентах успел поработать министром земель и поселений, министром животноводства и рыболовства, министром работ (отвечает за строительство транспортной инфраструктуры).
На посту министра работ Дж. Магуфули удалось заработать репутацию принципиального борца с коррупцией при заключении строительных контрактов. В Танзании такая репутация – большая редкость.
Казалось бы, социалистов ждёт почти автоматическое продление их правления ещё на пять лет. Но они нервничают. Всё дело в необычном кандидате от оппозиции.


Обращение Савла в Павла
62-летний Эдуард Ловасса – один из самых скандальных политиков страны. Всего 4 месяца назад он был видным деятелем правящей партии, а сейчас вовсю громит социалистов на предвыборных митингах.
Э. Ловасса был одним из ближайших сподвижников президента Дж. Киквете. Когда Дж. Киквете пришёл к власти в 2005 г., он выдвинул Э. Ловассу в премьер-министры. Но двухлетнее министерство Э. Ловассы оказалось самым позорным за всю историю страны.
В 2006 г., во время очередной засухи, поразившей Танзанию и приведшей к новому энергетическому кризису, правительство настояло на заключении государственной энергетической компанией контракта на экстренную поставку генераторов с американской фирмой Richmond Development Company.
Генераторы были поставлены с задержкой на два месяца и не соответствовали оговорённым характеристикам. Но, несмотря на это, контракт был заключён так, что танзанийским энергетикам пришлось выплачивать суммы в десятки миллионов долларов американскому поставщику.
Несмотря на столь печальный опыт, правительство продолжало давить на энергетиков, вынудив их заключить с этой американской компанией новые контракты. Столь странная привязанность правительства к данному поставщику объяснилась очень просто: сын премьер-министра был совладельцем этой компании.
Это разоблачение вызвало глубокое потрясение в танзанийском обществе. Осенью 2007 г. было начато парламентское расследование. 6 февраля 2008 г. радио и телевидение на всю страну транслировали чтение парламентского отчёта о расследовании.
На следующий день Э. Ловасса с позором ушёл в отставку. Это была первая в истории Танзании отставка правительства из-за обвинений в коррупции.
Однако судебное преследование против бывшего премьер-министра начато не было. Он остался видным деятелем правящей партии и даже намеревался стать преемником Дж. Киквете.
Правящая партия тем не менее оказалась достаточно щепетильной и предпочла скандальному премьеру добропорядочного Дж. Магуфули.
Э. Ловасса, всерьёз считавший, что преемником должен быть он сам, не покорился судьбе и решил срочно перебежать в оппозицию.
Превращение этим летом влиятельного деятеля правящего режима в пламенного оппозиционера заняло всего 25 дней. Он проклял родную Революционную партию, охарактеризовав её как «переполненную вождями с диктаторскими замашками, недемократическими и жадными до власти торговцами».
Поразительно, но уже в начале августа он был выдвинут кандидатом в президенты сразу двумя оппозиционными партиями: ведущей силой оппозиции – консервативной Партией за демократию и прогресс и либеральным Гражданским объединённым фронтом. Впервые в истории Танзании оппозиция выдвинула единого кандидата в президенты.
Ещё любопытнее вот что. Оппозиционные консерваторы традиционно эксплуатировали тему коррупции в правительстве. У них был даже составлен «позорный список» коррупционеров, где одно из первых мест занимал Э. Ловасса. Естественно, что незадолго до выдвижения он был спешно вычеркнут из этого списка.
Чем объяснить такое поведение оппозиции? Историки будущего, наверное, раскроют все тайные пружины этой кампании.
Я же пока остановлюсь на самом простом и очевидном объяснении. По-видимому, с кадрами у оппозиции дела обстоят так плохо, что даже политик со столь подмоченной репутацией, как у Э. Ловассы, рассматривается как наиболее перспективный кандидат.
Сейчас Э. Ловасса колесит с предвыборными выступлениями по Танзании. Естественно, что главная тема его кампании – это борьба с коррупцией. Особое внимание, видимо, памятуя о своём опыте, он уделяет борьбе с коррупцией при государственных закупках.
Ещё одна тема его кампании – это развёртывание добычи на экспорт природного газа, которым тоже богата эта страна. Э. Ловасса – большой поборник подобной диверсификации экспорта.
Кто бы ни победил на выборах, очевидно одно: Танзания и дальше продолжит коснеть в экспортно-сырьевой ориентации своей экономики.
Михаил Зелёв,
кандидат исторических наук

Прочитано 1149 раз

Поиск по сайту