Новые перспективы индустриального домостроения

A A A

Известный факт: чтобы обеспечить население жильем, необходимо строить не менее одного квадратного метра жилой площади на одного проживающего
в регионе человека в год. Пензенская область пока отстает от этого показателя. Губернатор Пензенской области Василий Бочкарев ставит задачу вдвое увеличить объемы строительства жилья. А готова ли к этому областная экономика? Существует две проблемы: строительная инфраструктура и покупательская способность населения.
Об этом «Улица Московская» побеседовала с Ильдаром Акчуриным, руководителем производственно-строительной компании «Жилстрой».

– Как Вы считаете, Ильдар Анвярович, может ли регион справиться с задачей удвоения объемов строительства?

– Вопрос существенного увеличения строительства жилья, конечно, поставлен не для галочки. Каждый из нас хочет и достоин жить в современном благоустроенном городе.
Однако не секрет, что внешний вид некоторых городских улиц с их устаревшими морально и физически зданиями оставляет желать лучшего. Я уже не говорю о том, каково жить в этих ветхих и неблагоустроенных домах. Задача весьма актуальная, не-простая, но, я думаю, решаемая.
jilstroy

Звучит оптимистично. В чем же сложность поставленной задачи?
– Сложность заключается в том, что задачу необходимо решать в условиях очень ограниченных ресурсов. Прежде всего, это покупательская способность населения, стимулирующая спрос на жилье.
К сожалению, мы с вами живем в регионе, в котором не добывают углеводородов, металлов и другого сырья, которые можно легко продать и влить в экономику огромные деньги. Поэтому наши земляки не отличаются высоким уровнем жизни.
Но, тем не менее, они должны иметь возможность приобрести качественное, красивое, теплое жилье. Это первая проблема. Вторая – отсутствие трудовых ресурсов. Их нет. Нет водителей, нет каменщиков, нет крановщиков, нет отделочников.
– Картина апокалиптическая. Как изменить ситуацию?
– Ситуацию изменить можно. То, что я сейчас скажу, наверное, прозвучит банально. Решение состоит в том, что необходимо существенно повышать производительность труда и объявлять тотальную войну издержкам. Других вариантов нет.
– Действительно, звучит банально. И что же делать?
– Как ни странно, и та и другая задача решается немедленным внедрением в строительство современных, я подчеркиваю, современных индустриальных технологий. Это внесет в строительную инфраструктуру такие изменения, которые можно было бы сравнить с переходом от ремесленного производства к промышленному.
В конечном итоге, это обязательно приведет и к снижению стоимости жилья, и к росту заработной платы людей, а значит, и к росту покупательной способности населения, ведь именно для людей мы и строим жилье.
– Очень хорошо! Но у нас уже есть промышленные предприятия, работающие на строительном рынке: это всевозможные заводы ЖБИ, растворо-бетонные узлы, не так ли?
– Безусловно, это так. Но я не случайно подчеркнул, что речь идет о современных промышленных технологиях. Такие производства должны обеспечивать и низкую стоимость передела сырья, и высокое качество готовой продукции. Ведь мы говорим о всеобщем сокращении издержек. То есть о сокращении издержек на всех уровнях: от производства на заводе до строительства.
Большинство заводов, работающих в регионе, не отвечают этим требованиям. Производственная инфраструктура изношена, применяются давно уже забытые во всем мире технологические операции, себестоимость производства – колоссальная.
– Каковы пути развития таких заводов?
– С 2008 г. мы непрерывно изучаем передовой опыт строительной индустрии, в том числе и в Европе. Признаться, в начале я очень критично к нему относился.
Но когда мне, в очередной раз, показывают заводы ЖБИ и КПД, например, в Финляндии, и я вижу как на склад готовой продукции то и дело вывозятся плиты, сваи, блоки, перемычки, а на производстве работают 10-15 человек, я понимаю, что единственный путь, который поможет ощутимо сократить производственные издержки и существенно повлиять на рентабельность производства, – внедрение современных индустриальных технологий домостроения.
– Вы – руководитель такого завода! Начните с себя!
– Мы уже начали. В 2008 г. реконструировали растворо-бетонный узел – сердце завода, смонтировав итальянское бетонно-смесительное оборудование компании «Вулкан» и внедрив автоматизированную систему управления технологическим процессом.
В 2011 г. построили формовочный цех, отказались от центрального отопления, а для этого газифицировали производство, установили современную котельную, купили автобетоносмесители большой грузоподьемности, поменяли бульдозеры jilstroy2

на автопогрузчики.
С помощью наших итальянских партнеров установили и запустили линию безопалубочного формования пустотных плит перекрытия мощностью 100 тысяч кв. метров в год и автоматическую линию адресной подачи бетона.
Судя по всему, речь идет о довольно солидных инвестициях. К чему они при-вели?
– Действительно, те изменения, о которых я уже рассказал – это многие десятки миллионов рублей. Конечно, было много сомнений. Но сейчас я вижу, что мы на правильном пути. Мы выстояли в кризис. Даже сумели нарастить объемы. Мы выпустили новый продукт – пустотные плиты.
Главное – в первый же год работы мы сумели их продать. Качественный продукт нашел своего покупателя. И все это я связываю с внедрением на заводе современных технологических процессов.
Сегодня региональные власти часто высказываются о желании поддержать мест-ного производителя. Удалось ли Вам воспользоваться такой помощью?
– Очень хороший вопрос. Начиная реализовывать свой проект, мы обратились в министерство инвестиционного развития и предпринимательства Пензенской области за помощью в рамках программы поддержки малого и среднего предпринимательства.
И эта помощь была нам оказана.
Больше того, в период кризиса реализация областных программ поддержки предпринимательства оказывала существенную роль. Мы и в будущем рассчитываем на взаимодействие с региональным правительством.
– Сейчас Ваш завод выглядит как большая строительная площадка. Что происходит?
– Завершив очередной этап модернизации, мы приступили к новому проекту. Он позволит в 2,5 раза увеличить объем производства пустотных плит шириной 1.0, 1.2, 1.5 метров и длиной до 12 метров. Кроме того, мы внедрим производство свай длиной до 12 метров мощностью 15 тысяч штук в год.
В свою очередь, это повлечет за собой колоссальные структурные изменения. Бетона на выпуск новых изделий будет не хватать, а значит нужно установить новый довольно мощный растворо-бетонный завод. Существующая компрессорная станция не справится с перекачкой цемента – нужно полностью заменить компрессорное оборудование.
В зимний период склад инертных материалов не будет справляться с прогревом смерзшегося щебня и песка, значит нужно смонтировать турбонагнетатель для мгновенного размораживания инертных материалов.
Требования к заполнителям бетона импортное оборудование предьявляет повышенные, соответственно, необходимо забетонировать не менее 8 тысяч кв. м открытых площадок.
Товарная номенклатура увеличивается – и мы строим 10 тысяч кв. м складов, которые будут оборудованы 8 мостовыми кранами. Работы уже ведутся.
И здесь мы не хотим идти на компромиссы. Будет смонтировано только лучшее оборудование в этой отрасли: растворо-бетонный завод мощностью 100 куб. м бетона в час – компании «Liebherr» (Германия), линия безопалубочного формования пустотных плит и линия фундаментных свай – итальянской компании WiTech, система адресной подачи бетона – компании «Elematic» (Финляндия), система прогрева инертных материалов турбогазом мощностью 1,5 МВт – компании «Polarmatic» (Финляндия), компрессорное оборудование – компании «Vortex» (Турция), оборудование для технологической обработки арматуры российских и иностранных производителей.
Правильно ли я понимаю, что в этом году вы получите хороший завод ЖБИ и достигните поставленной цели?
– Не совсем так. Завод ЖБИ мы получим, но цель изначально была не в этом. Помните, вначале беседы мы говорили о жилье? Наша цель – построить новый современный домостроительный комбинат на производственной площадке компании «Жилстрой».
Мы будем делать комплекты жилых домов: индивидуальных коттеджей, таунхаусов, малоэтажных домов (до 3-х этажей) и многоэтажных (до 16-ти этажей) по технологии КПД (КПД – крупнопанельное домостроение – прим. ред).
Очень странно слышать от Вас эту архаичную аббревиатуру КПД. У нас полгорода застроено этими крупнопанельными монстрами под общим названием КПД. Признаться, я не помню, чтоб кто-то хорошо о них отзывался.
– Я предлагаю с уважением отнестись к тому периоду времени, когда возводились эти дома.
Они позволили очень быстро заселить огромное количество людей. В этом была задача. Хотя я Вас поддерживаю в том, что эксплуатационные характеристики и архитектура у них посредственные.
Но для чего нам новые плохие дома?
– Речь не идет о том, чтобы делать новые плохие дома. Я предлагаю делать новые очень хорошие крупнопанельные дома самой разнообразной архитектуры. И это не фантастика. В той же Финляндии больше половины жилых многоэтажных домов возводят по технологии крупнопанельного домостроения.
Почему я все время за примерами обращаюсь к Финляндии? Там такой же климат, как и в нашем регионе!
О каком технологическом прорыве идет речь, если всегда крупнопанельные дома были плохими, а теперь, вдруг, стали хорошими?
– Двадцать-тридцать лет назад, когда строительство крупнопанельных домов было массовым, индустриальное производство элементов конструкций такого дома было очень жестким. Это означает, что под конкретную типовую серию домов изготавливается из металла вся опалубка. Она имела строго определенные размеры и могла быть использована только для этой серии. А это тысячи тонн металла!
И экономический эффект все это оборудование могло принести только в одном случае: если дома будут производить серийно, то есть если их будет много.
Вот поэтому в некоторых наших районах можно заблудиться, настолько дома не отличимы друг от друга. И здесь я повторю, что для того времени вопрос эстетики был, наверное, не так важен, как сейчас. Нужно было заселить людей в бесплатные квартиры. И теплоэнергия стоила дёшево.
Сейчас ситуация изменилась принципиально! Горожане уже не получают бесплатные квартиры. Они платят за них серьезные деньги. А за деньги никто не хочет жить в унылых безликих домах. К тому же жилье должно быть теплым, потому что отопление существенно подорожало. И, как мы уже выяснили, квартиры должны быть доступными. То есть недорогими.
Оказалось, что у этой проблемы есть решение. Сегодня во всем мире внедрены гибкие технологии производства элементов конструкции крупнопанельного дома, которые позволяют изготавливать на заводе с использованием одного комплекта оборудования крупнопанельные дома любого проекта!
В чем тут дело? Расскажите по-подробнее.
– Я бы не хотел очень подробно останавливаться на технологических нюансах, но о принципе расскажу. С точки зрения описания техпроцесса все достаточно просто. Сегодня в качестве опалубки применяют плоские поверхности, которые называются паллетами. А борта такой опалубки монтируются с помощью промышленных магнитов.
То есть как по чертежу нужно, так этот борт и поставят, формируя таким образом границы панелей, дверные и оконные проемы. Панели изготавливают трехслойными, один из которых утеплитель. Частично панели армируются композитными материалами, исключающими передачу тепла от внутренней поверхности к внешней.
Но самое главное – это эстетика. Способов отделки внешних поверхностей – великое множество! И здесь я опять приведу пример Финляндии. В Тампере представитель компании Elematic вез меня в гостиницу.
Я рассматривал стоящие вдоль улицы дома. И пытался найти среди них хотя бы один панельный дом.
Отчаявшись, я спросил у сопровождавшего меня спутника, почему здесь нет панельных домов?
Оказалось, они все панельные!
Качество отделки лицевых поверхностей этих домов таково, что внешне они не отличаются от своих значительно более дорогих конкурентов – кирпичных и монолитных зданий!
С точки зрения технологического процесса понятно. А с точки зрения инвестиций?
– С точки зрения инвестиций тоже все ясно. Дорого! И вот почему. Чтобы построить современный европейский завод, нельзя идти на компромиссы.
Мы построим новый корпус для размещения оборудования, смонтируем лучший образец технологической линии для производства трехслойных панелей (это будет оборудование компаний «Elematic» или «Som-mer»), установим автоматическую линию адресной подачи бетона и много другого вспомогательного и основного оборудования. Для строительной индустрии это колоссальные инвестиции!
Но я уверен, наш проект будет востребован регионом! Мы сможем предложить строителям комплекты современных и качественных домов любой этажности.
Эти дома будут обладать хорошими потребительскими и эстетическими свойствами и будут быстро возводиться. Они ни в чем не уступают традиционным домам, но при этом на 30% дешевле.
* * *
«Улица Московская» желает Ильдару Акчурину успехов в освоении новой сферы деятельности и нового направления бизнеса и рассчитывает на сотрудничество

Прочитано 2734 раз

Поиск по сайту