Самое читаемое в номере

Признание геноцида армян: коса и камень

A A A

24 апреля 2015 г. по всему миру прошли многочисленные мероприятия, посвященные 100-летней годовщине «геноцида армян», произошедшего в 1915 г. на территории Османской империи. Армянское население империи было тогда насильно выселено за ее пределы или уничтожено. В тех кровавых событиях, по разным данным, погибло от 1,5 до 2 млн. армян, и вина за их смерти, по мнению Армении, лежит на наследнице Османской империи – Турции, которая, впрочем, категорически не признает факт геноцида, ссылаясь на то, что в военное время жертвы были неизбежны.

Споры о степени вины Турецкой республики за события столетней давности не утихают уже много десятилетий как на историческом, так и на дипломатическом уровнях. Стороны предпринимают попытки договариваться, но, как правило, они не приносят результатов.
Так, в 2009 г. Армения и Турция в рамках подписания двусторонних протоколов «Об установлении дипотношений» и «О развитии двусторонних отношений» договорились создать независимую комиссию по расследованию исторических фактов геноцида, но затея провалилась ввиду противодействия армянской стороны, не пожелавшей открывать свои архивы.
Зато на дипломатическом уровне успехи Армении видны невооруженным глазом: парламенты более 20 стран (и такие организации, как Совет Европы и Европарламент) официально признали события 1915 г. геноцидом.
В Турции же упорно отказываются принимать армянскую точку зрения, поскольку считают, что признание геноцида армян – это для Еревана не только вопрос об исторической справедливости и почтения памяти погибших, но и почва для выдвижения к Анкаре серьезных материальных и территориальных претензий. «Резня была бесспорно, но нет никаких доказательств, что ее целью был геноцид», – заявил один турецкий политик на выступлении в Конгрессе США.
Материальные претензии к Турции планируется реализовать по сценарию выплаты компенсаций жертвам Холокоста. На данный момент родственникам жертв геноцида удавалось лишь получать компенсационные выплаты через судебные иски, благодаря особому закону о компенсации имущества жертвам геноцида армян, принятому конгрессом Калифорнии в 2000 г. (Калифорния – штат с наибольшей армянской диаспорой в США).
В исковых заявлениях истцы требовали со страховых компаний выплаты по полисам, проданным в период с 1875 г. по 1923 г.
Выиграть дела удалось у страховых компаний «New-York life» и французской «AXA», которые выплатили порядка 37,5 млн. долл.
Но уже в 2012 г. Девятый федеральный апелляционный суд США отменил калифорнийский закон, решив, что он противоречит внешнеполитическому курсу и федеральному закону США.
Территориальные претензии, в свою очередь, включают в себя гораздо более серьезные последствия, чем выплаты миллионов долларов. Армянские политики требуют возвращения земель т. н. Западной Армении, которая сегодня составляет почти половину территории Турции и состоит из 6 провинций – Эрзурум, Ван, Диарбакыр, Сивас, Элязыг и Битлис.
Открыто о территориальных претензиях заявил бывший генеральный прокурор, а ныне глава Следственного комитета Армении Агван Овсепян, чьи слова можно считать официальной позицией: «Сохранившиеся церкви и относящиеся к ним территории должны быть переданы армянской церкви, а Республика Армения должна вернуть утраченные земли. Потомки жертв геноцида армян должны получить материальную компенсацию.  Однако все эти требования должны иметь безупречные правовые основания».
Под «безупречными правовыми основаниями» подразумевается юридически обоснованный иск в международный суд ООН.
genocidПомимо юридического давления, Армения предпринимает попытки консолидировать своих союзников для давления на Турцию. В частности, Еревану удалось убедить Брюссель обозначить признание геноцида армян в качестве одного из главных требований для вступления Турции в ЕС.
Находясь под постоянным политическим прессингом, премьер-министр Турции Реджем Тайип Эрдоган был вынужден выступить с сенсационным заявлением, в котором впервые принес соболезнования внукам армян, погибших «в событиях начала ХХ века».
Тем не менее в Армении понимают, что предпринимаемые меры не приведут к реальным результатам, если к международному оркестру не присоединится один из крупнейших партнеров Турции – США, которые обладают действенными политическими, военными, экономическими и финансовыми рычагами воздействия на Анкару, среди которых продажа вооружения, совместная борьба с терроризмом, кредиты от США и МВФ, торговые соглашения и т. д.
Одобрение резолюции о признании геноцида армян в Конгрессе США будет означать ее трансформацию в федеральный закон, что позволит армянскому лобби влиять на формирование турецкой политики США.
На протяжение последних 50 лет представители армянского лобби, которое считается сегодня одним из сильнейших в США наряду с еврейским и греческим, ежегодно выставляют проект резолюции по признанию геноцида армян на голосование в профильных комитетах Конгресса и добивалось положительных результатов не менее 6 раз – в 1975 г., 1984 г, 1996 г., 2000 г., 2007 г. и 2010 г.
Однако каждый раз лоббистам не удавалось довести дело до общего голосования в Палате представителей или Сенате из-за сопротивления исполнительной власти в лице администрации президента США, которая высоко ценила роль Турции в реализации своих стратегических планов и не желала портить отношения со своим союзником в угоду армянской диаспоре.
Так, в 1984 г. администрация «продавила» снятие резолюции с общего голосования из-за угроз Турции разорвать военные контракты, в 2000 г. история повторилась из-за опасений, что Анкара закроет доступ к авиабазе «Инджирлик», в 2007 г. под угрозой оказалась доктрина «Большого Ближнего Востока», а в 2010 г. Вашингтон искал поддержки Анкары в реализации проекта «Набукко».
Тем не менее армянское лобби не намерено сдаваться, особенно на фоне 100-летней годовщины геноцида, которая  отмечается по всему миру.
В апреле 2014 г. широкое освещение в прессе получила Резолюция № 410, внесенная в комитет Сената США по иностранным делам сенатором-демократом от штата Нью-Джерси Робертом Менендезом. Документ был принят в комитете с большим перевесом: 12 голосов «за» и 5 «против».
Однако его противники сумели внести в документ серьезные поправки, что сделало его вынесение на общее голосование бессмысленным. В частности, временные рамки геноцида были изменены с периода 1915-1923 гг. только на 1915 г. и был вычеркнут пункт, согласно которому президент США должен принимать активное участие в создании стабильных американо-турецких отношений, которые включают «полное признание геноцида армян со стороны Турецкой республики».
Признание геноцида в Конгрессе в текущем году может оказаться «переломным моментом» для армянского лобби, поскольку отсутствие видимых результатов по этому вопросу вызывает нескрываемое раздражение со стороны Армении и армянских американцев, финансово поддерживающих действие лоббистов.
Если в год 100-летия геноцида диаспора вновь потерпит поражение, то, помимо удара по имиджу, за этим наверняка последуют сокращения финансовых инъекций для лоббистов в Конгрессе США.  
По этой причине 18 марта 2015 г. диаспора консолидировала своих сторонников и внесла на рассмотрение в комитет по иностранным делам Палаты Представителей новый проект резолюции, поддержанный сразу 50 конгрессменами.
Главным отличием этой резолюции, как и всей кампании 2014-2015 гг., является тот факт, что главным действующим лицом в ней выступает президент США Барак Обама с его предвыборными обещаниями о том, что «как президент, я признаю геноцид армян. Однако когда дело дошло до исполнения обещаний, то Обама употребил вместо слова «геноцид» выражение «Метц Йегерн», что означает «большая резня».
И 24 апреля 2015 г. Обама вновь не сдержал свое слово и использовал выражение «первое массовое убийство XX века» вместо термина «геноцид».
Таким образом, он продемонстрировал, что сегодня партнерские американо-турецкие отношения гораздо важнее для Вашингтона, чем желания Армении и армянской диаспоры.
Более того, Обама – далеко не единственный человек в США, который сопротивляется принятию резолюции. Сегодня на стороне Турции выступают серьезные лоббистские организации («Gephardt Group Govern-ment Affairs, LLC», «Dickstein Shapiro LLP», «LB International Solutions», «Greenberg Traurig LLP»), а также крупные нефтяные («Chevron», «ExxonMobil») и военные транснациональные компании («Lockheed Martin», «Northrop Grumman International»), преследующие свои интересы на Ближнем Востоке.
Позиции нефтяных и оружейных корпораций неизменно сильны как в администрации президента США, так и на Капитолийском холме. К примеру, спикер Палаты представителей Джон Бейнер, который выставляет резолюцию на голосование, является активным лоббистом компаний «Chevron» и «ExxonMobil» и выступает за укрепление американо-турецких связей.
И в целом можно с уверенностью сказать, что на протяжении последних 50 лет главным преимуществом позиции турецких лоббистов являлось вовсе не проведение громких кампаний по отрицанию геноцида и регулярный отзыв послов (как из США, так и из других стран, признавших геноцид), а тот факт, что стремления армянской диаспоры постоянно шли вразрез с национальными интересами США, которые не могли игнорировать ни Конгресс, ни Белый дом.
Одно из российских СМИ цитирует фразу спикера Палаты Представителей, демократа Типа О’Нила, который отметил, что «влияние лоббистов заканчивается там, где начинаются национальные интересы страны». И сегодня нетрудно найти доказательства, что национальные интересы США больше связаны с Турцией, чем с Арменией.
Андрей Шенин, кандидат исторических наук,
Саратовский госуниверситет

Прочитано 1551 раз

Поиск по сайту