Самое читаемое в номере

Триллион евро в еврозону

A A A

22 января глава Европейского центрального банка Марьо Драги объявил о запуске с 1 марта в еврозоне политики количественного смягчения. Еврозона последней из крупных развитых экономик запускает программу, которая уже позволила выйти из кризиса США и Англии и вытягивает из него Японию. Заканчиваются 5 лет безумной политики, когда всё делалось наперекор рекомендациям учебников по макроэкономике, что привело к бесконечному затягиванию экономического кризиса и подвело целый ряд стран еврозоны к опасным социальным и политическим потрясениям.

Очевидно, что последней каплей, позволившей М. Драги убедить политические и финансовые власти в необходимости начала мощной денежной эмиссии, стало вхождение еврозоны в полосу дефляции в декабре. За месяц цены в еврозоне упали на 0,2%. Раньше такое наблюдалось только в Греции и Испании.
Дефляция угрожает ещё больше сжать и без того анемичный потребительский спрос в зоне евро. Покупатели, ожидая дальнейшего падения цен, будут откладывать приобретение товаров длительного пользования. Это означает дальнейшее падение производства и рост безработицы. Необходимо было срочно начинать раскручивание инфляции, стимулирующей спрос.
evrozonaТакже, видимо, на политические власти в еврозоне повлияла и пошедшая вразнос политическая система Испании. Они оказались перед реальной перспективой получить к концу года на посту испанского премьера вождя радикалов Пабло Иглесиаса Турриона.
Конечно, запуск программы количественного смягчения не означает отмены всех тех бредовых мер бюджетной экономии, что были запущены в странах еврозоны с 2010 г. С этой стороны помощи М. Драги не получит. Но должны сработать чисто монетарные меры.
Предполагается, что с марта ЕЦБ будет ежемесячно закачивать в экономику по 60 млрд. евро. Это будет делаться с помощью выкупа облигаций стран еврозоны, в том числе итальянских, испанских и даже греческих. Программа рассчитана на 1,5 года. На неё планируется потратить 1,1 трлн. евро, но если 2-процентный уровень инфляции не будет достигнут, то она будет продолжена.
Что должна дать такая программа?
Во-первых, инфляция должна привести к постепенному обесцениванию долгов. Это означает, что у должников меньше средств в реальном выражении будет уходить на уплату долгов, а больше – на потребление.
Во-вторых, раскручивание инфляции должно стимулировать потребительский спрос. Люди должны начать быстрее обменивать обесценивающиеся деньги на товары.
В-третьих, рост спроса должен запустить рост производства, а следовательно, создание новых рабочих мест и сокращение безработицы.
В-четвёртых, инфляция и денежная эмиссия должны ещё больше девальвировать евро по отношению к другим валютам. В принципе, на ожиданиях это уже происходит. С мая 2014 г. евро подешевел по отношению к доллару на 19%. Это означает усиление конкурентоспособности товаров в еврозоне. Они станут дешевле на внешних рынках, а импортные товары, наоборот, подорожают в еврозоне. Сейчас, думаю, пробки летят в потолок во многих индустриальных компаниях еврозоны.
Смущают несколько обстоятельств.
Во-первых, относительно небольшой объём предлагаемой программы. Надо бы закачивать в экономику в 2-3 раза больше денег. Иначе выход из кризиса будет всё равно медленным.
Во-вторых, 2-процентная инфляция – это слишком низкий ориентир. Нет ничего страшного, если для скорейшего выхода из кризиса власти позволят инфляции ненадолго вырасти до 5% или даже 8%. Так будет быстрее и надёжнее.
В-третьих, жаль, что данная программа не сопровождается новым витком евроинтеграции в виде создания Министерства финансов еврозоны с широкими полномочиями по контролю за бюджетной политикой стран-участниц. Правда, всерьёз рассчитывать на это в условиях порождённой кризисом мощной волны евроскептицизма было бы наивно.
Михаил Зелев,кандидат исторических наук.

Прочитано 1432 раз

Поиск по сайту