×

Предупреждение

JUser: :_load: Не удалось загрузить пользователя с ID: 428

Олег Авдонин: фрагменты из жизни

A A A

avdonin a22 сентября 2014 г. в Пензенском областном драматическом театре состоялась премьера спектакля «Вадим» по одноименному роману Михаила Лермонтова. Художником-постановщиком спектакля выступил Олег Авдонин, главный художник театра. О том, что он за человек и с какой философией он подходит к своей работе, для читателей «Улицы Московской» рассказывает сам Олег Авдонин.

Родился в Пензе, в семье военнослужащих. Вся родня – ближайшие и дальние родственники – живут от Байкала до Москвы, от Алма-Аты до Севастополя, от Западной Украины до Израиля и Франции.
До определенного периода я не знал, кем хочу быть. Когда настало время поступать куда-то, решил, что пойду в Пензенское художественное училище.
Спрашивают: «На какое отделение, кем хочешь быть?» Я говорю: «Хочу на театральное отделение поступить».  Ведь эта специальность впитывает в себя все: скульптуру, графику, живопись, механику, литературу. А я хотел и читать, и рисовать, и что-то делать руками.

avdonin
* * *
Не окончив училище, пошел служить в армию, в Кремлевский полк. Это был конец 80-х годов. За 2 месяца до моего призыва в Кремлевский полк на Красную площадь приземлился Матиас Руст.
Рассказывают, что это было очень интересное время: бойцы полка сидели под трибунами Мавзолея в полной боевой готовности и ждали приказа на захват самолета.
Я постоянно находился в Кремле, где концентрировалась вся история Руси.  
Тревога. 3 часа ночи. Оцепление. За спиной собор Ивана Великого. Впереди, сквозь летящий снег, – лики святых на Успенском соборе. И глядя на это, для тебя становятся неважными тяготы службы, рюкзак и фляжка за спиной. Ты просто улетаешь в другое пространство. 

avdonin2
* * *
Во время службы участвовал в съемках новогоднего «Голубого огонька». Нас переодели в костюмы гусаров, чтобы сделать ролик открытия телепередачи. Я шагал тогда в первом ряду. Позвонил тут же маме, бабушке, друзьям из Пензенского художественного училища, порадовал их своей физиономией в телевизоре под Новый год.
Оркестром Комендатуры Кремля руководил Павел Овсянников (мы его называли дядя Паша). Перед съемками нас привели в Троицкую башню и выдали инструменты. Тем, кто служил всего полгода, выдали тубы,  потому что они потяжелее. А наши «старики» шли один с пикколо (дудочкой), а второй – с треугольником. Это выглядело очень смешно: здоровые парни несли инструменты явно «не по фактуре».
А мне дали тромбон. И вот с этими инструментами мы пару раз прошлись перед камерами в Георгиевском зале Кремля.

avdonin3
* * *
После армии вернулся в художественное училище. Окончил его в 1993 г., женился. Работал в кузнецком театре «БУМ» художником-постановщиком.
А где-то в 1995 г. мы с женой поехали в Тольятти и остались там на 8 лет.
Я зашел в театр «Колесо» и с порога заявил: «Хочу быть у вас художником-постановщиком».
Ко мне спустился мужчина небольшого роста и говорит: «Нам не нужны художники, мы сами художники. Нам нужны бутафоры».
Бутафор – это исполнитель, который воплощает идеи художника.
И я пошел в бутафоры, подвинув свои амбиции. Главным художником в театре тогда был Роберт Акопов, человек-легенда. В любой книжке по театру за период 70-90 гг. можно найти его имя.
Я, честно говоря, по началу «плавал». Одно дело – учиться, другое дело – профессионально работать над спектаклем. Но Роберт Акопов понемногу давал мне работать самостоятельно.
Сделал один, второй, третий, четвертый спектакль. И только лет через пять я сделал спектакль так, как хотел сделать.
Как это объяснить? Для меня есть такая проверка: садишься в пустой зал и смотришь на сцену. Если в голове ты увидел хотя бы одну мизансцену – с освещением, с движением, значит, ты думаешь в правильном направлении. Если эта эмоция появилась, значит, все идет правильно. И это я понял только через 5 лет.

avdonin4
* * *
Задача художника – на ощущениях найти то пространство, в котором смогут работать актеры и которое устроит режиссера. То есть найти образ спектакля.
У меня есть выработанный принцип: я сдаюсь на 50%. Это мой край – 50% режиссерских предложений и 50% моих. Если мои проценты падают, я начинаю давить на режиссера. Гениально и очень хорошо, если твоего в спектакле остается 70%.
Встреча художника с новым режиссером – это всегда интересно. Это волнительно, ведь неизвестно, что это за человек и что вообще будет. От встречи художника и режиссера зависит рождение спектакля.
Я никогда не слушаю режиссера до тех пор, пока не прочитаю пьесу, чтобы режиссер не задавил меня своим видением.
А после прочтения мы обмениваемся мнениями, начинаем разговаривать. Обычно это происходит в абсолютно домашней обстановке.
* * *
В основном мне везет на режиссеров. С Сергеем Стеблюком мы делали «Грозу». Встретились мы так: он зашел в кабинет и говорит: «Я пойду сейчас поздороваюсь со своими артистами, а ты пока здесь чего-нибудь порисуй».
И пока он бегал, я поставил планшет, прикрепил листок и  нарисовал. Рисовал я тогда буквально на эмоциях. Стеблюк заходит и говорит: «Все, делай макет. У нас все готово».
Это было самое короткое рождение спектакля – полчаса. В итоге спектакль получился великолепный. Но вообще бывает по-разному: стрельнет или не стрельнет. 

avdonin5
* * *
Через несколько лет работы в Тольятти я все-таки стал художником-постановщиком. В 2003 г., во время отпуска в Пензе, мне позвонили и сказали, что Любовь Цыбарева уходит с поста главного художника Драматического театра. Предложили мне попробовать получить это место.
Пришел, показался. Театр на тот момент для меня был не чужой, я там проходил практику и почти всех знал. Поэтому и переход в Пензенский драмтеатр прошел спокойно.
До 2005 г. я жил и работал в Пензе, но при этом зрела мысль о переезде в Москву. Было много замыслов, хотелось их раскрыть пошире. А тут мне предложили поработать ассистентом художника в кино на фильме «Приключения солдата Ивана Чонкина». И на этих съемках в экспедиции  я прожил 7 месяцев.
* * *
Разница между работой в театре и в кино – в скорости исполнения. Например, режиссер в кино говорит: «Через 15 минут начнем снимать». И тут выясняется, что забыли тачку. А съемку начнут в любом случае.
И через 15 минут тачка готова! Нашли чугунное колесо, жерди; четыре руки и два самореза – все готово.
В 2008 г. я работал на съемках фильма «Новая Земля» режиссера Александра Мельника. Два месяца прожил на Шпицбергене.  
В фильме был момент, когда герой прячется в гроте. На студии Горького мы сделали бутафорские камни из пенопласта, привезли их на Шпицберген, сделали грот.
Поставили камеру, подготовились к съемке. Подхожу к монитору и вижу, что рядом с актером камни облупились и торчит пенопласт. Никого это не волнует: ни режиссера, ни операторов. Их задача – снимать кино.
Я говорю: «Минута». И тут же бежим 5 человек – клеим, фактурим.
Разница в скоростях между театром и кино огромная. А так, в принципе, у художника одна и та же работа.
* * *
Жил в Москве, но постоянно возвращался в Пензу. Как-то раз приехал сюда 2 января, мне позвонили и говорят: «Театр горит». Все – актеры, представители служб и цехов – сидели в кафе, плакали  и смотрели на горящий театр. Все мои друзья оказались без работы, более того – без дома.
Пока не отстроили новый театр, я как приглашенный художник сделал в Пензе 4-5 спектаклей в культпросветучилище (туда переехал театр).
Пока жил в Москве, развелся, а затем на праздновании 110-летия Пензенского художественного училища в 2008 г. встретил свою будущую жену. Стал чаще бывать в Пензе, а затем женился и в 2009 г. вернулся сюда насовсем.
В конце 2009 г. директор драмтеатра Александр Фомин  предложил мне стать вновь главным художником. И я согласился, уже не сомневаясь.
Старое здание театра несло в себе энергетику поколений. Там сосуществовали предметы эпохи XIX в., XX в.: бутафория, костюмы. В современном здании первое время эта атмосфера отсутствовала.
Но за 5 лет сцена в новом здании уже успела впитать в себя энергетику места и теперь начинает ее отдавать. Полы уже «присели», они теперь не такие лакированные – настоящие. Они сами помогают декорациям.
Предметы все равно несут в себе информацию. Теперь это новый хороший театр со своими призраками.

Прочитано 3205 раз

Поиск по сайту