×

Предупреждение

JUser: :_load: Не удалось загрузить пользователя с ID: 2381

О площади моего города

A A A

shishkin aВ связи с дискуссией вокруг имени Анатолия Мариенгофа – правомерно ли, обоснованно ли, допустимо ли – называть его именем новую площадь, что сформирована между новым зданием филармонии и новым зданием киноконцертного зала, «Улица Московская» дает слово краеведу Игорю Шишкину.

В начале сентября мэр города призвал пензяков высказаться на сайте городской администрации по вопросу наименования новой городской площади, сложившейся меж улицами Суворова и Пушкина вокруг двух дворцов культуры – киноконцертного зала и новой филармонии.
А буквально неделю назад я узнал, что группа «известных музыкантов, литераторов, режиссёров и актёров» во главе с писателем Захаром Прилепиным опубликовала обращение к Юрию Кривову с предложением назвать площадь именем Анатолия Мариенгофа. Якобы, это будет с его стороны «красивый жест».

shishkin
* * *
Я даже не буду сейчас по поводу «известности» некоторых подписавших ёрничать по типу Жванецкого («Он говорит, что он там – известный! – Да вы что! А кроме него самого кто-нибудь ещё так говорит?..»).
Меня письмо просто задело тем, что кто-то – не мы, пензяки! – а кто-то со стороны озабочен этим вопросом и развивает в этом направлении кипучую деятельность, а мы сидим и бездействуем.
Нет ни дельных выступлений, ни активных споров. А… как будет, так и ладно! Зато потом просто побрюзжать будет можно: опять всё не так эта наша власть сотворила! А некоторые пензенские журналисты уже поддержали предложение варягов.
Что ж, читаю в интернете это коллективное письмо, в котором высказаны доводы «за Мариенгофа». И вижу сразу ряд каких-то, мягко говоря, «неточностей», которые меня сразу отталкивают. Этакое передёргивание карт, игра слов…
Например, утверждается, что это «один из крупнейших поэтов Серебряного века, чьи стихи входят во все хрестоматии русской классики…».
Ребята, ну зачем же так? «Крупнейшие» Серебряного века – это Мандельштам и Ахматова, Блок и Брюсов, Пастернак и Бальмонт, Цветаева и Гумилев и иже с ними.
Но уж точно не Мариенгоф. И стихи не входят «во все хрестоматии». И «виднейшим драматургом, чьи пьесы шли во многих театрах СССР и идут по сей день» он никогда не считался… И всего две его пьесы, «безусловные шедевры», (это опять цитата!) – «Шут Балакирев» и «Рождение поэта» (о Лермонтове) были признаны посредственными и никогда нигде не шли ни в одном театре страны! А изданы они были всего раз, в 1959 г., малым тиражом.
И не надо путать, пожалуйста, уважаемые «деятели культуры», пьесу Григория Горина «Шут Балакирев», действительно являющуюся «шедевром» в постановке Ленкома, с творением Мариенгофа под таким же названием.
Далее. Коль в письме позволительно авторам отзываться в превосходной степени о фильме по роману Мариенгофа «Циники», то и мне можно сказать своё мнение: фильм довольно посредственный, хотя вряд ли виноват в этом Мариенгоф. Роман-то интереснее.
Про то, что Мариенгоф «стоял у истоков советского кино»,  – мысль тоже очень интересная, главное, что свежая, ранее никому не известная.
Следующая цитата – «Общие тиражи книг Мариенгофа исчисляются в миллионах экземплярах» – пусть опять останется на совести провозглашающих сие открытие. Я, старый книжник, пересчитал на пальцах все издания произведений Анатолия Борисовича: не вытягивает и трети одного миллиона. Правда, не учитывал трёхтомного издания, которое недавно подготовил и выпустил сам Захар Прилепин.
Да и сама фигура Анатолия Мариенгофа, его жизнь и творчество достаточно интересны, хотя и неоднозначны. И потому «привирать», друзья, вольно или невольно, стараться как-то придать ему больший вес, не стоит. Напротив, такой услугой авторы письма только отталкивают: неправдой благие дела не совершаются.
* * *
Память о Мариенгофе, некогда жившим здесь и считавшим нашу Пензу родиной имажинизма, конечно же, должна быть нами сохранена. Не думаю, что в названии площади: всё же это перебор. Отрадно, что подписавшие обращение к пензякам люди так озабочены нашей пензенской топонимикой, то бишь названиями улиц и площадей Пензы. Хотя, думаю я, что ими, в первую очередь, и руководило прекрасное чувство – сохранить память об этом славном человеке.
А собственно Пенза при этом, о которой вряд ли многие из них ранее что-то знали, была на втором плане. Важен «красивый жест», который «будет служить замечательной причиной для многих гостей города, чтобы посетить» площадь с таким названием.
* * *
Я представляю себе гостей города, попавших на эту площадь. Нормальный человек рассуждает как? Площадь Ленина – ага, памятник! Вокзальная или Театральная, тут тоже всё понятно. И Соборная в Пензе – всё ясно.
И с Кремлёвской площадью в Туле понятно, и с Пушкинской в Москве, и с Дворцовой в Питере…
А вот в Пензе – Площадь Анатолия Мариенгофа! Приехали, огляделись – ну и что?! А почему, например, не Тома Сойера, спросят?
* * *
Нет, друзья мои пензяки, давайте-ка займёмся мы сами своим домом. Я вот уважаю своих соседей по подъезду, но когда мне нужно подобрать обои для своего кабинета, мне их мнение глубоко фиолетово.
Как и мнение любого проголосовавшего по этому поводу в интернете дяди Саши Петрова, водителя из Сибири, или написавшего ко мне обращение режиссёра, живущего в Германии (пусть даже такого мною уважаемого, как Павел Лунгин).
Кстати, вообще не верю в это голосование в интернете: неделю назад за 2-3 дня было «вброшено» несколько десятков тысяч (!) голосов за некоторые названия. И получается, что за Мариенгофа проголосовал каждый 50-й пензяк, включая младенцев и старух, сидящих у подъездов.
Да и Площадь имени Лидии Руслановой вдруг за ночь набрала десятки тысяч голосов, хотя за 3 недели до этого не набирала и сотни!
* * *
Ну, а чтобы не восприняли мою статью как сплошное брюзжание, выскажу и я своё мнение по поводу названия новой площади в родной мне Пензе.
Я неоднократно предлагал на всех уровнях: давайте присвоим кино-концертному залу на этой площади имя нашего великого земляка Ивана Мозжухина. Это первая русская кинозвезда, первый русский киноактёр, получивший действительно мировое признание!
А зданию новой филармонии (не суть важно, как называется теперь эта организация), где царствует музыка, присвоить имя певца Большого театра Александра Мозжухина. Это тоже мировая величина, как и его брат Иван.
И родились-то они оба под Пензой. И учились в наших пензенских гимназиях! И начали заниматься творчеством, и сформировались как личности – в нашем городе! Во всём мире были признаны, а у нас как память отшибло.
А площадь могла бы быть – Площадью братьев Мозжухиных, Мозжухинской. Что, кстати, предполагает даже появление в будущем здесь памятника им или бюстов. И кинофестиваль «Мужская роль», который стал в нашем городе традиционным, можно было бы проводить здесь.
* * *
И ещё одно очень хочу сказать. Говорят, как корабль назовёшь, так он и поплывёт. Название «Площадь Искусств» для нашего города авторами письма определено «не слишком оригинальным и обезличенным». Может, им так – оттуда, из их городов – и кажется так.
А вот мне нет. Это название как раз наполнено смыслом. Оно само по себе уже оправдывается двумя «дворцами искусства», расположенными здесь. Оно предполагает проведение на этой площади всевозможных мероприятий (и уже с громадным успехом вместила в себя джаз-фестиваль в этом году!).
Площадь Искусств предполагает установку здесь любых зрительных форм, да той же «башни Татлина», в конце концов, как и многое-многое другое!
* * *
И вот, что я ещё хочу вам, мои земляки, сказать. Администрация города сделала хороший жест, она предложила решить нам, горожанам, самим, какой останется Пенза для наших потомков – пусть хотя бы на этом небольшом островке нашего города. Давайте почувствуем себя хозяевами своего дома, своего города и попытаемся решить сами хотя бы такую малость.


Письмо в номер
В связи с публикацией в выпуске «Улицы Московской» от 19 сентября с.г. статьи Екатерины Куприяновой
«Как назвать новую площадь?» на электронную почту редакции поступило письмо от читательницы из Санкт-Петербурга.
Публикуем его в аутентичном виде:
Жаль, что ваша газета решила перепечатать унылые обвинения в адрес Мариенгофа в стиле худших советских времен.
Захар Прилепин слишком крупный писатель, чтобы заботиться только о том, как продать лишний экземпляр – не надо судить всех по своим стандартам.
Вместо неоригинальных названий новой площади, у Пензы есть шанс отдать должное незаслуженно забытому земляку – почему вы так хотите его упустить?
Странно, что мой пензенский друг считает вашу газету «либеральной» – я увидела только старорежимные шаблоны и навешивание ярлыков вместо полноценной дискуссии а ля «Правда» выпуск 1975 года.
Галина Александровна  Сухарева
PS. Мариенгоф жил в нашем доме в Спб – и мы этим очень гордимся.

 

Прочитано 2250 раз

Поиск по сайту