Душа и краски Крита

A A A

krit aНа прошлой неделе семья Герасимовых вернулась с отдыха на острове Крит. Рассказывают Светлана Герасимова и её дочь София.

Ретимнон
Все 2 недели, что мы отдыхали на Крите, погода стояла чудесная: +27О С днём и +25О С ночью. Это позволило нам насладиться как пляжным отдыхом, так и поездками в разные уголки острова на машине, которую мы взяли там на 5 дней. В конце августа – начале сентября там не самый пик сезона. Хотя климат в это время самый комфортный, туристы с детьми уже уезжают. Правда, в Греции учебный год начинается со второй недели сентября.
Мы жили в городе Ретимноне, в гостинице, представляющей собой небольшой особняк XV века. Очень уютное и тихое место, где о нас заботились, как о близких родственниках. Мы чувствовали себя желанными гостями с момента нашего прибытия до минуты прощания.
krit

Ретимнон мы выбрали потому, что это старинный город с древней историей, памятники которой сохранились там до сих пор. Старая часть города очень колоритна, у неё есть душа. К тому же там гораздо удобнее, чем среди новостроек, наблюдать за местными жителями. Греки часто выносят на узкие улочки стулья и столики, сидят, общаются, читают газеты. Однажды видели, как женщина чистит прямо на улице виноградных улиток. Они, кстати, очень вкусные, мы потом попробовали в одной из таверн.
В основном нам встречались пожилые люди и дети, ведь взрослые днём на работе. Нас покорила доброта и радушие греков: всегда чувствуешь, что их расположение искреннее, они рады пообщаться, предложить помощь. Мы выучили несколько ходовых фраз и почувствовали лёгкость при разговоре: нет никакой стены между тобой и незнакомым человеком, что очень ценно. Однажды мы зашли в местное кафе, где нам предложили множество закусок и вкусное пиво местного производства. Когда ушли, хозяин кафе сам поехал за нами на велосипеде, чтобы вернуть забытые нами фрукты.
Побывали мы и на местном рынке. Каждый день недели рынок меняет свое место, и найти его непросто. Продаются там в основном фрукты и овощи, был один лоток с рыбой, стояла пара прилавков с курицей, и рядом с едой – небольшая толкучка, где продаётся всё подряд. Морепродуктов, говядины, баранины не было вообще. Мы были несколько разочарованы скудностью выбора, так как очень krit2хотелось приготовить что-нибудь самим, например, из креветок. Оказалось, за свежим уловом надо идти рано утром в порт. Вообще, местные жители предпочитают рыбе баранину и свинину.
Улочки города мощеные, земли нет, даже деревья практически замурованы – только ствол торчит. В стенах некоторых домов есть отверстия для того, чтобы разросшаяся лоза прорастала через них. Зато у дверей стоит множество огромных горшков с растущими в них деревьями, кустарниками и цветами. Удивили пряности, которые выращиваются как декоративные растения: базилик, розмарин. На юге Крита мы встретили не знакомое нам рожковое дерево. Его плоды съедобны, по вкусу напоминают смесь финика и ореха. Есть их можно, но осторожно, потому что внутри ещё и косточки. Местные жители их почти не едят, а вот во время Второй мировой войны они многим спасли жизнь, так как из них мололи муку и выпекали хлеб. Дети ели засушенные стручки как конфеты. А сейчас только туристы срывают диковинку.
Постройки и дома в старой части города находятся не в лучшем состоянии. На набережной много ресторанчиков и магазинов, где занят только первый этаж, а второй заброшен.
В Ретимноне, как и в других городах Крита, много храмов, особенно православных, хотя встречаются и католические, и мечети. Все они действующие. Внутреннее убранство скромнее, чем у нас, везде есть стулья для прихожан. Скорее, эти храмы выглядят как смесь православных с католическими. По утрам я вставала рано и шла гулять по городу, слушая колокольный звон. Народу в храмах достаточно мало, наверное, потому, что самих церквей много.
Одной из достопримечательностей Ретимнона является городская крепость, которая называется Фортреза. Территория крепости полуразрушенная, пустая, но на закате руины выглядят очень живописно, и у нас получились красивые фотографии. В Фортрезе есть площадка, где каждый вечер выступают музыканты. Наш отель был расположен под стенами крепости, и мы наслаждались национальной музыкой бесплатно.

krit3
Интересные находки
Свою поездку на автомобиле по острову мы начали с северо-западной его части и отправились в сторону горного озера Курнас. Оно необычно тем, что глубина меняется очень резко, поэтому вода тоже разного цвета: от ярко-бирюзового рядом с берегом, где много глины, до синего в центре озера. После моря искупаться в пресной чистой воде было очень приятно. Воздух рядом с озером удивительно прозрачный, чувствуется умиротворение от созерцания красоты и нетронутости природы.
Оттуда мы поехали в Ханью. Это второй по величине город Крита после Ираклиона, но он нас особенно не впечатлил. Старый город в Ретимноне гораздо разнообразне и колоритнее. Может быть, нам просто не хватило времени получше познакомиться с Ханьей, которую называют венецианской красавицей.
Во второй день автопутешествия мы поехали на Бали (на Крите есть своя Бали – рыбацкая деревня, выросшая в комфортабельный курорт). Бали – очень красивое место, это бухта с мелким песком и ярко-лазурным морем.
krit4 По пути в Бали заехали в монастырь Атали. Это древнее название, сейчас он называется Монастырь Святого Иоанна. Не встретили ни одного монаха, только привратника, который нас туда пустил. Скорее всего, они прячутся от туристов. В монастырь можно пройти бесплатно и наслаждаться тишиной.
После двухдневного заезда по Криту у нас был перерыв, а затем мы отправились на остров Санторини.
Санторини
Когда мы на большом катамаране плыли к одному из самых известных курортов Греции, на море поднялся шторм. Экскурсовод сказала, что за 7 лет её работы такой ветер был, наверное, впервые. Многие туристы подняли настоящую панику и испытали все «прелести» морской болезни. Но когда мы приехали на Санторини, увидели голубое небо, белые дома, захватывающие дух пейзажи, невзгоды морской прогулки забылись. Наверное, как все туристы Санторини, мы побывали в трёх местах: в столице острова городе Фира (кстати, Санторини – старинное название, сейчас остров называется тоже Фира), городе Оя, а также на пляже с вулканическим песком. Проезжали виллу Анжелины Джоли, окружённую чёрным забором из камня.
krit5Санторини периодически испытывает взлёты и падения в своём развитии. На всём острове живёт около 15 тысяч человек, и на всех есть только одна больница. Сейчас там ощущается явный спад экономики. Даже монахи уходят из монастырей. Кстати, на этом острове находится единственная церковь в мире, где свечи ставят не в песок, а в пшеницу.
Снова Крит
Во время второго заезда по Криту мы посетили ещё два старинных монастыря.
Старейший монастырь Превели – тихое и спокойное место. Именно здесь мы впервые обратили внимание на рожковое дерево. Монахи монастыря до сих пор пекут хлеб из такой муки. Недалеко от монастыря есть удивительное по красоте место, где горная река с холоднющей водой впадает в море. Искупаться в теплом соленом море, а потом окунуться в ледяную пресную речку – в этом, право, что-то есть! Говорят, весной эта река бурлива и полноводна, с впечатляющими водопадами. Летом же она местами похожа на широкий ручей. Но по ее берегам растет пальмовый лес, и открывается чарующей красоты пейзаж: большие камни, скалы, буйная растительность и река с чистой и холодной горной водой
Мы не могли не заехать также в монастырь Аркади – один из самых знаменитых на Крите. Священник, который нас встречал, очень обрадовался, когда услышал, что мы из России. Монастырь Аркади известен как крепость свободы. Когда турки захватывали Крит, местные жители долго держали осаду, прятавшись в этом монастыре. Под конец борьбы, видя превосходство турков, один герой спрятался в пороховом погребе и взорвал ту часть монастыря, где находился сам, погубив большую часть вражеского войска.
Рядом с монастырём Аркади находится деревня Хронос, в которую мы заехали по пути. В деревне нашли лавку с местными сувенирами, и когда делали закупки, нам предложили посетить церковь, где сохранились фрески XI века. Зайдя в эту церковь, мы поняли, какой ценный культурный объект упущен туристическими программами. Фрески действительно древнейшие, некоторые из них были отреставрированы и дополнены в XIV-XV веках, также там есть и средневековая мозаика. Правда, турки и здесь оставили следы своего пребывания: некоторые образа чудовищно осквернены. В этом храме до сих пор идут службы.
В Хроносе у нас состоялся очень интересный поход в гости. К нам на улице подошла бабулька из местных и знаками позвала нас к себе. Её домик – очень колоритное местечко. Мы осмотрелись, сфотографировались с хозяйкой, выпили кофе. Затем бабушка предложила купить вязаные косыночки, которые она связала вручную – показывала нам, как она управляется со спицами. Понять её речь было проблематично, и мы позвали человека из соседнего магазина. Он передал, что за свои изделия старушка просит 20 евро, но она совершенно не понимает, какие сейчас расценки и в какой валюте. В итоге мы так ни о чём и не договорились, расплатились за кофе и попрощались. На рынке такие косыночки стоят максимум 6 евро.
Кто-то посоветовал нам посетить известную на Крите таверну «Дримос», находящуюся в горах. В один из последних дней мы поехали туда объездным путём по дороге-серпантину. В плане дороги это было как раз то, что нужно – виды, запахи, нетронутая природа. Сама таверна нас не впечатлила, но путь туда был чудесным.