Самое читаемое в номере

Наш дом

A A A

Настоящий материал поступил в редакцию «Улицы Московской» по электронной почте. Редакция связалась с авторами текста, сестрами Ириной и Татьяной Кондрашиными, и попросила их предоставить фотографии, которыми можно было бы иллюстрировать и оживить их рассказ. И вот что получилось.

Наш дом на ул. Куйбышева (бывшая Суворовская) № 50, в котором мы живём с самого рождения, был построен в 1870 г. нашим прапрадедом Владеевым Степаном Максимовичем, который, как рассказывали, работал поваром французской кухни у пензенского губернатора (возможно, у Селивёрстова).
Верхний этаж сдавался внаём некоему полковнику, а внизу жили сами хозяева: многочисленное семейство сына  Степана Максимовича – Григория Степановича, у которого было семеро детей, в том числе и наша бабушка Зоя Григорьевна.
nashdom6Григорий Степанович служил чиновником в банке (где-то на ул. Московской), и когда Пензу посещал в 1904 г. Николай II, то детям служащих было позволено наблюдать за процессией из окон банка сверху.
Усадьба напротив нашего дома (ныне Музей народного творчества) принадлежала лесопромышленнику Тюрину. Его дочь Люба училась в Первой женской гимназии в одном классе с сестрой нашей бабушки Лидой,  и их вместе возили на учёбу на лошадях  Тюриных. Как рассказываnashdom7ли, в доме Тюриных специально было сделано окно, чтобы видеть, готовы ли лошади и пора ли выходить.
У Тюриных устраивались балы, и наша бабушка с сёстрами бывали туда приглашены, несмотря на простецкое происхождение и положение в обществе.
Наши девочки прилежно учились в гимназии: Мария закончила с золотой медалью, Лидия – с серебряной. Летом они репетировали по различным  предметам детей пензенских дворянских семей Островских и Битюцких в их имениях. Принимались там на равных и дружили потом до самой смерти.
После революции 1917 г. дом был отобран (муниципализирован), но в 1926 г. был возвращён хозяевам (демуниципализирован), так как те являлись «трудовым элементом» – учителями.
К тому времени родители нашей бабушки умерли (отец – в 1907 г., мать – в 1921 г.). Брат Борис и сестра Александра  умерли в один и тот же день в эпидемию испанки в 1918 г.
Демуниципализация происходила с тем условием, что часть площадей хозяева обязаны были сдавать внаём людям, которых пришлют городские власти. Таким образом здесь появлялись интересные персонажи.
Много лет здесь жили две сестры известного филолога А. Н. Гвоздева – Наталья Николаевна и Клавдия Николаевна. Известный в Пензе педагог Екатерина Ивановна Цибузгина жила здесь последние годы своей жизни.
Как сложилась жизнь хозяев дома
Старшая из сестёр Владеевых Мария Григорьевна (1891-1979) много лет заведовала начальной школой № 26 (сейчас примерно на этом месте находится клуб «Южный»). В 1949 г. была награждена орденом Ленина.
Среди её учеников были известные в Пензе люди – врачи, педагоги, инженеры. Заместитель  министра лесной промышленности СССР, Лауреат Сталинской Премии за 1950 г. Виктор Сергеевич Чуенков, бывая в Пензе, обязательно навещал свою учительницу, последний раз в год её смерти в 1979 г.
nashdom2Лидия Григорьевна (1893-1979) преподавала физику в средней школе № 4 (до 1938 г.), а затем – физику и математику в Пензенском художественном училище. В гостях у неё бывали преподаватели и выпускники «художки», вспоминали старые времена, интересные истории. Часто бывала Александра Ивановна Смирнова, которая в художественном училище преподавала историю партии, в молодости на курсах в Москве слушала Крупскую, какое-то время была в училище завучем.
Бывала здесь Анна Лукинична Докудовская (в девичестве Казеева – дочь дореволюционного владельца Золотарёвской суконной фабрики). Она работала в картинной галерее смотрителем, сидела на стульчике в заnashdom3ле и в свободное время, на удивление публики, читала романы на иностранных языках.
В те времена мы были детьми, часто присутствовали на этих встречах и, без сомнения, атмосфера, интересные разговоры, манера общения – всё это очень повлияло на наше мировосприятие вообще.
В первые годы после революции Мария и Лидия Григорьевны работали в детском доме, который находился где-то на улице Тамбовской. Одной из их воспитанниц тогда была Дарья Степановна Зверева, ставшая потом женой Виктора Ивановича Пищулина – председателя Пензенского облисполкома в 50-е годы.  Они часто бывали в нашем доме. И мы бывали у них в гостях в особняке  на ул. Садовой, как-то были на детской ёлке – было очень весело.
Милейшие люди, никакого партийного чванства. Когда Виктор Иванович ушёл с высокого поста, и они пеnashdom3реселились в обычный дом, то хранили у нас в подвале картошку.
Наша бабушка Зоя Григорьевна (1895-1987) жила с мужем и дочерью (нашей мамой) какое-то время в Наровчате, потом в Сталинграде, перед войной вернулась в Пензу, была домохозяйкой и воспитывала внучек.
Антонина Григорьевна (1900-1972), учительница начальных классов, была замужем за преподавателем художественного училища Илларионом Александровичем Каштановым. Его портрет работы Горюшкина-Скороnashdom4пудова был подарен Пензенской картинной галерее и иногда выставляется там в постоянной экспозиции.
Брат Виктор Григорьевич (1906-1967) учился музыке у известного пензенского педагога Витвера, подрабатывал тапёром в кинотеатре, окончил Ленинградский горный институт, жил в Ленинграде. В нехорошем 1937 г. был геологом на Колыме. Много чего видел там, но почти ничего не рассказывал.
А ещё в доме жил наш отец Кондрашин Николай Алексеевич (1919-2009) – Лауреат Государственной Премии СССР (1973 год), руководитель (1958-1974) КБ по разработке авиационных тренажёров (в его бытность ПКБМП и М).
В детстве и юности как-то не приходило в голову расспросить бабушек и родителей подробно об их родителях, обычаях в семье и прочее. Узнавалось что-то случайно, к слову сказать,  и, как правило, не очень подробно.
Упомянутых здесь людей давно нет на этом свете, и из их многочисленных знакомых и учеников уже почти никого не осталось. А дом, наверняка, помнит всех!
Кроме историко-культурологических сведений, масштаба которых мы, конечно же, не преувеличиваем, стоит отметить и особенную архитектуру дома.
Фасад украшен каменными колонками и, видимо, распространённым в то время рисунком кирпичной кладки. Похожий рисунок можно видеть на зданиях художественного училища, первой женской гимназии (угол улиц Лермонтова и Советской), краеведческого музея и других старинных зданиях.
Окна бревенчатой южной стороны, пристроенной позднее, отделаны резными наличниками. Северная и восточная стороны скромно зашиты тёсом.
Дом находится в приличном состоянии и избежал  более поздних, со времени постройки, серьёзных переделок. Ещё есть решётчатый забор, отделанный кованым декором, часть из которого постепенно и как-то незаметно была утрачена.
nashdom5Дом любят рисовать студенты художественного училища и архитектурного факультета. У них это называется «городская усадьба второй половины XIX века». Случайные прохожие и посетители Музея народного творчества любуются нашим домом и делают фотографии.
Вот вам и связь времён и поколений.
Ирина Кондрашина, Татьяна Кондрашина

nashdom8

Прочитано 3081 раз

Поиск по сайту