×

Предупреждение

JUser: :_load: Не удалось загрузить пользователя с ID: 428

Вызов Кагарлицкого

A A A

С 2 по 4 июля 2014 г., в Пензе, на территории педагогического института, проходила международная научно-практическая конференция «Возможности и методы вовлечения регионального гражданского общества в решение социальных проблем региона».

Ее организаторами выступили российский филиал «Фонда Розы Люксембург» (Германия), Институт глобализации и социальных движений (Москва) и ПГУ. Эта статья о том, как начиналась данная конференция.
Как все начиналось
Летом пензенский пединститут традиционно пустеет, но в этот день, 2 июля, за полчаса до начала конференции в одном из уголков вуза обстановка была довольно оживленной – как в театре перед премьерой.
Все декорации и актеры расставлены по своим местам. Флажки иностранных держав – Германии, Австрии, США, Канады, Швеции – красуются на столе, девушки-переводчицы еще раз пробегают глазами тексты на английском языке, пензенские организаторы в некотором волнении проверяют, все ли готово к открытию, журналисты скучают в уголке. Гости ждут, когда же откроется занавес.
Что касается гостей – участников конференции – то это были именно те люди, которых ожидаешь увидеть на мероприятиях подобного толка. Представители бывшего института народосбережения, несколько активных участников интелпарка «Академия», сотрудники ПГУ – из тех, что любят поговорить о судьбах России и мира, горстка журналистов и, конечно же, студенты.
Впрочем, мы не должны забывать, что конференция – международная.
На этот раз такой статус вполне соответствовал реальному положению дел: гостей из-за границы было много, их общее число оказалось сопоставимым с числом участников-россиян.
Иностранцы прибыли за несколько минут до начала конференции, причем сразу же было понятно, что эти молчаливые люди, идущие по коридору, – иностранцы. Немного непривычная одежда, прически слегка отличаются от наших, смеются чуть громче и не в той тональности, плюс некоторая неуверенность во взглядах и в походке. Одним словом,  иностранцы.
Вскоре после прибытия иностранных гостей конференция начала свою работу. Анна Очкина, один из главных организаторов этого  мероприятия, утверждает, что конкретно в таком аспекте – существования и развития на уровне региона – о гражданском обществе еще никто серьезно не говорил.
Еще одной особенностью конференции является то, что средства для ее проведения предоставил «Фонд Розы Люксембург». Для характеристики этой организации Анна Очкина использовала только одно слово – «левые».
На открытие конференции пришел и ректор ПГУ Александр Гуляков. В своей приветственной речи он неожиданно рассказал присутствующим о клонировании и о методах сдерживания вооружения. Участники конференции, вероятно, были озадачены таким поворотом темы.
Попеняв гуманитариям тем, что они сегодня отстают от темпов технического развития, Гуляков завершил свою речь.
Еще один почетный гость, министр экономики Пензенской области Олеся Сафонова, говорила о важности взаимодействия власти, науки и общества. Впрочем, она тоже не стала занимать слишком много времени у собравшихся, и уже через несколько минут началось первое пленарное заседание «Гражданское общество как инструмент социальных преобразований» (модератор – Александр Тугаров).
Вступление Федорова
Открывал заседание Георгий Федоров, представитель Общественной Палаты РФ  (Москва). Он говорил о том, что развитие института гражданского общества в российских регионах не имеет всеобщего характера, заметны лишь отдельные инициативы. Причину этого он видит в отсутствии потребности граждан в самоорганизации в рамках всего общества. Помимо этого, пассивность россиян, по мнению Федорова, объясняется их тяжелым экономическим положением и общей «замордованностью».
Докладчик говорил и о том, что общественные организации, создаваемые «сверху», не так эффективны, как организации, возникающие по инициативе «с земли». В общем, Георгий Федоров говорил вещи правильные, но жутко банальные.
Светлым пятном в его выступлении были примеры из жизни. Так, Федоров рассказал участникам конференции о своих местных бандитах, которые становятся депутатами Подмосковья, а также о том, как общество понемногу начинает с ними бороться.
Во время выступления в зале стоял достаточно ощутимый гул. Переводчики, сидящие рядом с иностранными гостями, переводили им тезисы докладчиков тихо, но все равно вслух. Конечно, на такой конференции здорово пригодились бы профессиональные переводчики и специальная аппаратура.
Федерализм Кагарлицкого
После Федорова выступал Борис Кагарлицкий, директор Института глобализации и социальных движений. В его докладе было больше жизни.
Борис Кагарлицкий начал свое выступление с цитаты Маргарет Тэтчер: «Такой вещи, как общество, не существует».
Хотя современные политики и не решаются выражаться столь же прямо, как Железная леди, но вообще эта формулировка остается главенствующей и в современном мире. Если сегодня поговорить с экспертов в области экономики, то может показаться, что людей вообще не существует. Нефть поднимается сама по себе, доллар тоже падает самостоятельно.
Борис Кагарлицкий отмечает интересный парадокс: общество сегодня игнорирует свое собственное существование. Власти принимают решения без учета последствий для людей, pguэкономические решения принимаются без оглядки на общество. Но это неправильный подход.
Далее Кагарлицкий говорил о том, что саму тему гражданского общества сегодня практически монополизировали «западники», представители праволиберальных сил. Их концепция: гражданское общество – это совокупность профессиональных групп, НКО. Как правило, они создаются сверху, а не снизу, а еще они очень серьезно завязаны на своего инвестора.
Есть и другая крайность. Власти в России, испугавшись засилья западных НКО, стали создавать свои общественные организации по типу движения «Наши». Кагарлицкий полагает, что слабость таких объединений в их несамостоятельности. Они не способны действовать без приказа сверху.
Сам Борис Кагарицкий полагает, что «хорошее», «правильное» гражданское общество должно вырастать снизу, из народа.
Однако в российских регионах сегодня сложилась следующая ситуация: региональные власти, серьезно зависящие от помощи федерального центра, стараются транслировать наверх только положительную картинку.
Они действуют по формуле: «Главное, чтобы в Москву не доходили сведения, что у нас что-то плохо. Если у нас есть проблема, но в Москве об этом не знают, то проблемы нет».
В связи с этим, Борис Кагарлицкий отмечает серьезное противоречие: власти в регионах может быть и хотят способствовать формированию реального гражданского общества, но такие «низовые» организации своей активностью – митингами, протестами, результатами гражданского контроля – будут создавать плохую картинку для федерального центра.
Поэтому естественно, что региональные власти, заинтересованные, чтобы в их областях и республиках царила внешняя тишь да гладь, начинают противодействовать гражданской активности.
Борис Кагарлицкий делает вывод: появление реального гражданского общества в регионах будет затруднено до тех пор, пока сохраняется нынешняя конфигурация взаимоотношений центра и субъектов федерации. В качестве решения проблемы Кагарлицкий предлагает перейти от формальной к настоящей федерализации России. Нужно, чтобы регионы стали менее зависимыми от центра.
Что интересно, после выступления Кагарлицкого почти никто из участников конференции не захотел попробовать его тезис о федерализации на зуб. Основные споры отчего-то развернулись вокруг разных подходов к определению гражданского общества. Беседа опять же проходила в основном в теоретической плоскости.
Впрочем, это было лишь начало конференции. Есть причины полагать, что логика обсуждения естественным образом выведет дискуссию на более практический уровень.
Возможно, в последующие дни конференции участники будут обсуждать нечто более полезное для Пензенской области, что-то более приближенное к реальным проблемам ее полуживого гражданского общества.

Прочитано 3202 раз

Поиск по сайту