Вход для пользователей

Оставьте мальчика в покое!

A A A

11 ноября на сцене театра Доктора Дапертутто состоялась премьера спектакля «Дон Жуан, или любовь к геометрии» по пьесе швейцарского писателя Макса Фриша. Журналист «Улицы Московской» и постоянный зритель ТДД Дарья Мануйлова делится своими впечатлениями от постановки.


Предисловие
Думаю, многие из читателей помнят мою рецензию на спектакль «Дневник Анны Франк on-line», опубликованную в «УМ» полгода назад в преддверии Дня Победы.
После столь эмоционального знакомства я влюбилась в театр Доктора Дапертутто, и за прошедшие полгода посетила все постановки, которые в данный момент идут на сцене.
Разумеется, узнав, что в репертуаре ТДД вскоре появится новый спектакль, я не смогла обойти премьеру стороной.
Как водится, все билеты были распроданы, но на этот раз зрители сидели на скамьях гораздо теснее – желающих узнать историю юного дона Жуана нашлось немало.
После того, как из-за кулис послышался топот и боевой клич актеров, возвещающих о своей готовности, перед публикой выступила режиссер-постановщик театра Наталия Кугель.
Она кратко описала пьесу, заявив, что в ней всем известная фигура дона Жуана предстает в совсем ином свете.
Здесь он не герой-любовник, ищущий любовных забав, а интеллектуал, которому насильно приписывают образ развратника. 

 theatre


Интеллектуал на празднике жизни
На зрителя обрушивается праздник: событиям первого акта сопутствует бал-маскарад. И сразу же становится ясно: юный дон Жуан (Владислав Шабанов) действительно еще не успел разбить ни одного женского сердца. Он упорно прячется от родителей и невесты донны Анны (Валерий Малышев), не уверенный в своей любви к девушке.
По словам его отца, дона Тенорио (Андрей Баронов), дон Жуан полностью равнодушен к женщинам. Ни одна из них не упоминает его в своей исповеди, а в публичном доме юноша только и знает, что играть в шахматы. Его единственная любовь – геометрия.
Образ молодого, не испорченного любовными авантюрами юноши умиляет. Такого дон Жуана хочется пожалеть: вместо того чтобы дать сыну возможность изучать любимую науку, отец насильно пытается сделать его счастливым. В какой-то момент мне хочется крикнуть: «Оставьте мальчика в покое!»
В своей истории дон Жуан не одинок: во все эпохи родители старались дать детям лучшее в надежде, что жизнь чада сложится удачнее их собственной. Однако такие проявления заботы больше походят на попытку «догнать и причинить добро».
Дон Жуан не глуп. Он видит, что не вписывается в окружающую обстановку, и это давит на него – так же, как и недовольство отца. Юноше постоянно приходится бороться со стереотипами, отстаивать право делать то, что нравится. В нем копится напряжение. И скоро оно найдет выход.


Первые курьезы
На маскараде присутствует еще один ключевой герой пьесы – Миранда (Илья Бирюков), проститутка. Пожалуй, она – единственная, кто априори принимает дона Жуана. Встретив его в публичном доме, она влюбляется в юношу, восхищаясь его равнодушием к любовным утехам и наличием цели.
Пробравшись на маскарад, Миранда ищет Жуана, принимая дона Родриго (Валерий Малышев), его единственного друга, за своего возлюбленного.
Ошибка обнаруживается, Миранда убегает, а дон Жуан, будучи в смятении, после короткого разговора с Родриго исчезает в парке.
В это же время в одной из комнат замка «дрожит и прячется от страха» невеста дона Жуана, юная донна Анна. Не желая встречаться с женихом, она, несмотря на все уговоры отца Диего (Иван Коновалов), сбегает в парк.


Окончен бал, погасли свечи
Утром следующего дня донна Эльвира (Илья Бирюков), мать Анны, обнаруживает в волосах дочери землю и траву. Оказывается, ночью в парке она встретила молодого человека и полюбила его.
Звучат трубы, начинается свадьба. В момент, когда невеста снимает фату, дон Жуан немеет. Выясняется, что юноша, с которым Анна провела ночь, и есть дон Жуан. В темноте эти двое не узнали друг друга, и «все было просто и прекрасно». Молодые люди, влюбившись, решили вновь встретиться ночью в парке, чтобы вместе сбежать.
Однако теперь, узнав, что невеста, которая должна была ждать его одного, так легко упала в объятия первого встречного, дон Жуан отказывается дать клятву верности. Он не знает, кого любит, и бросает Анне: «Я потерял вас обеих, обеих в одном лице. Я потерял самого себя».
Юноша покидает замок, а я перестаю что-либо понимать. Мне хочется схватить Жуана за грудки, хорошенько встряхнуть и спросить: «В чем твоя проблема? Вы, в качестве жениха и невесты, пытались сбежать друг от друга, но все равно встретились как случайные возлюбленные – это ли не судьба?»
Но, скорее всего, в этот момент в нашем любителе геометрии играет протест. Ну, либо же его моральные принципы значительно выше моих.


Сплошная трагедия
Наутро дон Жуан сталкивается с Родриго. Друг просит его образумиться и поговорить с безутешной Анной, которая всю ночь ждала жениха у пруда. Жуан же заявляет, что он «свое отлюбил» и «трясине настроений» предпочитает геометрию, в которой «не бывает капризов, из которых слагается человеческая любовь».
Вдруг появляется женщина в подвенечном платье – лицо ее скрыто черной фатой. И я понимаю, что ошиблась насчет дона Жуана и его моральных принципов.
Приняв даму в белом за Анну, он говорит, что провел ночь у донны Эльвиры – ее матери, а затем и у невесты лучшего друга.
Дон Родриго, услышав это, убегает. А «невеста», несмотря ни на что, прощает юношу, и дон Жуан клянется ей в вечной любви.
Но неосознаваемая агрессия, накопившаяся в юноше и нашедшая наконец выход, вовлекает его в калейдоскоп ужасных событий.
Появляется дон Гонсало (Алексей Водопьянов), отец Анны, и сообщает, что Родриго заколол себя. Несостоявшийся тесть хочет драться с доном Жуаном, но тот, ошарашенный смертью друга, лишь отмахивается. Напоровшись на шпагу, дон Гонсало умирает.
Вносят тело донны Анны – настоящей донны Анны. Обезумев, она утопилась в пруду, так и не дождавшись возлюбленного.
Дон Жуан узнает, что скончался и его отец: видя, как сын и донна Эльвира, обнявшись, удалились в спальню, он умер от сердечного приступа – не смог вынести позора.
Дамой в черной фате оказывается Миранда. Она переоделась невестой, чтобы дон Жуан только раз в жизни опустился на колени и поклялся, что «любит только это лицо –лицо донны Анны», ее лицо.
Забыв, что в предыдущем акте мне хотелось дать ему подзатыльник, я искренне жалею юношу. На глаза наворачиваются слезы: я не могу даже представить, что чувствовала бы, потеряй разом всех близких людей.
Уверенная, что эти смерти сломают равнодушие Жуана, обнажат его настоящие чувства, я с замиранием сердца смотрю на него. Но ничего не происходит. Ни рыданий, ни крика, ни ярости – он лишь слегка ошеломлен.
Кажется, трагедия только подстегивает дона Жуана. Он кричит, что не станет креститься и плакать, что «больше ничего не боится». Вместо того чтобы отбросить гордость и смиренно принять случившееся, юноша дерзко бросает вызов судьбе: «Еще посмотрим, кто над кем посмеется – небеса надо мной, или я над ними!»


Дифирамбы
Финал пьесы я оставлю в секрете, чтобы не нарушать интригу и позволить читателям самим узнать, будет ли у трагичной истории дона Жуана счастливый конец. Вместо этого я поделюсь некоторыми яркими впечатлениями, которые, надеюсь, сподвигнут вас увидеть спектакль воочию.
В первую очередь, это прекрасная режиссура. Даже если вам окажется не близко тематическое наполнение пьесы, вам обязательно понравится, как она поставлена. Режиссер-постановщик Наталия Кугель всегда мастерски расставляет акценты, давая возможность зрителю на полтора часа оторваться от реальности и дать волю воображению.
Во-вторых, конечно же, игра актеров. Мужчины из труппы театра Доктора Дапертутто – настоящие профессионалы. Играя как минимум двух персонажей, несколько раз за спектакль меняя образ, они органично смотрятся в каждом, поддерживая тонкую настроенческую линию.
Обожаемой зрителями актерской импровизации в «Доне Жуане» пока нет – спектакль совсем новый. Но, несмотря на это, публика часто взрывалась хохотом: совершенно обычные фразы актеры обыгрывают так тонко, что они превращаются в шутки.
В-третьих, «Дон Жуан, или любовь к геометрии» – очень динамичный спектакль. В нем много движения, музыки и танцев – последние используются и для передачи эмоционального состояния героев, и в качестве связующего звена между актами. Сцены быстро сменяют друг друга, глаз не замыливается: сто минут пролетают незаметно.
В-четвертых, спектакль интересен чисто визуально. В первой части, события которой я обрисовала, актеры облачены в красивые черно-белые костюмы: создается впечатление, будто смотришь фильм 20-х годов.
В-пятых, «Дон Жуан» – это шанс взглянуть на легендарного персонажа под совершенно другим углом. Легко судить и вешать ярлыки, если не знаешь деталей чьей-то судьбы, а этот спектакль демонстрирует ту часть айсберга, которая обычно скрыта под водой.       
А вот «в-шестых» не будет – просто добрый совет: посмотрите постановку. Она, вообще-то, о любви. О том, что рано или поздно она настигает каждого.

Поиск по сайту

Реклама