Самое читаемое в номере

Восхождение в колониальном стиле

A A A

oshkin aПостоянный читатель «Улицы Московской» Владимир Ошкин встретил Новый 2014 г., покоряя самую высокую вершину Африки – Килиманджаро.

Везде свои люди
Великое множество туристов, миллион в год, едут в Танзанию: на Килиманджаро, в национальные парки Нгоронгоро, Серенгети, на остров Занзибар, на пляжный отдых.
Ещё в 2012 г., вернувшись с Камчатки, я написал в танзанийскую турфирму, что мы имеем серьёзные намерения посетить Килиманджаро, парки и океан.
Я и Антон Хрянин, с которым мы вместе 15 лет ходили в горы, сплавлялись по рекам, были организаторами и вдохновителями этого похода.
План подготовки – очень важный аспект. Я находил людей, а Антон вёл переписку, отслеживал финансовые моменты поездки. Задача была, чтобы везде по маршруту Москва – Стамбул – Найроби – Моши нас встречали и провожали свои люди.
oshkin

Время спланировали исходя из того, что на Килиманджаро существует сезонность: сезон дождей – сухой сезон. Самый лучший период, когда дожди уже прошли, влажность кончилась, но жара ещё не началась.
В начале 2013 г., почти за год, мы купили билеты туда-обратно. Группа сложилась из четырёх человек: мы с Антоном, переводчик и врач. Обе женщины – с опытом восхождения на 7-тысячники.
28 декабря мы вылетели из Москвы.
30 декабря в Моши представитель фирмы «Неизведанные тропы» (если перевести на русский), респектабельный, аккуратно подстриженный молодой человек в белой рубашке, «новый танзаниец», поджидал нас в офисе, увешанном дипломами в рамочках, как в России.
По законам Танзании, подниматься на Килиманджаро самостоятельно запрещено. С Кенией договорённость, что восхождение совершается только со стороны Танзании. На гору существует 7 маршрутов. Наш был не самый сложный, но наиболее красивый, рассчитанный на 7 дней.
Почему 16
В турфирме нам сказали: с вами будет 16 человек. Мы очумели: это не в стиле русского туризма и альпинизма. Мы же всё тащим на себе. Даже когда в 2008 г. был на Гималаях, на 5 человек давали 1 носильщика.
oshkin2А Танзания – страна бедная, больше половины населения занято вокруг туризма. Они создают белым людям шикарные суперусловия.
Самыми главными были 2 сертифицированных гида, Джоб и Эммануэль, отвечавшие за безопасность, здоровье и успех нашей экспедиции. Каждый более 100 раз восходил на Килиманджаро.
Ещё повар, официант, «туалет-мен», который все 7 дней таскал биотуалет. Остальные 9 – носильщики (портеры).
У нас у каждого было 2 рюкзака: экспедиционный и трекинговый. Большой забирал личный портер, а мы шли с маленькими. Гид, важная персона, тоже шёл налегке.
Портеры тащили всё: палатки, рюкзаки, матрасы – не пенки, а 10 см толщиной тёплые и тяжелые матрасы, на которых вообще не чувствовалось камней.
Они тащили в специальных холодильниках свежие продукты: мясо, рыбу, курятину, муку, рис мешками, макароны, картошку. Никакой тушёнки!
Арбузы тащили, ананасы, манго, бананы.
А также мусор в мешках – до конца маршрута.
Наши гиды и портеры были из племени масаев. Самому молодому было 18 лет, самому старшему – около 50. Все ребята крепкие, спортивные, подтянутые. Поражаешься, как он идёт и тащит корзины и коробки на голове. Парочка из них, может, покуривала травку.
Экспедиция проходила в английском колониальном стиле. Я спрашивал: «Антон, ты не чувствуешь себя колонизатором?»
oshkin3Когда такое было?! Они тащат палатку-столовую, тащат стол и кресла раскладные на нас четверых. Каждое утро складывают, каждый вечер раскладывают, накрывают стол белой скатертью, кладут вилку, нож, ложку из нержавейки. На столе – кофе, какао, чай, мёд, масло, джемы всевозможные, специи. Обед шикарный: рыба в кляре, курица, рис.
Мы могли спокойно ходить, смотреть и наслаждаться. Даже лагерь разбивать не надо было. Часть команды шла вперёд, и ты приходил – лагерь уже стоял.
Ты уже привыкал к этой хорошей жизни и кричал: водички! И личный портер поливал горячей водой из кружечки в тазик, женщинам – в свой, мужчинам – в свой. Ты моешь руки – он полотенце подаёт.
Гигиену соблюдать надо, потому что существует опасность заражения. На кенийско-танзанийской границе надо обязательно предъявлять специальный международный сертификат, что сделана прививка от жёлтой лихорадки. Её делают всего в 10 центрах в России. Лично я выезжал специально в Самару.
Новый год на высоте 3000 м
У ворот национального парка «Килиманджаро» стоит танзаниец с русским автоматом. Начинается oshkin4оформление: расписываешься в специальной книге, как зовут, какая страна, с какой фирмой едешь, состояние здоровья, кто твои гиды и т. п.
До стартовой точки, 1800 м над уровнем моря, доехали на микроавтобусе. Мы вышли на маршрут 31 декабря и в 1-м лагере, на высоте 3000 м, встречали Новый год. Вокруг разбили палатки другие группы, но европейцам Новый год до лампочки, гиды – католики и мусульмане.
У нас с собой было чуть-чуть российского запаса, решили слегка отметить. Поскольку команда была интернациональная: местные, европейцы – пришлось нам на Новый год петь Интернационал.
Сама гора – огромный вулканище длиной 100 км, шириной 60 км. Пока ты поднимаешься, проходишь 5-6 климатических зон, как будто от юга и до севера идёшь.
Первая зона – саванна. Земли там везде красно-коричневые, образовались в результате извержения вулкана. На огромных плантациях растёт кофе, сизаль, бананы, картошка, кукуруза. 1800 м – зона тропического леса, пышная растительность. Все комнатные цветы, которые продают у нас в магазинах, оттуда.
В 1-й день мы шли тропическим лесом. Очень красиво: всевозможные деревья, кусты, цветы, лианы. После тропического леса – редколесье. Выше 3000 м – зона тундры: мхи, лишайники, редкие кустики. Свыше 4000 – каменная пустыня, ландшафты чудесные, дикие, пустынные.
Мы примерно по 1 дню провели в каждой климатической зоне. Маршрут проложен так, что ты идёшь по спирали, и дивные виды открываются каждый раз с разных сторон. Подъём одной дорогой, а спуск – другой, чтобы не мешать поднимающимся.
По пути встречались птички разные, обезьянки. Нас преследовали белошеие вороны размером с маленького орла. Мы даже снимок сделали «Ты добычи не дождёшься».
На пике Свободы с «Улицей Московской»
Методика восхождения у танзанийцев поставлена очень хорошо. Мы выбрали 7-дневный поход в связи с тем, что нужно было проходить акклиматизацию. Если сразу вверх – не хватает кислорода.
1-й лагерь был на высоте 3000 м, 2-й – 3600 м, 3-й –
3900 м. Из лагеря на 3900 м мы сделали с лёгкими рюкзачками вылазку на 4200 и спустились обратно. Из следующего лагеря на 4200 м для тренировки поднялись на 4600 и снова спустились.
На 5-й день мы прибыли в штурмовой лагерь на высоте 4600 м. Предстояло подняться приблизительно на 1400 м. Подъём теоретически занимает 7-8 часов. Выход – на 6-й день в полночь.
Почему в полночь? К обеду с тропических лесов поднимается туман и заволакивает всё, видимости нет. Во-вторых, рассвет на вершине – это несказанная красота.
Покорять Килиманджаро с нами шли трое: два гида и портер. Потянулась дорога из огоньков: 7 маршрутов с налобными фонариками тянутся к вершине. Поднимаешься на 5700 м (стелла-пойнт) к кальдере вулкана и затем к самой высокой точке движешься уже по краю усеченного конуса. Идёшь по снегу, по льдам до высоты 5895 м. Справа – жерло вулкана, слева – гора.
Говорят, что на Килиманджаро снега тают, но ледники мы встречали высотой с 9-этажный дом.
Сначала нормально было, потом кислорода стало не хватать. Гиды всё кричали: «Поле, поле!» Это на языке суахили означает «тише, тише», медленнее то есть.
Тяжело было. Башка болит, тебя мутит, и толпа народу – человек 200, потому что тропа на самый верх, к пику Свободы (бывший пик Вильгельма), одна единственная.
Дошли рваным темпом. У меня, когда вышли на стелла-пойнт, открылось 2-е дыхание. Я всех обогнал и пришёл первым. Мы поднялись к вершине в 6.45. Лучи восходящего солнца над Африкой, ветер, мороз – 15°С. Приятно, не каждый день русские на Килиманджаро поднимаются.
Это святая гора для 120 проживающих вокруг племён. В переводе с суахили означает «сверкающая гора», с вакамбы – «гора, где пропадают люди».
Мы плясали с неграми. Сфотографировались вместе с российским флагом, флагом клуба «Загоскинъ» и любимой газетой у щита с поздравлениями, на самой высокой точке Африки, 5895 м над уровнем моря.
За деньги не купишь
Спуск занял 2 дня. В турфирме нам выдали заветные сертификаты, подписанные генеральным директором национального парка «Килиманджаро», кто, когда, в каком возрасте совершил восхождение.
Процент восхождения на гору не очень-то высокий, около 60%. Остальные поднимаются до какого-то уровня – и всё, прощай Килиманджаро.
Абрамович, например, тоже приезжал, но не взобрался. Задохнулся и «сдох», как говорят альпинисты. Не всё можно за деньги, оказывается.