Восхождение в колониальном стиле

A A A

oshkin aПостоянный читатель «Улицы Московской» Владимир Ошкин встретил Новый 2014 г., покоряя самую высокую вершину Африки – Килиманджаро.

Везде свои люди
Великое множество туристов, миллион в год, едут в Танзанию: на Килиманджаро, в национальные парки Нгоронгоро, Серенгети, на остров Занзибар, на пляжный отдых.
Ещё в 2012 г., вернувшись с Камчатки, я написал в танзанийскую турфирму, что мы имеем серьёзные намерения посетить Килиманджаро, парки и океан.
Я и Антон Хрянин, с которым мы вместе 15 лет ходили в горы, сплавлялись по рекам, были организаторами и вдохновителями этого похода.
План подготовки – очень важный аспект. Я находил людей, а Антон вёл переписку, отслеживал финансовые моменты поездки. Задача была, чтобы везде по маршруту Москва – Стамбул – Найроби – Моши нас встречали и провожали свои люди.
oshkin

Время спланировали исходя из того, что на Килиманджаро существует сезонность: сезон дождей – сухой сезон. Самый лучший период, когда дожди уже прошли, влажность кончилась, но жара ещё не началась.
В начале 2013 г., почти за год, мы купили билеты туда-обратно. Группа сложилась из четырёх человек: мы с Антоном, переводчик и врач. Обе женщины – с опытом восхождения на 7-тысячники.
28 декабря мы вылетели из Москвы.
30 декабря в Моши представитель фирмы «Неизведанные тропы» (если перевести на русский), респектабельный, аккуратно подстриженный молодой человек в белой рубашке, «новый танзаниец», поджидал нас в офисе, увешанном дипломами в рамочках, как в России.
По законам Танзании, подниматься на Килиманджаро самостоятельно запрещено. С Кенией договорённость, что восхождение совершается только со стороны Танзании. На гору существует 7 маршрутов. Наш был не самый сложный, но наиболее красивый, рассчитанный на 7 дней.
Почему 16
В турфирме нам сказали: с вами будет 16 человек. Мы очумели: это не в стиле русского туризма и альпинизма. Мы же всё тащим на себе. Даже когда в 2008 г. был на Гималаях, на 5 человек давали 1 носильщика.
oshkin2А Танзания – страна бедная, больше половины населения занято вокруг туризма. Они создают белым людям шикарные суперусловия.
Самыми главными были 2 сертифицированных гида, Джоб и Эммануэль, отвечавшие за безопасность, здоровье и успех нашей экспедиции. Каждый более 100 раз восходил на Килиманджаро.
Ещё повар, официант, «туалет-мен», который все 7 дней таскал биотуалет. Остальные 9 – носильщики (портеры).
У нас у каждого было 2 рюкзака: экспедиционный и трекинговый. Большой забирал личный портер, а мы шли с маленькими. Гид, важная персона, тоже шёл налегке.
Портеры тащили всё: палатки, рюкзаки, матрасы – не пенки, а 10 см толщиной тёплые и тяжелые матрасы, на которых вообще не чувствовалось камней.
Они тащили в специальных холодильниках свежие продукты: мясо, рыбу, курятину, муку, рис мешками, макароны, картошку. Никакой тушёнки!
Арбузы тащили, ананасы, манго, бананы.
А также мусор в мешках – до конца маршрута.
Наши гиды и портеры были из племени масаев. Самому молодому было 18 лет, самому старшему – около 50. Все ребята крепкие, спортивные, подтянутые. Поражаешься, как он идёт и тащит корзины и коробки на голове. Парочка из них, может, покуривала травку.
Экспедиция проходила в английском колониальном стиле. Я спрашивал: «Антон, ты не чувствуешь себя колонизатором?»
oshkin3Когда такое было?! Они тащат палатку-столовую, тащат стол и кресла раскладные на нас четверых. Каждое утро складывают, каждый вечер раскладывают, накрывают стол белой скатертью, кладут вилку, нож, ложку из нержавейки. На столе – кофе, какао, чай, мёд, масло, джемы всевозможные, специи. Обед шикарный: рыба в кляре, курица, рис.
Мы могли спокойно ходить, смотреть и наслаждаться. Даже лагерь разбивать не надо было. Часть команды шла вперёд, и ты приходил – лагерь уже стоял.
Ты уже привыкал к этой хорошей жизни и кричал: водички! И личный портер поливал горячей водой из кружечки в тазик, женщинам – в свой, мужчинам – в свой. Ты моешь руки – он полотенце подаёт.
Гигиену соблюдать надо, потому что существует опасность заражения. На кенийско-танзанийской границе надо обязательно предъявлять специальный международный сертификат, что сделана прививка от жёлтой лихорадки. Её делают всего в 10 центрах в России. Лично я выезжал специально в Самару.
Новый год на высоте 3000 м
У ворот национального парка «Килиманджаро» стоит танзаниец с русским автоматом. Начинается oshkin4оформление: расписываешься в специальной книге, как зовут, какая страна, с какой фирмой едешь, состояние здоровья, кто твои гиды и т. п.
До стартовой точки, 1800 м над уровнем моря, доехали на микроавтобусе. Мы вышли на маршрут 31 декабря и в 1-м лагере, на высоте 3000 м, встречали Новый год. Вокруг разбили палатки другие группы, но европейцам Новый год до лампочки, гиды – католики и мусульмане.
У нас с собой было чуть-чуть российского запаса, решили слегка отметить. Поскольку команда была интернациональная: местные, европейцы – пришлось нам на Новый год петь Интернационал.
Сама гора – огромный вулканище длиной 100 км, шириной 60 км. Пока ты поднимаешься, проходишь 5-6 климатических зон, как будто от юга и до севера идёшь.
Первая зона – саванна. Земли там везде красно-коричневые, образовались в результате извержения вулкана. На огромных плантациях растёт кофе, сизаль, бананы, картошка, кукуруза. 1800 м – зона тропического леса, пышная растительность. Все комнатные цветы, которые продают у нас в магазинах, оттуда.
В 1-й день мы шли тропическим лесом. Очень красиво: всевозможные деревья, кусты, цветы, лианы. После тропического леса – редколесье. Выше 3000 м – зона тундры: мхи, лишайники, редкие кустики. Свыше 4000 – каменная пустыня, ландшафты чудесные, дикие, пустынные.
Мы примерно по 1 дню провели в каждой климатической зоне. Маршрут проложен так, что ты идёшь по спирали, и дивные виды открываются каждый раз с разных сторон. Подъём одной дорогой, а спуск – другой, чтобы не мешать поднимающимся.
По пути встречались птички разные, обезьянки. Нас преследовали белошеие вороны размером с маленького орла. Мы даже снимок сделали «Ты добычи не дождёшься».
На пике Свободы с «Улицей Московской»
Методика восхождения у танзанийцев поставлена очень хорошо. Мы выбрали 7-дневный поход в связи с тем, что нужно было проходить акклиматизацию. Если сразу вверх – не хватает кислорода.
1-й лагерь был на высоте 3000 м, 2-й – 3600 м, 3-й –
3900 м. Из лагеря на 3900 м мы сделали с лёгкими рюкзачками вылазку на 4200 и спустились обратно. Из следующего лагеря на 4200 м для тренировки поднялись на 4600 и снова спустились.
На 5-й день мы прибыли в штурмовой лагерь на высоте 4600 м. Предстояло подняться приблизительно на 1400 м. Подъём теоретически занимает 7-8 часов. Выход – на 6-й день в полночь.
Почему в полночь? К обеду с тропических лесов поднимается туман и заволакивает всё, видимости нет. Во-вторых, рассвет на вершине – это несказанная красота.
Покорять Килиманджаро с нами шли трое: два гида и портер. Потянулась дорога из огоньков: 7 маршрутов с налобными фонариками тянутся к вершине. Поднимаешься на 5700 м (стелла-пойнт) к кальдере вулкана и затем к самой высокой точке движешься уже по краю усеченного конуса. Идёшь по снегу, по льдам до высоты 5895 м. Справа – жерло вулкана, слева – гора.
Говорят, что на Килиманджаро снега тают, но ледники мы встречали высотой с 9-этажный дом.
Сначала нормально было, потом кислорода стало не хватать. Гиды всё кричали: «Поле, поле!» Это на языке суахили означает «тише, тише», медленнее то есть.
Тяжело было. Башка болит, тебя мутит, и толпа народу – человек 200, потому что тропа на самый верх, к пику Свободы (бывший пик Вильгельма), одна единственная.
Дошли рваным темпом. У меня, когда вышли на стелла-пойнт, открылось 2-е дыхание. Я всех обогнал и пришёл первым. Мы поднялись к вершине в 6.45. Лучи восходящего солнца над Африкой, ветер, мороз – 15°С. Приятно, не каждый день русские на Килиманджаро поднимаются.
Это святая гора для 120 проживающих вокруг племён. В переводе с суахили означает «сверкающая гора», с вакамбы – «гора, где пропадают люди».
Мы плясали с неграми. Сфотографировались вместе с российским флагом, флагом клуба «Загоскинъ» и любимой газетой у щита с поздравлениями, на самой высокой точке Африки, 5895 м над уровнем моря.
За деньги не купишь
Спуск занял 2 дня. В турфирме нам выдали заветные сертификаты, подписанные генеральным директором национального парка «Килиманджаро», кто, когда, в каком возрасте совершил восхождение.
Процент восхождения на гору не очень-то высокий, около 60%. Остальные поднимаются до какого-то уровня – и всё, прощай Килиманджаро.
Абрамович, например, тоже приезжал, но не взобрался. Задохнулся и «сдох», как говорят альпинисты. Не всё можно за деньги, оказывается.
Продолжение следует.

Прочитано 1534 раз

Уважаемый читатель!

Наверное, если вы дочитали эту публикацию до конца, она вам понравилась. Очень на это рассчитываем.
Верим в то, что сравнительно малочисленная аудитория «Улицы Московской» вместе с тем еще и верная аудитория. Верная принципам открытого и свободного общества.
Открытое общество, одним из элементов которого является справедливая и сбалансированная журналистика «Улицы Московской», может существовать исключительно на основе взаимной ответственности и взаимных обязательств.
Мы бросаем вызов власти и призываем ее к ответственности.
Мы ставим под сомнение справедливость существующего положения вещей и готовим наших читателей к тому, что все еще изменится.
Мы рассказываем о вещах, о которых власть хотела бы умолчать, и даем шанс обиженным донести свою правду.
Но мы нуждаемся в вашей поддержке.
И если вы готовы потратить посильные вам средства для поддержания свободного слова, независимых журналистских расследований, мы потратим ваши средства на эти цели.